Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тот, кто в камне сидит...

Послесловие к Международному пленэру скульпторов
4 августа, 2001 - 00:00


Три недели Международного пленэра скульпторов в Луцке произвели в душах многих жителей города настоящий переворот. Бесспорно, это таинство — рождение скульптуры — происходит за закрытой дверью мастерской. А здесь оно происходило под открытым небом, в самом центре города...

Жители Луцка отнюдь не избалованы подобными творческими мероприятиями и разнообразием скульптур, создающих известный колорит другим городам. Если не считать отправленного на свалку истории гранитного Ильича, то по монументальному искусству Луцк еще до недавних пор мог похвастаться разве что памятником Лесе Украинке (который находится перед театром имени Т. Шевченко) и памятником самому Т. Шевченко (который находится перед университетом имени Леси Украинки). Совсем недавно предстал перед горсоветом оригинальный памятник покровителю города святому Николаю, а ко Дню независимости должны установить в начале одноименного проспекта памятник Михаилу Грушевскому.

Поэтому самое большее, что интересовало среднего наблюдателя на пленэре: откуда, проще говоря, скульптор знает, куда ударить молотом или где пройтись «болгаркой»?

— Камень нужно видеть, слышать... — давали одинаковый ответ и маститые лауреаты, и «некоронованные» профессора (скульпторы, не имеющие званий, но зато имеющие главное в искусстве — Имя), и студенты художественных академий.

Жителя волынских лесов, чью лирико-мистическую душу отразила в «Лiсовiй пісні» еще Леся Украинка, вообще-то не удивишь наличием в параллельном нам мире «Того, що у скалі сидить» или «Того, що греблі рве»... Здесь же сказка создавалась наяву. 1 августа пленэр торжественно был закрыт — те, кто «сидел в камне », т.е. «освобожденные» из каменных оков скульптуры разъедутся по разным уголкам города. Но нам останутся на память заметки о талантливых людях, создавших это чудо...

ПТИЦА СУДЬБЫ ДВАЖДЫ КАЗАКА

Открывая три недели назад пленэр, луцкий городской голова Антон Кривицкий рассказал о своем телефонном общении с мэром российского города Твери. В свое время Волынь поддерживала тесную и дружественную связь с этим городом, в то время когда он еще носил название Калинин. Сегодня мы живем в различных государствах, но Калинин-Тверь, собственно, был и остается российской «глубинкой». Тем не менее до сих пор, как выяснилось, многие тверяне представляют себе нашу Волынь, пограничную область Украины, этаким краем «непуганных бандеровцев»... Вот и решили два мэра: один — отправить, другой — принять в Луцке одного из тверских скульпторов, с тем чтобы, как сказал Антон Кривицкий, «методом народной дипломатии» снова сблизить наши города.

Может быть, это ирония судьбы, случайность, а возможно, как раз в том и замысел, что в «столичный» город Волынь прибыл скульптур с чисто украинской фамилией Карпенко. У Юрия украинские корни: отец — из донских казаков, а мать — из запорожских. Украинского языка он не знает и слабо понимает, когда на нем говорят, но из-за фамилии у себя на родине чувствует себя в известной степени «инородцем»...

Все же у себя же на родине он является автором первого в России памятника всемирно известному певцу Сергею Лемешеву. Даже серии памятников: самый первый — бюст — установлен в селе Князево Тверской губернии, где Лемешев родился; другой, из мрамора — для Большого театра в Москве — заказали актеры театра и министерство культуры России. Нынче в работе у него бронзовый памятник Лемешеву уже для самой Твери, а также Юрий должен выполнить государственный заказ на памятник Николаю Львову — известному русскому архитектору и государственному деятелю при Екатерине Второй.

Для Луцка же скульптор, дважды казак, подготовил довольно интересную работу. Это мифологическая птица судьбы, которая должна принести нашему городу удачу.

ПРЕЗИДЕНТАМ — МЕДАЛИ, ЖИТЕЛЯМ ГОРОДА — АНГЕЛА

Любопытные прохожие, которых интересовали работы скульпторов, чуть ли не прежде всего на пленэре искали иностранцев. Поляков, белорусов, «нашего человека в России», гражданина США Тадеуша Мисловского... А в этих суетных поисках замирали у работ львовянина Василия Гурмака. Он — яркий представитель так называемой львовской школы. И чего- чего, а таланта (как и амбиций) львовянам таки не занимать... Скульптура, которая займет, как хочется верить, достойное место в Луцке, называется «Появление ангела». Но Василий — это как раз тот случай, когда Господь дарит одному человеку не один талант, а, кажется, множество.

Гурмак не только скульптор, известный в мире. Еще он известный медальер. Непосвященным объясняю: это мастер, который делает медали... Свою первую медаль Василий Гурмак создал еще в советские времена, и она была посвящена какой-то годовщине Куликовской битвы. С того времени в свет, как он говорит, вышло немало его медалей. Готовил заказ Ватикана — 200 медалей (в каждой — 120 граммов чистого серебра!), посвященных перенесению мощей Иосифа Слепого из Рима во Львов. Одну из этих драгоценных (в прямом и переносном смысле) работ вручили также самому мастеру. Есть его медали у первого Президента Украины Леонида Кравчука, две медали есть у Президента Леонида Кучмы. Одна, посвященная 80-летию ЗУНР, выпущена тиражом сто штук, а одна вообще существует в единственном экземпляре. Над ней трудился мастер к юбилею городка Куликов Львовской области, на котором побывал Леонид Данилович. Вручили ему тогда полную корзину знаменитой куликовской колбасы и медаль от Гурмака.

«ПАРЕНЬ ИЗ ВОЛЫНИ»: «А КАРПАТЫ — НАШИ!..»

Мимо Николая Павлюка пройти, не остановившись, — просто невозможно. Кажется, что весь — открытая искренняя душа. Он запомнился с первого же вечера пленэра, когда городской голова Антон Кривицкий собрал приезжих скульпторов в уютном кафе «Старий Луцьк». В творческой атмосфере и здесь на первый план вышли львовяне. Друг за другом выступали, хвалили свою «львовскую школу»...



— Ребята, и чего же мы молчим? Выше голову, ведь мы стоим не меньше львовян! — небольшого роста, но весь живой и подвижный, как ртуть, Николай Павлюк с ходу завладел общим вниманием. — Но если бы мы, волыняне, не дали галичанам своего князя, кто бы им и Львов построил?! Да, Львов сегодня — их город, и я тоже представитель «львовской школы»... Остаюсь при этом «парнем из Волыни», хоть во Львове и говорят: «ноги босi, спина в глинi — видно, xлoпець із Волині», но я этим и горжусь! И, дорогие мои коллеги, если Львов — ваш, то наши Карпаты!..

Разумеется, все это творческие «приколы», тем не менее они полны глубокого смысла. Николай Павлюк, признающийся в том, что в нем «живет Волынь», сегодня один из самых известных художников Прикарпатья. Он первым в Ивано-Франковской области воплотил в дереве и камне образы местного героя Довбуша — его работы (высокие рельефные столбы) на опришковскую тему видел каждый, кто побывал в Яремче. Работы Павлюка есть во всех странах Европы, в Австралии, Канаде и США. Вывозят и резьбу, и скульптуры. А было время, когда он где-то полгода свои работы вообще не продавал. Спрашивал: вывозить из Украины будешь? А клиенты все были «из-за бугра»... Так и отсылал из мастерской ни с чем.

На вопрос, какие работы ему лично как автору наиболее дороги, он ответил: «Те, которые остаются в Украине».

К ЛИЦУ ЛИ «БЕРЕГИНЕ»... УСЫ?

В последнюю неделю пленэра луцкие городские власти получили еще одну головную боль: чем ближе к концу — тем больше возле скульпторов было наблюдателей. Одни с уважением относились к каторжному труду художников и заранее предвкушали, какой колорит придадут эти работы городу. Другие... присматривались, чем бы впоследствии навредить. Может быть, подрисовать «Берегине» усы, Мамаю — глаза подправить?.. Дошло даже до того, что скульпторам пришлось попросить дополнительную охрану для своих мастерских под открытым небом.

— В Луцке состоялся «парад звезд», — так прокомментировал итоги Международного пленэра главный художник города Ярослав Матвеев. — Ведь в пленэре приняли участие мастера-художники такого уровня, каких за 20 лет моей работы на Волыни Луцк еще не видел. Это творческие, талантливые, высокообразованные люди. И все желающие могли увидеть, каким тяжелым трудом создавалось это искусство, которое останется в нашем городе. В почти 40-градусную жару, с утра до вечера, запыленные с ног до кончиков волос белой каменной пылью... Задумывались ли лучане над тем, какая это честь для города — иметь работы таких художников? Признаюсь, мне, всем нам было бы очень больно, если бы эти скульптуры пострадали от рук варваров... И, восхищаясь этими чудесными рукотворениями, нет-нет, а призадумаюсь, как их уберечь?..

Среди 33-х скульпторов, столь великим представительством оказывающих честь Луцку, потому как раньше в подобных мероприятиях в других городах Украины в пленэрах участвовало в лучшем случае где-то два десятка художников, немало поистине редких талантов. Когда будете любоваться скульптурой матери с ребенком под защитой воина, знайте — это работа Николая Билыка, заслуженного художника Украины, автора памятников княгине Ольге и Ярославу Мудрому в Киеве. Женщина с лебедем, девушка на фоне реки и Даниил Галицкий с Васильком верхом — это дар Луцку от лауреата Шевченковской премии и премии имени Стуса Ярослава Мотыки. Память первых христиан, «когда мы все были едины», воплотил в камне также известный миру львовский скульптор Дмитрий Тканко.

«Архитектурные мотивы старого Луцка» — так назвал свою работу ужгородский скульптор Богдан Корж. Мир тесен... Прошлым летом я отдыхала в Мукачево и была очарована бюстом Пушкина у местной гимназии. И именно тот самый Пушкин смотрел на меня со снимка в фотоальбоме работ «украинца из Судет» Богдана Коржа!

— Я сделал Пушкина мавром, таким, какой он был, а не «чистым» славянином, как в основном его изображают, — рассказывает Богдан, участник многих пленэров скульпторов — от Чернигова до Николаева, и при этом делает ударение на высоком уровне организации пленэра в Луцке. Его работы — и по всей Украине, и в Словакии и Венгрии. Но притом «мадьярский» язык учить не собирается — говорит, что «мадьяры», убедившись в том, что их граница дальше в Украину не пойдет, начали сами учить украинскую «мову». Уже и словарь издали...

Так что если скульптор из Нью-Йорка Тадеуш Мисловский говорит, что он «естем американ, но естем поляк», то другие участники Международного пленэра своими работами с гордостью говорили: «Ми є українці!» И в этом также заслуга Луцка, города с особой аурой, с историей, вдохновляющей к созидательному творчеству.

Где же будут установлены работы участников пленэра? Как сообщил заместитель городского головы Леонид КИРИЛЬЧУК, в настоящее время уточняется план-эскиз. Но уже известно, что три скульптуры (одна из них — «Кресло Малевича» в стиле модернизма, работа Мисловского) установят на Киевской площади. А «Еве с яблоком» назначено место около Дворца счастья...

Наталья МАЛИМОН, фото Богдана ЮРЧУКА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ