Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Учебник — это воплощение знаний в жизнь

8 ноября, 2002 - 00:00


Каждый, кто хотя бы издалека отслеживал процесс написания, научного редактирования и распространения школьных учебников, наверное, согласится — это исключительно кропотливое, сложное и ответственное дело. Учебникосоздание — своего рода искусство. А это значит, что оно не терпит дилетантов, людей, лишенных чувства долга перед потомками (извините за высокий стиль) и, кроме того, требует определенной степени таланта.

Киевское издательство «Генеза», которое именно сегодня отмечает 10-ую годовщину своей работы, специализируется в первую очередь на выпуске учебников для средней школы, блестяще обеспечивает бесперебойное функционирование жизненно необходимой для будущего общества духовной цепи: содержательный учебник — историческая память молодого человека — гражданская ответственность. Успех «Генези» объясняется, кроме всего прочего, еще и тесным, плодотворным сотрудничеством издательства с ведущими украинскими историками.

В чем смысл исторических знаний как таковых? Как преодолеть печальноизвестный подход «чего изволите» при создании учебников? Каковы критерии действительно качественного школьного учебника? На эти и многие другие вопросы попробовали ответить участники «круглого стола» в «Дне»: директор издательства «Генеза» Алексей ДУБАС, главный редактор издательства, доктор исторических наук Александр УДОД, уважаемые в Украине ученые, доктора исторических наук, профессора Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ (заместитель директора Института истории Украины НАН Украины) и Юрий ШАПОВАЛ (руководитель Центра политических исследований Института этнонациональных и политических исследований НАН Украины).

— Газета «День» поздравляет издательство «Генеза» с десятой годовщиной. Мы знаем, что приоритетным в вашей деятельности является выпуск учебной литературы. Перефразируя «железного канцлера» Германии Отто фон Бисмарка, скажем, что могущество Украины не только в ракетах, достижениях в спорте, но и в украинском учителе и издателе. С какими результатами «Генеза» встречает свой первый весомый юбилей?

Алексей ДУБАС: — Назову только такие цифры: из-под пера авторов выходит ежегодно около 100 названий и на сегодня мы выходим на рубеж 20 млн. экземпляров. Только в течение 2000-го года «Генезой» издано 3 млн. 175 тыс. 500 экземпляров; фактически, каждая десятая книга в Украине была выпущена нами.

— А среди школьных учебников, пособий, наверное, почти половина — издательства «Генеза»?

А.Д.: — Вы знаете нашу стратегию — пока не освоим качественно и количественно одну из ниш, не двигаемся дальше. Мы начинали с истории Украины, потом были всемирная история, биология, а сейчас — украинский язык и литература, иностранные языки, зарубежная литература. Начали работать над учебниками для начальной школы: происходит переход на новую систему, наступило время занять новую нишу. Сейчас у нас в планах 3 й и 4 йклассы. Кроме того — справочная литература, те издания, которые нужно осуществить, хотя они и не приносят прибыли.

— А вот что касается экономики издательской деятельности. Мы не раз говорили об этом, и хотелось бы знать, наметились ли сейчас какие-то изменения?

А.Д.: — Сейчас «Генеза» пребывает в эпицентре работы над подготовкой закона о поддержке книгоиздательского дела в Украине. Общими усилиями этот закон, поддержанный четырьмя ассоциациями книгоиздателей, был подан даже от Кабинета Министров. Он уже прошел три комитета: профильный — финансов и банковской деятельности, комитет свободы слова, духовности и культуры. Мы тесно сотрудничаем с фракциями парламента, и есть надежда, что на следующем пленарном заседании после 18 ноября проект закона будет на повестке дня.

— Наконец, мы нашли людей, заинтересованных в существовании парламентского большинства.

А.Д.: — Я лично общался с фракциями большинства и оппозиции. Во всяком случае на словах нас поддерживают все. Если этот закон будет принят на пять лет, то палитра книгоизданий значительно расширится. Полтора года действует «обрезанный» закон; и уже за год количество названий увеличилось вдвое, почти в два раза — тиражи.

Мы издаем книги в основном на украинском языке, но не секрет — большинство наших учебников переводятся на русский. Конечно, украинские тиражи намного больше.

Александр УДОД: — В Украине 72% школьников учатся на украинском языке, и мы должны ориентироваться на такие цифры.

— А кто вообще издает учебники для национальных меньшинств?

А.Д.: — Есть во Львове специализированное издательство «Світ», которое издает такие учебники.

А.У.: — И именно львовяне учебники наши переводят. К нам обращаются, и мы даем разрешение. Потом издают их на румынском, венгерском, польском и на других языках.

— Цивилизованные подходы в подаче истории — это действительно интересная тема. Украина сейчас нуждается в большом количестве книг, написанных на современном языке. У нас на этой неделе был директор Национального заповедника «Чигирин». Мы с большим интересом слушали о том, что они делают собственными силами. А потом, когда узнали, что работники заповедника находят в краковских архивах, спросили: «А что же делают наши академические институты?» Где же они со своими современными, интересными исследованиями?

Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ: — Мы можем сопоставить то, что мы делаем, и что делают в России. Отдельная тема — образ Украины в российских учебниках... Там Украины нет. Учебник российский рассказывает об одной территории (на протяжении 600 лет), а потом вдруг из Надднепрянщины делается «перескок» на север.

— Может, учебники эти уже «согласованы»?

С.К.: — Идет откат российской науки от проблемы «колыбели», которая была якобы приемлемой для трех братских народов в советские времена. Идет откат в дореволюционную эпоху, к учебникам, в которых вообще украинского языка и украинцев как таковых не признавали. Это, в конце концов, не наша проблема. Мы существуем и уверены в том, что мы существуем. Наш институт за последние 15 лет сделал немало, работая над учебниками по истории Украины, которых раньше и в природе не было. К нам, кажется, в 1988 году обратилось Министерство образования. Первый учебник по истории Украины сразу устарел. Мы с Юрием Ивановичем Шаповалом работаем для «Генезы» над учебником уже четвертого поколения. Он должен быть на высоте и по содержанию, и в плане соответствия содержания научным достижениям. Мы же разработали концепцию истории Украины. И по оформлению, полиграфии, картографии, методике — все должно быть на новом уровне.

А.У.: — В следующем году, где-то до 1 мая, мы их презентуем «Дню».

С.К.: — Лет восемь в Министерстве образования длится работа над образовательными стандартами во всех отраслях. Сейчас уже есть более-менее ясное понимание того, сколько нужно отводить на разные предметы часов. И понимание того, что у нас 12 лет обучения, и их нужно заполнить, не увеличивая нагрузок на школьника, а наоборот — уменьшая. Новое поколение учебников следует разрабатывать именно с 2—3 классов. «Генеза» работает для всех классов, потому что постепенно от 1 го класса до 12-го будут осуществляться абсолютно новые программы, основанные на современных стандартах образования.

— А обращался ли кто-нибудь в Институт истории, чтобы внедрить популярные учебные формы — компьютерные программы, создать компьютерные игры на историческом материале, скажем, «Казаки в Европе»?

С.К.: — Вы знаете, было очень много предложений, но все они погибали на стадии финансового обеспечения. Мы бы хотели видеть наши книги на оптических дисках. Сейчас сельские школы компьютеризируются, там практически нет библиотек, это направление работы нужно продвигать на село. Новые учебники нужно делать в двух вариантах: и в электронном, и в бумажном. Пример — книга «Нариси з історії Києва». Мы начали работать где-то с 1996 года. Авторы здесь подобраны, на мой взгляд, чрезвычайно удачно. Михаил Кальницкий — его знают многие киевляне, он печатается в прессе лет двадцать. Дмитрий Малаков — заместитель директора Музея истории Киева, также имеет за спиной больше десятка книжек. Оксана Юркова — сотрудница нашего Института истории, имеет несколько книжек и много публикаций. Я считаю, что читать эту книгу не только детям, но и взрослым будет интересно. На 400 страниц — 700 иллюстраций!

Лариса ИВШИНА: — Таких книг нужно больше, чтобы эти знания были доступны всем. Я недавно была на праздновании по случаю открытия магазина модельера Джорджо Армани. Он посетил Софию Киевскую, и сказал, что поражен этим огромными собором и площадью и хочет здесь сделать лучшее в мире дефиле. Все понимают, что можно писать учебники, можно защищать историю, и не быть активными участниками сегодняшних событий. Тогда это будет напрасный труд без живой реакции. Обращались ли к вам за консультацией, как быть в той или иной ситуации — можно ли что- то строить в исторической части города? Почему историки, видя, как исчезает материальаня культура нации, часто не в состоянии быть активными участниками событий?

С.К.: — Здесь вопрос (защиты исторического наследия от чиновников) не столько консультаций, сколько законов и материальных интересов.

— В чем смысл исторических знаний? Не только же в накапливании знаний, но и в пропагандировании их. Может, как-то применять исторические знания к нашей жизни?

Юрий ШАПОВАЛ: — Вы затронули весьма интересную тему. Я буквально вчера оказался причастным к сюжету «Как мы относимся к своим памятникам» — строить или не строить... С журналисткой мы беседовали о Бабьем Яру. И она спрашивала, как я отношусь к идее «Джойнта» построить культурный центр. Я спросил: «Читали ли вы роман Кузнецова «Бабий Яр»? Ответ — да. Вспомните, что писал Кузнецов о тех временах. Власть сознательно начала строить дома, прокладывать дорогу, и подтекст этого был очень прост — люди вынуждены были забыть, что там было, «забыть, не акцентировать». Я бы вообще не трогал некоторые вещи. И для меня важен пример с Д. Армани. Этот человек незаангажирован, видит мир немножко иначе. Он не понимает — почему мы не используем такие возможности? София из разряда тех памятников, которые символизируют историческое сознание и историческую ментальность нашего народа.

Хочу вернуться к издательству «Генеза». Я начну с такой банальной вещи, как оформление книжек, а особенно оформление учебников. Мы с Алексеем Павловичем побывали в Брауншвайге (ФРГ), в маленьком институте, который занимается учебниками, собирает их со всего мира — по истории, обществоведению и географии. Украинская коллекция была самая плохая! Такая, что я даже не могу вам прокомментировать. Алексей Павлович сказал: «Давай, я подарю немцам для начала коллекцию того, что мы уже издали». И когда я увидел эти учебники, то сердце мое возрадовалось. Есть какие-то реальные приобретения, не для рекламы, не для витрины. Нет мелочей — ни в оформлении, ни в том, как люди относятся к собственной памяти, культуре. Я в связи с этим хотел сказать о нашем общем труде — первом томе «Политической истории Украины ХХ века» (он только что увидел мир. — Ред. ). «День» получит первый из шести томов. Когда мы готовили его, то я цитировал слова известного испанского философа Ортеги-и-Гассета, что «смысл исторических знаний — в том, чтобы люди не повторяли ошибок». Как будто банальность? Но вот дальше: «когда страна или народ оказывается в сложной ситуации и теряет память — вот тогда уже все — совсем плохо в этой стране, с этим народом» . Понимаете? Я расцениваю этот проект как попытку не только не потерять память; я свято верю — наш политический истеблишмент, или хотя бы кто-нибудь из него, это прочитает.

Л.И.: — Кстати, мы гордимся своей книгой исторических этюдов «Украина Incognita». Я рассказывала о ней корреспонденту «Известий» во время интервью. И увидела, что у него отсутствует реакция! Он говорит: «А сколько людей из политической элиты Украины вообще это прочитают?» Я вынуждена была задуматься...

С.К.: — Они это читали в газете «День».

Л.И.: — Я все-таки верю, что человек десять это прочитают! Почему это важно? Есть люди, которые хотят иметь инструментарий для будущего, живя не только сегодняшним днем. Им нужен опыт, чтобы на него опираться. Меня очень взволновал интерес Андрея Шевченко к этой книге. Он даже сказал: «Преставляете себе, как бы хорошо было бы чувствовать за спиной сильную страну?» Нам, по-видимому, нужно издать такую книгу на английском языке. Итак, ищем для этого проекта заинтересованных партнеров.

А.У.: — Я специально занимался исследованием феномена исторической памяти. Да, Россия сегодня лидирует в выпуске учебников, в том числе и учебников по истории. Но их отечественной истории России. В марте организаторы одной из конференций в Москве, посвященной стандартам исторического образования, в телефонном разговоре сказали: «у вас же проблема с учебниками, по истории их нет». Говорим: «Да нет — посмотрите, с 5 по 11 класс есть — и «История Украины», и «Всемирная история». Они говорят, а мы и не знали! Приезжайте, у нас есть книги на русском языке, готовы их дать сколько угодно для всех школьников Украины. Мы удивляемся: «Так нужно организовывать перевод». «А для чего — разве вы не знаете русский?»

А.Д.: — У нас такой парадокс — чем дальше от Украины — тем лучше нас знают. Россияне, когда мы сказали, что в издательстве по нескольку альтернативных вариантов учебников, сделали «круглые глаза».

А.У.: — У нас уже была официальная история, единая государственная идеология. Это не стоит повторять. У нас отсутствует настоящая пропаганда исторических знаний. Вот мы говорили о достижениях России, а в Польше при правительственные существует Центр исторической памяти.

С.К.: — «Институт памяти народа» — филиалы в 10 ти городах.

Л.И.: — Как вы считаете, тому поколению государственных чиновников, которые не учили украинский язык и историю, необходимо сдавать соответствующие экзамены при вступлении в должность?

О.У.: — Не надо их пугать экзаменом по истории Украины. Они и так напуганы экзаменом по государственному языку.

Л.И.: —Впрочем, здоровая доза популизма нужна. Одну книгу прочитать — не так трудно. Если подготовить сейчас пять вопросов по истории, которые должен знать каждый образованный человек, какие это должны быть вопросы? И сразу ли вам дадут ответ? Я убеждена, что нет.

Ю.Ш.: — Я бы предложил, чтобы все кандидаты в президенты обязательно сдавали такие экзамены. Думаю, «Политическую историю Украины» два политика обязательно прочитают. Это Леонид Кравчук и Леонид Кучма, потому что мы пишем о них. 6-й том должен выйти в начале следующего года. У представителей истеблишмента должны быть рядом какие-то люди, которые бы давали им советы, не всегда, возможно, и приятные... В частности, не стеснялись бы подсказывать по каким-то историческим вопросам. У нас было по меньшей мере три таких острых ситуации — известный Указ относительно Переяслава, относительно 60-летия УПА и сейчас — о голодоморе. Три очевидных момента, когда власть попадала в историко-политические, если не казусы, то во всяком случае нонсенсы. Неужели нельзя было с кем-то посоветоваться? Наша историческая наука медленно, но преодолевает принцип «чего изволите». Почему бы власти адекватно на это не реагировать?

Л.И.: — И советники, и консультанты, и центры исторической памяти появляются, когда уже сформирован этот необходимый спрос на пользование историческими знаниями.

О.Д.: — Первые учебники, изданные «Генезой» в 1993-1994 гг., сыграли колоссальную роль. Возможно, они были в чем-то несовершенны, но главное — наш ребенок получил учебник по истории Украины. А это был шаг к формированию мировоззрения гражданина независимого государства.

Вывод из обмена мнениями, который только что состоялся, один: целью для всех нас является создание учебников нового, действительно европейского, цивилизованного образца, где объединялись бы высокий уровень полиграфического исполнения, яркость и доступность изложения фактов, точность в отборе документов, патриотизм, духовность. «Генеза», работая в тесном содружестве с ведущими отечественными учеными, достигла ощутимых успехов на этом пути. Пожелаем издательству успешно решать все более сложные творческие задачи.

Беседовали Лариса ИВШИНА, Сергей МАХУН, Игорь СЮНДЮКОВ, Игорь ОСТРОВСКИЙ, Людмила РЯБОКОНЬ, фото Анатолия МЕДЗИКА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ