Киеву несказанно повезло, восхищаются приезжие. Таким ландшафтом, таким количеством зелени не может похвастаться ни один другой город Европы. Ценят ли это сами горожане? Этому вопросу «День» решил посвятить большую часть нашей традиционной полосы.
С территории «городских» лесов (в смысле, расположенных в черте столицы) специально нанятые для этого сезонные работники ежегодно вывозят около 350 кубометров мусора, оставленного отдыхающими. Если произвести нехитрый математический подсчет — поделить эту цифру на «мусоровместимость» одной грузовой машины (где-то около пяти «кубов») — получится, что убрать за отдохнувшими на природе киевлянами их, машин, должно приехать 70. К слову, эти самые 350 кубометров — так сказать, мусор «крупный»: очистка лесных ложбинок и углублений, которым отдыхающие почему-то решили отвести роль коллективной урны. То есть организация «Киевзеленстрой» (на которую и возложена функция вывоза таких «неприродных элементов» из столичной лесопарковой зоны) не включает в данный показатель «кубометраж», собираемый ежедневно. С учетом последнего заместитель директора «Киевзеленстроя» Олег Лукаш предлагает умножить цифру «350», как минимум, на три…
…В прошлом году только по Киеву в лесопарковой зоне произошло 226 пожаров на площади около 35 гектаров. Можно с уверенностью утверждать, что в 90% случаев сыграл роль человеческий фактор, говорят столичные пожарные. Причиной пожара может стать даже банальный осколок стеклянной бутылки, если он невольно «сработает» в качестве призмы: все мы знаем, как несложно таким образом что-нибудь поджечь…
Архитектор Лариса Скорик на вопрос «Умеем ли мы отдыхать на природе?» — отвечает однозначно: «Нет». И дело далеко не в том, что негде: общая площадь зон отдыха — больше, нежели, к примеру, площадь всех лесопарковых хозяйств Киева (39 тысяч гектаров против 34 тыс. га леса). Дело также не в том, что такой показатель, как количество квадратных метров зеленых насаждений на человека в столице грозит стать «европейским»: около десяти против сорока. А в том, что мы… разучились воспринимать природу как объект, где можно расслабиться и наконец отдохнуть от урбанизации.
«СДЕЛАЙТЕ И НАМ СУББОТНИК...»
Что можно говорить, если понятие, к примеру, о дачном домике у нас приблизительно следующее: заглянуть в окна третьего этажа соседу из окон своего третьего этажа? Иными (более точными) словами, ауру городской жизни мы по довольно странной, прямо сказать, привычке переносим и на отдых, резюмирует Л. Скорик. Можно, по ее словам, назвать целый ряд теоретически рекреационных территорий, где выстроились якобы дачи, которые на самом деле больше напоминают город в миниатюре…
Эксперты экологической организации «Мама-86» рассказали весьма показательную историю. Как-то жители Дарницкого района взяли и собрались на импровизированный субботник и очистили от мусора близлежащий лес. Видимо, после одной из акций, проводимых экологами, у кого-то из киевлян остались визитки данной структуры. Потому что вскоре после того, как дарничане проявили свою добрую волю, раздался звонок. От жителей Бортничей, а потом — и Нивок c вопросом: «А не могли бы ли вы приехать и у нас убрать?» «Старый лозунг о том, что квартира начинается с лестничной клетки, не просто не устарел: он всегда будет актуальным и справедливым, — считает пресс- секретарь организации Елена Зубко. — И пока мы будем ждать, что кто-то придет и сделает за нас нашу работу, говорить о повышении нашей цивилизованности, к сожалению, будет преждевременно». Да и не должны, в принципе, общественные организации эту самую чужую работу делать. Их главная задача — выполнять просветительскую функцию. Вторит ей и заместитель генерального директора «Киевзеленстроя» Олег Лукаш. Олег Владимирович и вовсе «крамольные» мысли озвучивает: если раньше 39 зон массового отдыха в столице были более благоустроены, то нынче что-нибудь серьезнее «лесной» мебели (в смысле, пеньки в качестве столов и стульев), мест для кострищ и мусорных контейнеров установить особо и не пытаются. Не потому, что «Зеленстрой» у нас жадный. А потому, что смысла нет. Те же контейнеры заполняют далеко не отдыхающие: по словам О. Лукаша, преимущественно подбирают мусор и выбрасывают «куда надо» упоминаемые уже специально нанятые работники…
ЧТОБЫ НЕ ВЫТОПТАЛИ И НЕ ПОЛОМАЛИ
…«Календарь» столичного Ботанического сада (называемого в народе «новым») таков: нынче в полном цвету сирень, в начале июня откроется розарий, в середине этого же месяца планируют открыть экспозицию суккулентов и «жителей» тропического леса. К сожалению, «вне зоны досягаемости» взгляда посетителей сада останется, к примеру, цветущие жасмин и боярышник. Снова-таки: далеко не потому, что научным работникам жалко это показать. Исчерпывающий ответ на вопрос дает, к примеру, такая брошенная сотрудницей ботсада фраза: «Сейчас сирень ломают куда меньше». Без комментариев...
Единственное упущение, которое признает за собой Ботсад — отсутствие на его территории уборных. Отсутствие стоянок, ларьков с мороженым, чипсами и водой — проблема не руководства сада, которое — что логично — видит свою функцию в ведении научной и просветительской работы. Если это и упущение, то местной власти. Тем более, что киевляне и гости столицы, посещающие сад, себя не обижают: все это приносится с собой, а потом щедро оставляется на территории.
…Л. Скорик подчеркивает, что обустройство парковых зон, естественно, происходить должно. Однако это действительно не больше, нежели какие-нибудь скамеечки, урны, фонтанчики и — простите за прозу жизни — туалеты. А местная власть, наоборот, в своих планах реконструировать некоторые зоны отдыха попыталась было навязать киевлянам очередные урбанизированные варианты.
В Лондоне не так давно ввели новое правило. Стражи порядка могут облегчить нарушителю, выплюнувшему на улице жевательную резинку, карман на 70 (!) фунтов стерлингов. В Украине также следят за тем, чтобы в зонах отдыха посетители не игнорировали правила: экологическая инспекция время от времени совершает рейды по зонам отдыха. Вот только застукать «на горячем» им редко кого удается, сетуют специалисты. Да и сумма штрафа — два необлагаемых налогом минимума — навряд ли кого может испугать.