Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тот, кто назвал украинцев святыми

В Киеве вспоминали Михаила Хейфеца
12 декабря, 2019 - 10:30

25 ноября не стало еврейского диссидента Михаила Хейфеца, автора «Украинских силуэтов», раздел из которых о Василе Стусе раньше вышел в сборнике «Подрывная литература» Библиотеки «Дня». О том, кем был и что осуществил для истории украинцев советский писатель — говорили на круглом столе в Укринформе.

«ЕМУ ПОВЕЗЛО... А СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ — НЕТ»

«Хейфец... личность выдающаяся тем, что показала такое явление, как украинский народ. Когда говорят, что независимость упала на Украину как снег на голову, — это абсолютная неправда. Потому что в 1982 году уже вышла книга Михаила Хейфеца «Украинские силуэты», где он написал, как украинцы боролись в тех условиях, в Мордовиях, в лагерях...» — начинает круглый стол пресс-секретарь Вячеслава Черновила Дмитрий ПОНАМАРЧУК. И действительно — могли ли чьи-то силуэты повлиять на развал империалистической машины? Несомненно, если учесть  ареал распространение этой книги,  точность сравнений,  остроту подробностей, на фотографичность изображаемого, на размах, с которым была приоткрыта завеса сокрытого.

«Никто еще об украинцах не сказал так, как он — «СВЯТЫЕ СТАРИКИ», — подчеркивает один из живых портретов «Украинских силуэтов», диссидент Зорян ПОПАДЮК. До сих пор диву даешься, как профессиональный советский литератор, влюбленный в русскую культуру, смог не просто перенести движение сопротивления тех времен в искусные очерки, а проникнуться до глубины сердца и мысли украинством. «Я вспоминаю, как в лагере Михаил Хейфец, когда-то любитель украинофоба Бродского, убеждал других в том, что Украина есть, и в том, что она должна быть», — добавляет диссидент.

Раиса РУДЕНКО, жена правозащитника Мыколы Руденко, силуэт которого также поместил в своем сборнике Михаил Хейфец,  объяснила украинский феномен Хейфеца так: «Феномен начался с его абсолютной советскости. С его абсолютной индифферентности. Разве думал он когда-нибуть бороться против советского режима? Нет. Как не думала и я. Ведь никогда и никто не учил меня, что советская власть плохая. Но советская система сама «выискивала» таких людей. И делала их врагами. Хейфец, прочитал поэзию Бродского, мгновенно увидел, что там между сроками. И написал отзыв. Этого хватило, чтобы загреметь в лагеря. Но Хейфец не огорчился. Он решил, что лагерь — это школа, это место, где он многое узнает. Что здесь он встретится с таким миром, который громко нигде не говорит. Эму повезло, а советской власти — нет...»

«САМИ УКРАИНЦЫ О СЕБЕ НЕ МОГЛИ ТАК НАПИСАТЬ»

Выходит, действительно, что феномен Хейфеца развила сама советская машина КГБ. «Антисоветчиком его сделали сами кагэбисты, когда арестовали и посадили в политический лагерь», — продолжает пани Раиса. Михаил Хейфец был очень удивлялся, из рассказа диссидентки,  количеству украинцев в лагерях — причем как со стороны самих заключенных, так и со стороны надзирателей. Известно, что, действительно, наибольший процент в каждом лагере составляли украинцы. И Хейфец заинтересовался такой закономерностью. Он начал общаться с украинцами и понемногу менять свои стереотипные суждения, заложенные идеологией как нерушимая матрица.

«Хейфец думал наивно, — рассказывает диссидентка, — что Советский Союз — это добровольное содружество республик. Эму и в голове  не укладывалось, что идет речь о насилии, подневольном положении. В конечном итоге, он увидел в лагерях не только украинцев, которых россияне по большей части воспринимали как неугомонных радикалов, которым «все почему-то не иметься», но и армян, эстонцев, литовцев, латышей. Он прозрел, в конечном итоге, что такое национальный вопрос в Советском Союзе...»

Зорян ПОПАДЮК точно определил, что в лагерях «еврейскость Хейфеца росла вместе с пониманием украинцев». За четыре года Хейфец написал и выпустил «за завесой» несколько книг публицистики, документальной прозы, уникальные интервью. Вон прошел школу национальной идентификации, причем и себя самого и других,  которую бы не прошел нигде. Хейфец был блестящим лагерным журналистом, документалистом, ведь беспристрастно отображал то, что происходило в скрытых зонах большой империи. Он показал миру, что такое Советский Союз и кто такие украинцы, назвал украинцев «Бандеровскими сыновьями», «святыми старцами». Но если бы кто-то из украинцев так сказал о себе — поверили ли бы? Но какую предубежденность мог иметь русскоязычный еврей? Никакой. Это было беспристрастно отстраненный глаз, который наблюдал суть и правду.

Феномен Хейфеца является определяющим в контексте украинско-еврейских отношений, которые исторически всегда были благоприятными. Об этом рассказал на круглом столе британский журналист, экс-сотрудник ООН Богдан НАГАЙЛО, который в 80-х годах работал в «Международной амнистии», помогал узникам совести. «У Советского Союза была четкая задача столкнуть лбами два народа. И еще со времен царизма говорили об украинцах как об антисемитах, пособниках нацистов. Искусственно устраивались погромы, провокации. Но Хейфец был один из тех, кто в один миг перечеркнул последующее намерение империи продуцировать мифы и стереотипы о «жидоненависничестве»». Хейфец, к тому же, не просто подчеркивал уважение к украинскому народу, он старался изучить и украинский язык.

Пример украинофоба Бродского и украинофила Хейфеца является иллюстрацией двух крайних возможностей, двух полярных точек украинско-еврейских отношений. Бродский был упорным противником независимости Украины. А Хейфец, который был русскоязычным евреем и был заключенным за то, что увлекался Бродским, отстаивал право украинцев на самоопределение. Здесь возникает вопрос: а если бы Бродский очутился в лагерях и познал украинско-еврейские встречи, может, он бы по-другому осмыслил этот вопрос. Не с российским шовинистическим оттенком...» — риторически подытожил Богдан Нагайло.

В последнем интервью, которое Михаил Хейфец дал эксклюзивно в 2018 году Владимиру Продивусу в Иерусалиме, что сейчас есть в свободном доступе на «YouTube», писатель знаково высказался в адрес Украины. Он пожелал украинцам мира, воодушевления и более заботливого отношения к своим территориям:

«Я не сомневаюсь в Украине. Она уже досказала, что состоялась. Чего не хватает украинцам? Того, чего и всем постсоветским республикам. Людей. Потому что было бы странно, когда бы столько людей уничтожили, и это бы обошлось — никак. Так не бывает. В настоящее время не хватает одаренных, сильных людей...»

Кажется, это последние слова великого еврея украинского направления души об Украине. Безусловно, достойны запечатления в памяти, ведь все, что до сих пор было сказано Михаилом Хейфецом, в истории решило и сдвинуло многое. И действительно, нам недостает сильных духом людей, ведь мудрецы, святые старцы поочередно покидают Украину в беспомощности и растерянности.

Андриана БИЛА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ