Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Три истории

Традиционное восприятие Донетчины как края, лишенного культурной прослойки, и только, как индустриального центра Украины, претерпевает существенные изменения
15 апреля, 1996 - 19:40

Только в течение прошлого, 2008, года в пределах Донецкой области были проявлены, как минимум, три резонансные культурные инициативы представителями местной общественности. Самую большую огласку получила инициатива бывших и настоящих студентов Донецкого национального университета относительно предоставления ему имени Василя Стуса, которой было оказано сопротивление со стороны администрации университета. Студенты не только не прекратили свою деятельность, но и продолжили свою работу в целом ряде просветительских проектов. Но существуют и другие, не менее значительные, культурные инициативы Донетчины, которые в течение многих лет проявляют местные общественные деятели из различных городов Донецкой области. В фокусе нашего внимания стала инициатива Общества имени Олексы Тихого по предоставлению улицы Тухачевского имени правозащитника в городке Олексеево-Дружковка, которая получила единогласную поддержку жителей, и предложение по изменению названия библиотеки имени Горького на Василия Гайворонского, выдающегося писателя украинской диаспоры в городе Константиновка. Сопротивление, которое оказывает местная власть и чиновники «от культуры» — не первый раз свидетельствует, что данные культурные проявления на пути освобождения от колониальных символов и псевдоэпоса тоталитарной эпохи.

ОЛЕКСА ТИХИЙ ПРОТИВ... ТУХАЧЕВСКОГО

Для мировой истории ХХ века борьба за человеческое достоинство и право на существование идут параллельно с осознанием необходимости освобождения от колониальной зависимости. Именно поэтому гражданские движения правозащитного характера безгосударственных народов имеют право считаться и признаваться формами борьбы за освобождение от мрака тоталитарных и оккупационных режимов. Украинское правозащитное движение не было исключением из этого правила, будучи выразителем идей новой генерации, оно стало одним из краеугольных камней построения новой Украины. Диссидентское движение в Украине не стало голосом маленькой группы интеллектуалов, потому что превратилось в путь самоосмысления для значительной части украинского народа. Именно поэтому перезахоронение украинских диссидентов в Киеве в 1989 году было общественным стихийным проявлением уважения и памяти к тем, кто не вернулся из ссылок и лагерей. Тогда в украинскую землю вернулись Олекса Тихий, Василь Стус и Юрий Литвин. Вернулись так, как и пророчил Василий Стус: «А проте/ ми ще повернемось/бодай ногами вперед,/але не мертві,/але не переможені,/ але безсмертні».

В Донецкой области было создано Общество имени Олексы Тихого, которое руками местных подвижников начало заботиться как о творческом наследии педагога и правозащитника, так и вопросами надлежащего почитания его памяти. Усилиями председателя Общества Евгения Шаповалова был начат сбор средств на построение памятника, который появился в поселке Олексеево-Дружковка Донецкой области. Средства на памятник предоставили как жители поселения, так и представители украинства всего мира.

Такое внимание к фигуре Олексы Тихого объясняется еще и тем, что именно в этом поселении провел большую часть своей жизни известный правозащитник и педагог. Даже после успешной учебы в Московском государственном университете, он вернулся к преподаванию в средних школах Донецкой и Запорожской области. Основным фокусом внимания правозащитника стало жалкое состояние развития украинского образования, культуры и языка на Донетчине, о чем он сказал в своем произведении «Думки про рідний донецький край».

Благодаря усилиям местных предпринимателей Олексеево-Дружковки во главе с Евгением Шаповаловым в 2008 году была издана брошюра «Хто ж такий Олекса Тихий?». Общий тираж составил тысячу экземпляров и был распространен среди преподавателей и учеников школ Олексеево-Дружковки, а также местных жителей. Многолетняя просветительская деятельность Общества Олексы Тихого дала большой результат. На общем собрании жителей улицы Тухачевского поселка Олексеево-Дружковка Донецкой области, 7 июля 2008 года было принято решение о предоставлении улице имени Олексы Тихого. Даем выдержку из резолюции этого собрания: «У нас, на родине Тихого, о нем почти никто ничего не знает. А если знает, то мало и искаженно. Новое название нашей улицы помогло бы подрастающему поколению узнать о своих лучших земляках и играло бы важную воспитательную роль. Собрание граждан считает, что, дав улице имя Олексы Тихого, мы отдадим дань уважения памяти нашему выдающемуся земляку, настоящему патриоту Украины».

Несмотря на то, что одним из главных процедурных требований по предоставления улицам имен является общее собрание жителей улицы, поселковым советом Олексеево-Дружковки было попрано право жителей. Улица и ныне носит имя Тухачевского. Но активисты Общества имени Олексы Тихого продолжают свою деятельность с убеждением, что улица с именем Олексы Тихого таки появится в Олексеево-Дружковке.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ВАСИЛИЯ ГАЙВОРОНСКОГО

Город Константиновка Донецкой области является родиной Василия Гайворонского, выдающегося украинского писателя, попавшего за границу и ставшего одним из видных писателей диаспоры. В этом году состоялся круглый стол в Константиновском городском музее, посвященный творчеству Василия Гайворонского, в котором принимали участие как местные учебные заведения, так и профессора из центра области. В конце мероприятия участниками круглого стола было принято обращение к местным властям с просьбой переименовать местную библиотеку имени М. Горького в библиотеку имени Василия Гайворонского.

Василий Гайворонский был заместителем главного редактора журнала «Литературный Донбасс» в 30-х годах, был арестован вместе с главным редактором Г. Баглюком и обвинен в троцкизме. В автобиографической справке на адрес своего издателя заграницей Гайворонский писал: «К концу 1933 года у нас на Донбассе должен был состояться съезд писателей. Но ни мне, ни Баглюку, ни кому-либо другому из украинских писателей быть на нем не довелось. Ходили слухи, что Москва проектирует формальное присоединение Донбасса к России, а поэтому можно ждать репрессий против всего украинского. И это ожидаемое наступление началось с того, что однажды ГПУ закрыло полотнищами машины, на которых печатался «Литературный Донбасс», посвященный съезду, поставило у машин вооруженную охрану, а ночью начались аресты. Арестовали несколько человек, в том числе Баглюка и меня. А остальных взяли под наблюдение. Конечно, те, кто имел возможность, сбежали». Член ВАПЛИТЕ Василий Гайворонский был выслан за пределы Украины, сбежал со ссылки и скрывался на Кавказе. После переезда в 1944 году во Львов эмигрировал в Соединенные Штаты Америки. Как утверждают очевидцы событий, главным результатом ареста украинских писателей Донбасса была полная русификация как писательской организации, так и ее печатного органа «Литературный Донбасс». Сразу после ареста В. Гайворонского и Г. Баглюка, журнал стал издаваться исключительно на русском языке.

Попытка вернуть имя Василия Гайворонского на его малую родину встретило огромное сопротивление. Местное константиновское издание «Знамя индустрии» начало информационную кампанию по борьбе с общественной инициативой за предоставление библиотеке имени Василия Гайворонского. Вместо цивилизованной дискуссии началась кампания дискредитации самого писателя. В номере газеты за 12 февраля 2009 года появилась публикация под красноречивым названием «Василий Гайворонский — патриот или прихвостень фашистских оккупантов?» Издание предоставило возможность высказаться исключительно оппонентам идеи предоставления имени Василия Гайворонского, обвинив последнего в коллаборации с нацистским режимом. Главным аргументом в пользу этого была работа Василия Гайворонского главным редактором украинского журнала «Відбудова» в городе Константиновка во время немецкой оккупации. Директор централизованной системы городских библиотек Т. Оратовская, у которой брали материалы для отмеченной публикации, утверждала о следующем (перевод с русского): «Наш библиотекарь Ирина Кравченко проанализировала рассказы Василия Гайворонского, имеющиеся у нас в наличии. Эти произведения относятся к американскому периоду его жизни. Наш специалист отметил их как понятные широкому кругу читателей. Написаны максимально просто, почти примитивно. Характеры персонажей раскрываются исключительно через их поступки. В содержании отсутствуют психологизм, не раскрывается внутренний мир героев. То есть это просто чтение для отдыха, от которого даже отдаленно не пахнет патриотизмом». Подобные характеристики можно было бы воспринять как документы, написанные в брежневские времена в СССР. Однако они являются реальностью сегодняшнего дня Донбасса.

ПОЧЕМУ СТУС?

Кампания бывших и действительных студентов Донецкого национального университета за предоставление ему имени Василя Стуса продолжается. Несмотря на то, что уже прошло общее собрание трудового коллектива университета, на котором было решено не предоставлять никакое имя учебному заведению, продолжается работа по дальнейшему планированию просветительских и культурных акций, посвященных Василю Стусу в стенах ДонНУ. Ректор Донецкого национального университета Владимир Шевченко заявил на пресс-конференции, что инициатива студентов является политической акцией, однако он не может сказать, к какой политической силе принадлежит данная кампания. Очевидно, администрация университета до сих пор не может поверить в то, что студенты могли самостоятельно дойти до признания как самого Василя Стуса, так и значения его имени.

Как видим, выступление студентов является лишь одним из звеньев современного украинского Возрождения Донбасса, свидетельствующим о наличии новой генерации, стремящейся жить и упорядочивать окружающий мир, отказываясь от «достижений» тоталитарного и колониального прошлого. То, что практически во всех этих случаях им противостоит местная власть и бюрократия всех уровней, лишь показывает, что они находятся на правильном пути. Как писал гуманист с мировым именем Антуан де Сент-Экзюпери: «Как только встал утром, привел себя в порядок — наведи порядок и на своей планете».

КОММЕНТАРИИ

Владимир БЕРЕЗИН, директор Эколого-культурного центра «Бахмат», г. Артемовск Донецкой области:

— Позитивом является даже то, что есть противодействие всем этим трем мероприятиям. Это значит, что инициативы нормальные. Хорошо, что продолжается дискуссия, вызывающая общественный интерес. Дискуссия выходит за рамки отдельных общественных акций и порождает главный вопрос: «Есть ли у нас Украина?». Занимаясь вопросами упорядочивания и организации культурной среды еще в начале 90-х, я был уверен, что пока улицы носят имена тоталитарных вождей, например, Артема, мы можем вернуться в прошлое. Например, в Артемовске есть четыре памятника Артему, которого сейчас поднимают на щит как главного идеолога сепаратизма. Такие случаи не единичны. Но донецкая земля имеет достаточно имен настоящих героев и деятелей: Василя Стуса, Владимира Сосюры, Василия Гайворонского и Олексы Тихого и многих других, которыми стоит называть улицы, проспекты и даже города. Инициатива бывших и действительных студентов Донецкого национального университета относительно предоставления имени Василя Стуса позитивна и свидетельствует о сдвиге общественного мнения в разных городах Донецкой области. Присвоение имени университету — это предоставление ему философии развития, так же как название цветка неотъемлемо от его ароматов и формы.

Евгений ШАПОВАЛОВ, председатель Общества имени Олексы Тихого, г. Дружковка:

— Дело в том, что Донетчина и Донецк — это разные вещи. Донецк не отображает весь Донбасс. Хотя Донецк и является якобы столицей нашего края, но, как и везде, на Донбассе население больших городов живет отдельно и существенно отличается от жителей села, поселков, райцентров и небольших городов. И потому, когда нас всех называют «донецкими», это не так, потому что в Донецке живет больше миллиона людей, а на Донбассе — почти шесть.

Коротко расскажу об одном случае с моим другом. В прошлом году он был в Барселоне. Гид-испанец спрашивал, кто откуда. На Донецк он не среагировал никак, но мой товарищ, вспомнив меня, сказал, что наш земляк Василь Стус. Тот гид сразу закивал головой, Стуса он знал. Откуда!? «Он переводил нашего Гарсиа Лорку». Товарищ был потрясен. Как, не знают площадь Ленина, Первую линию, улицу Постышева, Университетскую, которые знает весь Донбасс, а знают «какого-то» Стуса, которого в Донецке мало кто знает! То, что было организовано противодействие предоставлению университета имени Василя Стуса — просто позор.

То же самое ведь и у нас в Дружковке с переименованием улицы Тухачевского в улицу Олексы Тихого. Разница лишь в том, что всех жителей в деле с переименованием улицы граждане на востоке поддержали, а депутаты (вы догадываетесь, каких партий) наплевали на волеизъявление своих избирателей. Они задали ужасный вопрос: «А что сделал Тихий для нашего поселка?». То же и в Донецке. Потому что власть одна — донецкая. И эта власть вне культуры, власть не народная, а олигархическая.

Станислав ФЕДОРЧУК, Донецк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ