Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

У страха глаза велики

Кому мешает Гайдамацкая могила?
2 апреля, 2009 - 19:11

В селе Можняковка Новопсковского района находится захоронение воинов Запорожской дивизии независимой Украины. Летом-осенью 1918 года дивизия (раньше — корпус) дислоцировалась на демаркационной линии с Россией, ожидая результатов переговоров между Киевом и Москвой об установлении границ. Тогда же в этом селе находился один из полков этой дивизии — 1-й Запорожский имени кошевого Кости Гордиенко полк конных гайдамаков. После себя они оставили воспоминания старожилов о муштре, несколько легенд, словом, ничего «дискредитирующего». Да еще захоронение за селом — Гайдамацкую могилу.

Эта тема долго оставалась бы на уровне деятельности местных краеведов и общественных организаций вместе со СМИ и детскими кружками, если бы не неприятные случаи с крестом и мемориальной табличкой «Гайдамацька могила. Поховання воїнів Запорозького корпусу армії УНР, що захищали кордон незалежної держави в 1918 р.». Дело в том, что захоронение расположено на развилке дорог над живописным «крутяком» полевого оврага, где живет колония сурков, здесь же — ближайшая к селу лесополоса акации. Поэтому это место привлекает как охотников-браконьеров за жиром сурков, так и доморощенных заготовителей дров для «дармового» отопления жилья. Я и до сих пор храню потенциальную смерть маленьких животных: остро оточенные электроды, которые забрал на выходах из сурковых норок недалеко от Гайдамацкой могилы. Но не это тема моего материала. Среди моих находок — отстрелянные гильзы, найденные напротив захоронения. Прицельный огонь «жаканами», специальными пулями для охоты на крупных животных, велся... по металлической мемориальной табличке, установленной перед могилой! Это могли сделать только охотники. Однако на кого они охотились на давнем захоронении?!

После того обстрела на обороте таблички местные краеведы дописали: «Их расстреливали дважды». Действительно, противники независимости Украины стреляли по воинам дважды: в 1918 и 2003 гг. Но на этом история не закончилась. Спустя некоторое время, по табличке, надежно закрепленной на металлических трубках перед холмом погребения, случайно или намеренно, проехали трактором. Поэтому новую, с идентичной надписью, закрепили в центре дубового креста непосредственно на холме. Но в 2007 году какие-то подлые руки согнули табличку, как конверт, осенью 2008-го сломали и сам крест. Параллельно с этим «развлечением» на антипетлюровском фронте те же «комсомольцы» ударно работали еще на одном — заготовке акациевых дров. По-видимому, мало было ломать крест, — рубили и деревья рядом с могилой.

Крест на гайдамацком захоронении явно сломан чьими-то руками (пусть Бог простит тем людям!). Не под действием ветра и снега, не от того, что перегнило дубовое тело креста, как это кое-кому не терпелось донести общественному мнению...

Информацию об акте вандализма милиция получила из сайта «Остров». Однако письмо-сообщение и постановление об отказе в возбуждении уголовного дела «в соответствии с положениями Уголовного кодекса» получил и я. И хотя мне зачем-то «предоставлено право обжаловать постановление прокурора Новопсковского района», я решил пренебречь демократическими статьями уголовно-процессуального кодекса. Рано или поздно Бог накажет тех, кто сломал крест.

Поэтому процитирую открытые милицией новые страницы истории родного края (стиль, орфографию и язык сохранены):

«Шановний Василь Іванович! Повідомляємо Вам, що нами проведено перевірку за повідомленням про пошкодження пам’ятного знаку на похованні воїнів УПА...» Другая — из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела: «...Принимая во внимание, что повреждение деревяного креста, установленного Каплуновым В.И. в предположительном месте захоронения воинов УПА в с. Можняковка, произошло под воздействием временно-климатических условий (в этом месте ставлю большие вопросительные и восклицательные знаки. — Авт.) ...постановил: в возбуждении уголовного дела ...по сообщению о повреждении памятного креста на предположительном захоронении воинов УПА — отказать».

Как видим, в результате официального дела появился пикантный документ, фрагменты которого достойны того, чтобы увековечить их вместе с выражениями известного «проффесора». Помните, как в лабиринтах нейронных связей боролись между собой Бабель и Бебель, Ахметов и Ахматова, и в результате на свет появлялись известный одессит с чужой фамилией и неизвестная поэтесса Анна АхмЕтова?

Оставим вне поля зрения грамотность и объективность милицейских чиновников. Бросается в глаза терминология, аналогичная той, которой знакомая пенсионерка руководствовалась при анализе действий «бандеровцев» в Старобельске. Только там женщина объект своих нареканий назвала открытым текстом, а новопсковская милиция их же («бандеровцев»!) прикрыла известной аббревиатурой «УПА» — Украинская повстанческая армия.

Поэтому новизна истории, по версии милиционеров, в том, что на севере Луганской области действовали «воины УПА» и как доказательство тому — их захоронение «на предположительном месте» в селе Можняковка Новопсковского района. Что же получается, милиция считает, что тела уповцев для погребения перевозили в Новопсковский район?!

«Абсурд...» — вздохнете вы. «Полный!» — скажут все историки и краеведы. Об этом я и тороплюсь сообщить, потому что может так произойти, что версия об активности «бандеровцев-уповцев» по версии ОБС («одна бабуля сказала») и РОВД (милиция) может первой выйти к широкой общественности области и тогда такие же «комсомольцы», как и те, которые «хозяйничали» на Гайдамацкой могиле, начнут акции протеста против почитания памяти бандеровцев на Луганщине.

Поэтому давайте учить историю, открывать новые, до сих пор неизвестные ее страницы, и не выдумывать то, чего нет и никогда не было. Новопсковскому РОВД, а при необходимости — и прокуратуре района (они же также получили от милиции данные об УПА), я готов предоставить полную информацию о гайдамаках и сечевых стрелках на Луганщине в 1918 году, а при необходимости, для общего развития, — об УПА на Западной Украине в период сороковых — пятидесятых годов ХХ века.

Василий КАПЛУНОВ, Новопсковский район, Луганской обл.
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ