Наверное, мы бы никогда не остановились у хаты Зинчуков, хотя оригинальный забор вокруг их подворья — на зеленом фоне кисти винограда — таки привлек внимание. Мало ли в волынских селах хозяев с художественным вкусом?.. Но необычный памятник над дорогой заставил замедлить ход автомобиля. И оказалось: этот мемориал местного значения имеет прямое отношение к людям, которые так любовно украсили и свое семейное гнездышко.
О том, что этот мемориал построили не просто так, свидетельствовало уже само его местоположение: на сельской улице, с обеих сторон гороховской трассы, но сразу за забором. И представляет он собой стелу с иконами, большим крестом, с местом для проведения службы Божьей. Невысокое ограждение и фонари по сторонам... Сделано все добротно, по- хозяйски. Первый же прохожий, Владимир Антонович Стець, объяснил, что архитекторами и строителями этого чуда являются его соседи Зинчуки.
— Они за памятником присматривают, убирают здесь, вечерами включают освещение...
Виталий Григорьевич Зинчук оказался местным столяром. Но «движущей силой процесса» была жена, Антонина Юрьевна.
Этот дом они приобрели в 1969 году, переселившись из Ватина.
— Это был хутор, хата то здесь, то там... А само село, оно называлось Старостав, впоследствии присоединенное к Холоневу, вон там, за деревьями, — рассказывает. — И все время, сколько здесь живем, случались на нашей дороге аварии. Сколько горя мы насмотрелись! То отец с сыном погибли, то супруги ехали из Пустомит или Печихвостов... Вон там мужчина на мотоцикле разбился...
— Во время войны много людей побили то ли немцы, то ли поляки, — добавляет человек.
В Холоневе существование своеобразной «черной дырки» на дороге объясняли тем, что испокон веков недалеко от хаты Зинчуков стояла «фигура». Так в волынских селах называют высокий деревянный крест, который ставят или на перекрестках, или при въезде в населенный пункт. Украшают его лентами, рушниками, цепляют иконки. Но в 60-х годах прошлого века холоневскую «фигуру» разрушили «воинствующие атеисты», которые специально приезжали из Горохова. К тому периоду народ и относит начало массированного навала смертей на дороге... Но когда несколько лет назад в нескольких метрах от родного дома машина сбила насмерть 4 летнего мальчика, Зинчуки решили что-то делать... Тарасик был очень желанным ребенком в семье, его мама, соседка Зинчуков, вышла второй раз замуж и, уже имея взрослых дочерей, решилась еще на одну беременность. И шофер же как будто и не гнал машину, но злая сила как будто нарочно свела его с ребенком на одной дороге. Сначала планировалось просто возродить «фигуру». Но впоследствии творческий замысел трансформировался в своеобразную стену плача.
— Сын видел что-то подобное на Львовщине, приехал, рассказал, а мы уже с дедушкой придумали свой проект, — говорит Антонина Юрьевна.
Мемориал сооружало едва ли не все село. Один человек сам строил дом, так дал своих мастеров. Другие выделили песок и дерево. Зинчук с сыном построили заборчик. Люди складывались на покупку цемента, краски, сажали цветы... Много помогали фермер Василий Могилецкий, дедушка и бабушка Тарасика, свой вклад сделал и водитель машины-убийцы.
— Мы даже месяца не работали, верите? За три недели все и построили.
Идею стены плача поддержал местный священник отец Роман (ныне он служит в Горохове). После завершения строительства из церкви к мемориалу прошел крестный ход, место памяти освятили. Тарасик погиб накануне Троицы, поэтому во второй день праздника здесь всегда проходит служба Божья. На Пасху святят пасхи, на Крещение — воду, на Рождество Зинчуки выставляют елочку и небольшой вертеп. И в будни люди приходят сюда помолиться, дети, когда мимо идут, перекрестятся, а молодежь, для которой как будто нет ничего святого, проходя мемориал, перестают (замечала Антонина Юрьевна) материться...
— И что, повлияло это сооружение на количество аварий?..
— 5 лет, как, слава Богу, не погиб больше ни один человек!
Над стеной плача Зинчуки планировали сделать еще крышу, чтобы не мочил дождь, не засыпал снег. Но теперь не хватает денег... Однако и так мемориал производит впечатление, люди признаются, что чувствуют здесь успокоение. А в нескольких метрах от мемориала, на дворе обычной сельской хаты, словно ожившая сказка от бабушки и дедушки! Двор у Зинчуков, собственно, небольшой. Но почти все пространство занимает сказочная опушка, на которой есть и теремок для белочки, и дупло, в котором живет «Сава!» (героиня мультфильма о Винни-Пухе), и хатка для мышки, и колодец, и грибочки (сделаны из старых мисок). «Гуляют» по опушке игрушечные мальчик и девочка под зонтиками. Теремок и домик для «Савы» появились после того, как хозяин обрезал старую грушу на дворе. Еще планировал сделать и... фонтанчик. Антонина Юрьевна все жалеет, что мы проезжали мимо их хаты поздней осенью, а не летом. Тогда бы увидели на опушке лешего, сбоку, у стены хаты, была еще одна опушка, оплетенная лозой, на которой жили лебедь, рак и щука. Все эти чудеса дедушка и бабушка изготавливают для своих пятерых внуков из подсобного материала. Даже скамейка на дворе не обычная, а из толстой ветки, которую в лесу нашли! Перед окнами дома большая часть огорода отгорожена плотом. Это своеобразный уголок отдыха и игр для внуков. Стоят стол, лавочки. Это же сколько картошки здесь выросло бы, а они для того, чтобы внукам «было весело», земли не жалеют.
Гостеприимные хозяева разрешают познакомиться с их «хоромами». Внутри их дом тоже необычный. На одной стене — фотошпалеры с видом... Санта-Барбары. На столе — прекрасная деревянная лампа с абажуром, вырезанным лобзиком. И подобных оригинальных вещей здесь немало. Лампу же Антонине Юрьевне изготовил в подарок сын Виктор. Он работал агрономом, однако с детства любимыми игрушками были у него молоток, гвозди...
— Часто говорил: «Мама, если бы вы знали, как дерево пахнет!» И когда какой праздник, надо отдохнуть, так он просто мучался, пока пройдет, чтобы опять взять лобзик или стать за станок, — вспоминает Антонина Юрьевна.
Так сложилось, что не агрономия, а столярничество ныне стало делом, которое кормит и семью Виктора. В доме многое сделано его руками: кровати детям, стол, «стенка» в детской...
Конечно, люди с такой творческой фантазией и талантливыми руками не могли просто восстановить старую «фигуру», а сумели воплотить память (и выразить предостережение!) в сооружении, которое стало мемориалом не только холоновского масштаба. На вопрос, а как они относятся к явлению, когда на месте дорожных аварий устанавливают кресты, делают символические могилы, Зинчуки и их соседи говорят:
— Крест должен стоять там, где похоронено тело. А то душа, так и отец Роман говорил, мечется... Где такие кресты стоят, там черт крутит. Нужно за душу молиться!
По этому поводу холоновский сельский председатель Антонина Емельяновна Брыкайло рассказала интригующую историю. За селом, над дорогой, которая ведет в Марьяновку, когда-то была похоронена владелица этих земель госпожа Холоновская. В советские времена памятник на ее могиле уничтожили, могилу сравняли с землей. И госпожа начала мстить. Аварии происходили одна за одной... Когда сельским председателем стала Брыкайло (и времена изменились), то могилу восстановили, поставили крест, освятили. Местный батюшка и процессия из церкви прошли по дороге, освятили и ее. И — словно на том свете остановили «пластинку» с похоронным маршем. Больше смертей на этом отрезке дороги не случается.