Жил себе в Николаеве XIX века мажор, сын адмирала, командира Черноморского флота и портов, переселенца из оккупированной Греции — Аркас. Хороший дом, почти дворец, уважение, почет, добротное образование, возможная карьера. Но Николай Николаевич, послужив мировым судьей в губернском Херсоне, окунулся с головой в общественную жизнь. Довел ее до логического этапа — формирования в имперском городе филиала украинистского общества «Просвіта», который и возглавил. Но и это еще не все заслуги грека с украинским сердцем Аркаса.
Удивительный персонаж из истории развития гражданского общества во флотском Николаеве, где более 100 лет был расквартирован штаб флота, а сам российский монарх приезжал руководить обороной Севастополя во время Крымской войны.
Не имея классического музыкального образования, Аркас написал первую украинскую оперу «Катерина» на либретто поэмы Шевченко. Его кум — Марко Кропивницкий — поставил ее в Москве за год до начала ХХ века.
Но на этом жизненные приоритеты Николая Николаевича Аркаса не заканчивались. Он не только собирал песни и обрабатывал их, а еще был заядлым яхтсменом. Купил самую быструю крейсерскую яхту Черного моря, построенную в Великобритании, назвал ее «Олесей», был командором Николаевского яхт-клуба и членом Одесского и Санкт-Петербургского — императорского. Устраивал гонки яхт по маршруту Очаков — Николаев, а детей крестьян родового села матери — Богдановки — катал на парусных ялах по лиману. Вокруг Христофоровки, еще одного имения в степных окрестностях Баштанки, сажал леса и открыл народную школу с украинским языком обучения. Валуевский указ о запрете украинского языка действовал, но Аркас был духовно смелым человеком, вот и «фехтовал» с властями.
Для домашнего воспитания детей и внуков собрал и написал «Историю Украины-Руси» (издал книгу ранее профессора Грушевского).
Память о столь ярком и разноплановом земляке для николаевских творческих личностей стала ориентиром украинской идентичности. В области в 1996 году была учреждена премия для деятелей культуры и искусств, названа его именем 1-я украинская гимназия. Но ни музея, ни улицы или сквера Аркаса так и не появилось.
На Рождество нынешнего года Аркасу исполнилось 160 лет. Город, который он прославил, где похоронен, очень скромно поминает столь яркого гражданина.
Исследователь местного некрополя Т. Губская вопрошала: доколе в фамильном склепе Аркасов на старом православном кладбище будут, как в братской могиле, лежать адмирал Николай Аркас (старший) с членами семьи и первостроитель города — бригадир Фалеев?
На этот и многие другие вопросы, например, когда в Николаеве топонимы получат имя Аркасов, вместо большевистских вождей и закоперщиков, ответов общественность города не знает. А так как властные подразделения праздник памяти не устраивали, то и представителей государства или органов местного самоуправления на нем не оказалось. Так что вопросы остались без ответов.
Уважаемое собрание приняло обращение к николаевцам в честь 160-летия Н.Н.Аркаса. Было предложено сделать много полезного, в том числе выпустить памятную монету и добиться назвать одну из центральных улиц родного города Аркасовской. Исполнение этой визии станет тестом на сформированность и действенность гражданского общества Николаева, который, де-факто, еще только становится цивильным полисом.
Глубоко символично, выполнит ли этот тест николаевская громада, у которой сто лет назад был такой пример поразительного служения интересам общества?