Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тернистый путь свободы и творчества

Репортаж с автопробега «Схiд — Захiд разом назавжди»
4 августа, 2005 - 18:49
НАРЯДНЫЕ ЧЕТЫРЕХ-ПЯТИЭТАЖНЫЕ ДОМА ТЕРНОПОЛЯ С ЦВЕТОЧНЫМИ КАДКАМИ НА ОКНАХ И ВЫМЫТЫЕ МОЩЕНЫЕ УЛОЧКИ НАПОМИНАЛИ АНТУРАЖ ЕВРОПЕЙСКИХ СТОЛИЦ / НА КАЗАЦКИХ ХОРУГВЯХ БЫЛИ И КРЕСТ, И ПОЛУМЕСЯЦ. ТАКОГО СИНТЕЗА ЗАПАДНЫХ И ВОСТОЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ Я ЕЩЕ НЕ ВИДЕЛ В КАЧЕСТВЕ РЕАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АТРИБУТИКИ ВОЗЛЕ ВХОДА В МУЗЕЙ — ДВОЕ ДЕТИШЕК. ДЕВОЧКА ЛЕТ ШЕСТИ ДЕРЖАЛА НАД ГОЛОВОЙ ИКОНУ, А МАЛЬЧИК ЛЕТ ОДИННАДЦАТИ — КАЗАЦКУЮ ПАПАХУ. К ПРОЦЕДУРЕ ВСТРЕЧИ ОНИ ОТНОСИЛИСЬ КРАЙНЕ СЕРЬЕЗНО. НИ ТЕНИ УЛЫБКИ. ЧТО БЫЛО ОЧЕНЬ ТРОГАТЕЛЬ

Продолжение. Начало в номерах «Дня» за 8, 15, 22 и 29 июля

КРЕСТ И ПОЛУМЕСЯЦ

Оказываемся в городке Зборов Тернопольской области. Подъезжаем к музею «Зборовская битва».

Нас торжественно встречает вокальный квартет напротив памятника Богдану Хмельницкому. А возле входа — двое детишек. Девочка лет шести держала над головой икону, а мальчик лет одиннадцати — казацкую папаху. Причем к процедуре встречи они относились крайне серьезно. Ни тени улыбки. Что было очень трогательно!

Внутри музея, кроме, понятно, самой панорамы «Зборовская битва», больше всего поразили казацкие полковые знамена, называемые корогвами (по-русски — хоругвями). На одном и том же флаге — крест и полумесяц, который, как известно, является символом ислама. Что касается христианского символа — там были, в основном, равнолучевые кресты, называемые «греческими». Такого синтеза западных и восточных элементов я еще никогда не видел в качестве реальной политической атрибутики. А меня это чрезвычайно интересует!

Когда я выработал философскую систему Вертикали+Горизонтали (серия статей в «Дне», подробнее на сайте www.ryliov.narod.ru), показывающую современную интеграцию Востока и Запада, я пытался их соединить в едином знаке — западный крест (условно — флаг Великобритании) и круг (флаг Японии). Символика Богдана Хмельницкого, представленная в музее над его портретом, примерно так и выглядела. Это потрясло меня окончательно!

На вопросы относительно казацкой символики местный экскурсовод, правда, ничего определенного сказать не мог.

В Киеве я поинтересовался у специалистов. Они сказали, что корогвы носили не только военный, но и религиозный характер. Но, безусловно, выражали и политическую конъюнктуру, отражая срединное положение Украины: между Западом и Востоком. Полумесяц богини Иштар на них был результатом союза казаков с крымским ханом, в свою очередь — вассалом Турции. (Кстати, наличие на корогвах шестиугольной звезды Давида специалисты объяснить не могли. Вопрос открыт.)

Разрабатывая философскую символику В+Г, я уж никак не мог предположить, что «политически» казаки меня «опередили». На 350 лет! Значит, западно-восточный, универсальный, взгляд характерен для нашей земли. А теперь — и актуален!

Но вернемся к историческим событиям тех лет. Что касается самой Зборовской битвы (эспрессивно изображенной на полотне), — тут экскурсоводы разбирались.

15 августа 1648 года казаки совместно с татарами нанесли польским войскам почти непоправимый удар. «Почти», потому как крымский хан Ислам-Гирей III (из стратегических соображений) в последний момент предал Богдана Хмельницкого, заставив его пойти с польским королем Яном Казимиром на соглашение. И хотя Украина в результате этого нахальства не получила окончательной независимости, но официально за ней было закреплено множество вольностей. И, по сути, Зборовский договор утвердил победу восстания украинцев, возглавляемого Хмельницким. В противном случае восставшие считались бы преступниками. Это было «началом конца» Речи Посполитой и стартом — для украинской государственности. Вот так. На картине изображена отчаянная рубка казацко- татарской конницы с поляками...

Из забавных экспонатов музея мне понравился женский манекен, наряженный в национальную одежду, рядом с которым стояла запасная пара сапожек. Размер — ее. Манекенов со сменной обувью я еще не видел. Как для искусственной красотки — прямо модница...

ИЗ РАЯ — В АД

Вечером приезжаем в Тернополь. На полгорода — тернопольский пруд. Красивейшее, роскошное водохранилище, обрамленное ивами и старинными зданиями. Жаль, но оно не имеет собственного названия. В чудном кафе на берегу этого безымянного пруда легко представить, что мы на швейцарском озере. Портил вид дребезжащий «Москвич-412» синего цвета, который регулярно проносился мимо нашего столика. Только дым развеется и иллюзия «швейцарскости» нас снова захлестнет, — он опять, зараза, не дает «породнится» с Европой. Символично! Мы уже пари заключали, думая, что это — последний «прогон». Ан нет! Итого — семь раз насчитали. Наверное, извозом промышляет, поскольку вокруг озера — сплошные увеселительные заведения.

Мы узнали, что тернопольчане вообще обожают ходить в ночные клубы и кафе. У каждого заведения — своя «фишка». Начиная от экспозиции земноводных до любителей шансона (я бы предпочел пресмыкающихся).

Утром мы попали в центр Тернополя. Нарядные четырех-пятиэтажные дома с цветочными кадками на окнах и вымытые мощеные улочки напоминали антураж европейских столиц. Уютно и комфортно.

Однако мы побывали в таком месте (само здание, кстати, тоже украшено дивными фиолетовыми цветами), где раньше было НКВД, позднее — СИЗО, а сейчас — «Музей политзаключенных и репрессированных».

Спускаемся по узкой подвальной лестнице. Рядом с мотком колючей проволоки — портрет Виктора Андреевича. По-видимому, Президент у автора этой идеи ассоциируется с освобождением.

Я когда-то читал в «Новом мире» «Архипелаг Гулаг» Солженицына. Но бросил после того как во сне... проснулся в камере. Меня тогда впечатлил факт, что камера с трудом закрывалась из-за огромного количества СТОЯЩИХ людей...

И Солженицына сейчас вспомнили, и эти самые камеры показали. В сырые подвальные помещения запихивали до 25—30 человек. Спали на полу. Из-за тесноты в камерах во время сна поворачивались на другой бок вместе, по команде. Днем приходилось сидеть на бетонном полу, подстелив мешок. Кто плохо себя вел — в карцер, где по щиколотку — ледяная вода.

НКВД тут свирепствовало в 30— 50 е годы. В 70-е было «послабление». Вместо бетонного пола — деревянный. Появились металлические кровати. В этом «улучшенном» СИЗО сидел и украинский писатель-диссидент Василь Стус.

Насмотрелись мы и на знаменитые «параши», которыми, зачастую, по «зэчной памяти» называем общественные туалеты. Эти выварки с ручками — страшнее самых неприглядных общественных уборных.

В музее есть манекены в форме бойца УПА и ЗК. Седогривый экскурсовод вспоминал, что в 1947 году, когда он был мальчиком, в его селе в Западной Украине НКВДисты для устрашения расстреливали активистов УПА и раскидывали их трупы перед школой...

Здесь представлены модели арестантского вагона и лагеря. В лагере норма — три кубометра леса. По 14 километров приходилось добираться до лесосеки, мороз 40 градусов, два метра снег. Не даешь норму — урезали паек. Физически слабых это приводило в состояние полного истощения.

Делились бараки на усиленного и общего режима. Там, где усиленного, — давали крохи. Солженицын подробно описал эти мытарства в «Одном дне Ивана Денисовича». Присказка охраны: «Будете хорошо работать — похороним в гробах». Поскольку зачастую мертвых сваливали так, прямо в мерзлые ямы...

Лично я с большим удовольствием вышел из этого музея. Даже, откровенно говоря, не особенно хотелось фотографироваться на его фоне, как сделало большинство. Как-то не тянуло.

ПОЛЯРНОСТЬ ИВАНА МАРЧУКА

Напоследок тяжкое впечатление от тюрьмы было сглажено посещением выставки талантливейшего украинского художника Ивана Марчука, экспонировавшейся в местном краеведческом музее.

Все его вещи, хотя и сделаны с особым, присущим только ему «почерком», выполнены в разных стилях: от реализма (хотя его пейзажи близки к реализму, но это реализм плюс поэзия) до сюрреалистических и даже абстрактных работ. На всех полотнах присутствует его особая манера письма: изображение маленькими, игольчатыми штришками. И каждый — тщательно выверен.

Я бы разделил его картины на «горячие» и «холодные». Первые написаны в красно-желтой цветовой гамме, другие — в сине-серой.

Вот, к примеру, сюрные портреты, связанные с музыкой. «Звуки сопилки» — в желтых тонах. Там ребенок тянется к взрослому, играющему на инструменте. А «Разорванная мелодия» — черно- серая. Там музыкант с разрушенной скрипкой горестно внимает другому, дующему в сопилку.

Пейзажам Марчука присуща и некоторая космичность. Кажется, солнце, вставшее над рекой, в своем ослепительно желтом сиянии является горячим центром Вселенной. В то время как на соседнем пейзаже: серебристо-синяя луна, застывшая над черным лесом и полем, — источник космического холода. Но обе эти картины проникнуты тончайшей поэтикой.

Соответственно цвету — и настроение картин: от мажорного до минорного. Я бы сказал, мастер пытается одни свои вещи уравновесить другими, остро ощущая полярность мира.

Возле картины «Я чую голос твій» (страстного, багрового оттенка) мы заспорили: то ли это шлягер Святослава Вакарчука (где звучит это строка, точнее, близкая ей — «Я почую голос твій...») появился раньше, то ли творение Марчука вдохновило лидера «Океана Эльзы» на создание песни. Дата написания шедевров совпадала — 1996 год. Для экипажа «Дня» тема была актуальной, поскольку мы всю дорогу подпевали хитам этой рок-группы.

Все-таки решили, что это молодой Вакарчук вдохновился произведением более зрелого (в смысле возраста) художника. А может, это случайное совпадение.

Но уж точно не случайно, что в Каменец-Подольске, куда вскоре прибыл наш караван, в замке мы встретили экс- гитариста «Океана Эльзы» — Павла Гудимова, чьими четкими гитарными рифами наслаждались весь автопробег.

Об этой встрече, об уникальном Черновицком университете и Хотинской крепости — читайте в следующем пятничном номере.

Организаторы автопробега : фонд «Cхід—Захід разом», Всеукраинский автомобильный клуб журналистов, фонд «Журналистская инициатива».
Спонсоры: AsMAP (ассоциация международных автомобильных перевозчиков), страховая компания «Универсальная», минеральная вода «Моршинська», «НАФТОГАЗ України»

Константин РЫЛЕВ, «День». Фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ