Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«ТИХИЙ ОМУТ» ФЕДОСЕЕВОЙ-ШУКШИНОЙ

У знаменитой актрисы сегодня юбилей
25 сентября, 1998 - 00:00

Светская хроника сейчас больше судачит о том, с Бари Алибасовым Федосеева-Шукшина еще или уже нет, в Америке ее старшая дочь Ольга или здесь, за кем замужем ее младшая дочь Маша, в которую была влюблена вся «На-на»?.. Об актерских же работах Лидии Николаевны почему-то молчат.

Лишь профессионалы кино не устают ею восхищаться. «Был когда-то на Руси обычай дарить «тихую» милостыню, незаметно класть подаяние на окошко нуждающегося и незаметно уходить восвояси. Невольно вспоминается этот обычай, когда с экрана глядят глаза Федосеевой, ласковые, добрые и много прощающие». Это мнение режиссера Василия Ордынского, в фильме которого «Сверстницы» актриса сыграла одну из первых своих ролей.

«Лида выросла в большую русскую актрису. Такими я представляю себе актрис Малого театра в прошлом веке: без позы, без жеманства, открытых сердцем, мужественных духом... Есть народные актрисы по званию, а Лида — народная актриса по своей сути», — говорит о ней Сергей Никоненко, не раз снимавшийся с Шукшиной и снимавший ее в своих фильмах.

Когда думаешь о ней, вспоминается прежде всего чистое лицо Любы Байкаловой из «Калины красной» — покрытое веснушками, с выгоревшими на солнце ресницами, румянцем во всю щеку. В этой ленте актриса принципиально работала без грима. И не удивительно, что ее лицо, словно умытое ключевой водой, по его естественной чистоте сравнивали с атласной кожей шукшинских невестушек-берез. Героиня, приветившая вышедшего из зоны вора и пробудившая в нем человека, существовала на экране с достоверностью и безыскусностью непрофессионального актера.

Недаром после первых фильмов Василия Макаровича — «Странные люди», «Печки-лавочки» — многие считали, что режиссер просто решил сделать из своей милой жены актрису, поручив сыграть саму себя. Но потом кто-то вспоминал, что видел уже эту выпускницу вгиковской мастерской С. Герасимова в картинах «Максим Перепелица» (лаборантка), «Два капитана» (студентка), «Катя-Катюша» (Дина), «Какое оно, море?» (Настя). Фольклорная российская красота (чем не Марья-Искусница или Василиса Прекрасная?), корона светло-русых волос, светло-карие глаза в пол-лица, создавали ощущение бесхитростности и цельности ее простых героинь.

Впрочем, просто органичного существования на экране Федосеевой-Шукшиной было мало. Ее еще со времен ВГИКа тянуло к ролям характерным, гротесковым, в ее работах равнинное русское спокойствие соседствовало с острым чувством комического. Свою Хохлакову из инсценировки «Братьев Карамазовых», воинствующую «даму с брошюрами», она доводила до фарса, обнажая идиотизм ярой феминистки. Все хохотали, глядя на ее курицу-полковницу с вытаращенными глазами из «Дядюшкина сна», а ее пушкинская Дона Анна была тем самым «тихим омутом», от которого можно всего ожидать. И разве потом это не аукнулось в многочисленных комедиях, сыгранных Шукшиной: «Двенадцати стульях», «Мертвых душах», «Ширли-мырли», «Личной жизни королевы»?

Конечно, ее во многом сформировало творчество мужа, Василия Шукшина, с его тоской по женскому идеалу, которая выражалась порой... в «антиидеальных» женских образах. Их Лидия Николаевна тоже создавала с удовольствием, как бы сводя счеты с бескрылым бытовизмом и тупым консерватизмом житейских норм. Это и внутренне отупевшая, сонно-

снисходительная «хозяйка серванта» из «Прошу слова», и жена чудака-литератора из «Шапки», и тупая химичка из «Ключа без права передачи».

А последнее время актрису тянет к ролям откровенно отрицательным, вроде Амалии фон Шпильце в «Петербургских тайнах» или сестры боярина Кучки в «Князе Юрии Долгоруком». Хотя и тут Федосеева-Шукшина вскрывает прежде всего бабье начало. От несбывшегося женского счастья в них и просыпается коварство и тяга к разрушительству.

Сегодня у Лидии Николаевны юбилей. Мы поздравляем любимую актрису, желаем ей новых ролей и личного счастья.

Петр ЧЕРНЯЕВ, Москва, «Киноглаз»,специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ