Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Три акцента от Владислава Скальского

Какие приоритеты в своей деятельности выделил нынешний председатель Винницкой ОГА и почему не считает себя политическим камикадзе
5 декабря, 2019 - 10:34

Винничина остается лидером среди регионов Украины по показателю экономического роста. За последние годы в регионе реализовали 65 инвестиционных проектов на общую сумму более 26 млрд гривен, которые позволили обеспечить новыми рабочими местами 6 тысяч винничан. В прошлом году объемы инвестиций в экономику региона выросли на 41%, но сейчас есть некоторое замедление, за январь-сентябрь 2019 года предприятия и организации области освоили 9193,5 млн грн капитальных инвестиций, что по сравнению с прошлым годом меньше почти на 10%. Сейчас область занимает семнадцатое место в Украине по объему прямых иностранных инвестиций, а по темпу их прироста — девятое. Чтобы не убавлять темп и преумножить то, что удалось получить, нынешний председатель Винницкой ОГА Владислав СКАЛЬСКИЙ определил одним из трех основных своих приоритетов — развитие экономического потенциала области. Он пришел на госслужбу из ритейла — возглавлял масштабные проекты в разных странах. С 2016 года работал одним из заместителей городского головы Винницы, координировал инвестиционное направление, а в сентябре 2019-го был назначен на должность главы Винницкой ОГА. Говорит, что хорошо знает, как работает бизнес и чем должен «пахнуть воздух», чтобы инвестору легко дышалось.

ПРИОРИТЕТ № 1: ЭКОНОМИКА И ИНВЕСТИЦИИ

— Если говорить о главных акцентах, которые я выделил в своей работе, то на первом месте — экономика, потому что это главный источник движения, развития, успеха каждого общества и региона в целом. Как человек из бизнеса, я хорошо понимаю, что развитие экономики невозможно без инвестиций. И знаю, как это работает, изнутри. Например, в ритейле сначала в страну приезжает группа специалистов, которые делают определенное feasibility study, так сказать, они «нюхают» воздух: изучают рынок, основные действующие лица на рынке, после этого они делают feasibility study или предварительную оценку потенциала инвестиционного проекта. На основе этого отчета приезжают операционщики (каким я в свое время работал). Они смотрят на уровень цен, на развитие классических и современных форматов торговли, определяют перспективы, часть будущего локального ассортимента и тому подобное. Но каждый инвестор параллельно с исследованием рынка фиксирует, есть ли конфликт между областью и городом, есть ли компетентные люди, которые могут общаться в местной власти, используя нормальную терминологию, к которой привыкли инвесторы, владеют ли они английским языком, принципами добросовестной экономики. И самым главным источником информации для них являются те коллеги-инвесторы, которые уже решили реализовать инвестиционный проект на этой территории, потому что они уже сделали свои капиталовложения и знают о подводных рифах.

 — В частности и непредсказуемых, как, например, в ситуации с австрийской компанией Head, которая строит завод в Виннице. Инвестор был шокирован украинскими расценками на подключение к электроэнергии от монополиста «Винницаоблэнерго». Даже звучало такое мнение, что он может отказаться от проекта. Если владеете информацией, какое положение дел на сегодняшний день?

— Дело в том, что во многих европейских странах действует система возврата от 30 до 50% капитальных расходов на строительство предприятия государством. В Украине таких преимуществ пока нет, и в этом есть нюанс. Относительно конкретной ситуации с Head, то меморандум о строительстве завода был подписан еще в мае 2018 года. В декабре 2018 года Национальная комиссия регулирования электроэнергетики приняла постановление, которым утвердила конкретную цифру за нестандартное присоединение и стоимость присоединения каждого киловатта в зависимости от категории и напряжения в точке присоединения. Я понимаю, для чего это было сделано, потому что таким способом Нацкомиссия убрала коррупционную составляющую, ведь раньше стоимость присоединения стоила, условно, от ноля до бесконечности — как договоришься. Но с другой стороны, этот факт свидетельствует, что у нас существует проблема с сетью, потому что чтобы добавить новую мощность 10 МВт, нужно провести инфраструктурных работ на несколько десятков миллионов гривен.

Этот подход справедлив, но если мы как государство хотим расти по 7—8% в год, то нам необходимо найти такую привлекательную формулу и правила игры, хотя бы для тех, кто приносит десятки миллионов евро инвестиций, кто создает новые рабочие места. Для них должно быть создано дополнительное соглашение, в рамках которого они не будут платить за то, что вставляют вилку в розетку... Поэтому сейчас мы активно дискутируем с Минэнергетики и Кабмином относительно Head, нарабатываем механизм, чтобы ситуацию урегулировать с фокусом на подобные инвестиции. И хотя на меморандуме стоит не моя подпись, для меня, как председателя ОГА, этот вопрос является одним из первоочередных.

 — Подобных рисков в области много?

— Хватает. Если говорить в принципе об инвестиционном процессе, то есть ощущение некоторого ожидания. И это произошло не сейчас, а еще когда было введено военное положение. Есть немало проектов, которые заинтересованы в Винничине, но они пока не переходят в практическую, контактную плоскость, ожидают и присматриваются к тому, каким образом будет формироваться местная власть, когда наступит период стабильности, чтобы можно было формировать вход на рынок. Инвесторы хотят доверять, а для этого нужно обеспечить верховенство права. Не может быть несколько разных судебных решений в одной и той же ситуации, государство должно прописать четкую дорожную карту, что можно, а что нет. На сегодня одной из самых существенных преград является то, что инвестор, который хочет заходить на рынок, не чувствует себя абсолютно защищенным, потому что не знает, как могут меняться правила игры. Мы как страна должны начать жить по мировым правилам, и тогда у нас будет шанс.

ПРИОРИТЕТ 2: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГРОМАД И ОПТИМИЗАЦИЯ РГА

— Не менее важно для развития области наладить эффективность управления на местах и провести оптимизацию. В рамках реформы по децентрализации значительная часть налогов уже передана на территории. В регионе действуют ОТГ, которые фактически перешли на межбюджетные отношения, и это значит, что того финансового ресурса, который был нужен для существования предыдущей структуры, в частности местных администраций в их традиционном виде, уже не нужно. Поэтому актуальными являются — трансформационный период в громадах, который нам нужно пройти как можно аккуратнее, чтобы учитывать уменьшение имеющегося финансового ресурса в областном бюджете, оптимизировать местные администрации и дать пространство для ОТГ, передать им полномочия и обеспечить их финансовым ресурсом, завершив таким образом реформу децентрализации.

 — То есть вы заметили, что в отдельных администрациях «раздуты» штаты?

— Не просто заметил, а уже начал действовать. Провели анализ по каждой отрасли, сформировали базовое количество специалистов на уровне каждого района с учетом развития ОТГ и проблематики (учитывали количество обращений, нагрузку на специалистов, объем работы и тому подобное). На днях издал распоряжение с утвержденной численностью. Убежден, что в основе развития громад стоит местное самоуправление, а не вертикаль власти. И собственно децентрализация является свидетельством того, что все вопросы должны и могут решаться на уровне местного самоуправления. Администрации должны выполнять функцию поддержки ОТГ, развития их компетенций.

В настоящий момент я работаю над созданием регионального ресурсного центра, специалисты которого будут помогать ОТГ как можно скорее становиться умнее и развиваться невероятными темпами. Нужно подумать над тем, как мы на региональном уровне сможем поддержать свои громады, чтобы ОТГ 1.0 развились до ОТГ 2.0, потому что это уже сильная громада, которая имеет компетенции и готова к проведению местных выборов 2020 года, к написанию проектов, к привлечению внебюджетных средств.

 — Центр будет действовать как совещательный орган, за бюджетные средства?

— Областной бюджет этого не выдержит. Это, скорее всего, будет грантовый проект, который объединит специалистов из международных организаций с колоссальным опытом. Собственно, они будут помогать успешно пережить трансформации по так называемому укрупнению громад, руководствуясь экономическими показателями и финансовой возможностью ОТГ.

ПРИОРИТЕТ № 3: БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ И БЕЛЫЙ СПИСОК ЧИНОВНИКОВ

— Одна из первых задач, которую я получил как председатель ОГА от премьер-министра, — это оценить на предмет злоупотребления властью глав территориальных представительств центральных органов исполнительной власти. Я решил, что к этой работе стоит привлечь общественность и такую же задачу поставил перед членами Общественного совета, который действует при голове Винницкой ОГА, а также силовыми структурами, чтобы определить, у «кого папка толще». И откровенно, во многом наши позиции совпали.

— Это вы как будто сформировали черный список коррупционеров?

— Я пошел другим путем — сформировал белый список, определив людей, которых я знаю и с которыми я готов работать. Их приблизительно 50%. Они профессионально и добропорядочно выполняют функции государства на подчиненной территории. Сформированный список с аргументами уже должен быть в Кабмине.

 — А как проходит отбор кандидатов на должности глав РГА? Достаточно ли достойных кадров?

— В рамках проекта «Лифт» на должности глав РГА области свои кандидатуры подали более 250 человек. Они прошли предварительный отбор, тестирование, оценку на знание украинского законодательства и тому подобное. После этого больше сотни из них я пропустил через себя и теперь могу сказать, что я уже сформулировал всех тех кандидатов, которых я хотел бы видеть как глав РГА. Хотя это был сложный процесс, потому что откровенно немало кандидатов имели непонятную мотивацию — двое претендентов, например, подавали свои кандидатуры на глав всех районов, без разницы. Хотя конкуренция на разных районах — разная. Наиболее популярными районами стали Жмеринский, Хмельницкий и Винницкий, на главу последнего претендовали 27 кандидатов. Всех оценивал по многим критериям, два первоочередные — профессиональность и добропорядочность. Сейчас в предложенном мной списке кандидатов мотивированные люди, которые готовы работать на результат.

РЕМАРКА: ОПЫТ УТРАЧЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ТРЕТИЙ ШАНС

— Когда в августе этого года мне позвонили и пригласили на собеседование в Киев, я не имел особых амбиций возглавить Винницкую ОГА. К тестированию, собеседованию особой подготовки не было, потому что на то время я работал заместителем городского головы, и работы хватало. Но за последние три года моей службы на уровне города много ценного и эффективного было сделано. Ради того, чтобы все это сохранить и продолжить развивать, я заявил о своем желании, потому что чувствую в себе силу и потенциал работать на развитие родного региона.

 — Ввиду того, что это не долговременная перспектива и вскоре должность главы ОГА ликвидируют, вы не жалеете о своем выборе «камикадзе»?

— Я — нет! А вот жена — да, потому что я практически не бываю дома. Но каждый день я работаю с чем-то новым, получаю новую информацию, новые задачи, новые поручения. Не скажу, что суеверен, но у меня есть опыт утраченных возможностей в жизни. Понимаю, что судьба нечасто дарит шанс попробовать и испытать себя. Первые два я уже использовал — сейчас мне дали третий шанс, и я хочу попробовать... Что будет дальше? Посмотрим — может, вернусь в бизнес, но уже с глубоким ощущением выполненного долга перед своим государством.

Записала Олеся ШУТКЕВИЧ, «День», Винница
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ