День, когда мама и папа ведут «первый раз в первый класс», большинство мал ьчиков и девочек воспринимают как праздник. Нарядные банты, начищенные до блеска башмачки, торжественная линейка и огромные букеты цветов, за которыми и голов первоклассников не видно — так для всех начинается школа. Но дальше наступают будни. И для тех, кто не готов к занятиям, начинаются проблемы. Ведь носить звание школьника — мало. Чтобы стать им на самом деле, следует очень многому научиться: в первую очередь планировать действия, удерживать внимание, по крайней мере, двадцать минут, сдерживать импульсивность, логически мыслить и иметь словарный запас хотя бы в две тысячи слов. Еще в школе придется привыкнуть запоминать не то, что хочешь или интересно, а то, что надо, и именно так, как этого требуют учителя-взрослые. Но готовы ли к этому шестилетние дети? И что в силах сделать родители, чтобы каждый день в школе стал для сына или дочки приятным и успешным?
Как показали исследования, у первоклассников сохраняются присущие дошкольному возрасту особенности мышления: ребенку тяжело воспринимать абстрактные цифры и правила; он способен воспринимать информацию прежде всего в наглядно-образной и наглядно-действенной формах. Кроме этого, интерес к обучению в таком возрасте очень нестойкий. Отрицательные оценки учителей служат причиной тревожности, состояния дискомфорта, апатии. Поведение у детей эмоциональное и импульсивное, что существенным образом усложняет взаимоотношения в школе. Все это необходимо учитывать папам и мамам при подготовке малыша к науке, чтобы не допустить типичную для родителей ошибку: не переусердствовать, стараясь любой ценой «вложить» сыну или дочке в голову максимум информации, насильно заменяя игру обучением. Намного важнее для первоклассника не умение читать, считать и писать, а способность получать и обрабатывать информацию, обобщать, строить заключения, одолевать умственные шаблоны и стереотипы, быть сообразительным, проявлять волю и инициативность. Помочь в этом вполне по силам родителям, которые сами могут «переквалифицироваться» в психологов. Прежде всего следует помнить: семилетний ребенок уже может подчиняться требованию «Надо!», а для шестилетнего главное — «Хочу!». Посему нужно «подтягивать» его эмоционально-волевое развитие и способность к практическим действиям. Чтобы развить волю ребенка, родители могут привлекать его организовывать свое рабочее место и поддерживать на нем порядок, пусть ребенок регулярно выполняет дома какие- то поручения и имеет постоянные обязанности, скажем, поливать цветы или присматривать за кошкой. С помощью игры также легче прививать навыки письма. Можно, например, попробовать вместе с детьми, танцуя, писать элементы букв руками в воздухе. Можно научить ребенка превращать буквы в сюжетные рисунки — например, букву «О» — в колесо, «А» — в аиста и т.п. Так облегчается запоминание букв. Полезно для развития мелкой моторики пальцев рисовать орнаменты и узоры. В то же время целесообразно развивать гибкость и богатство речи ребенка, работая вместе с ним над сюжетными рисунками. Необходимо учить его составлять небольшие рассказы из пяти- семи предложений, где бы сюжет видоизменялся с применением богатой лексики.
Некоторые считают: чтобы подготовить ребенка к первому сентябрю, достаточно настроить его на позитив. Папы и мамы рассказывают, как хорошо и весело будет в школе, сколько друзей и приключений ждут там малыша, каким взрослым и самостоятельным он будет себя чувствовать. Но вселяя чрезмерно радужные ожидания, мы рискуем нанести вред ребенку. Дело в том, что те мальчики и девочки, которые ассоциировали школу со сказкой, болезненно переживают встречу с реальностью. Таких среди первоклассников около 40%. Не следует идеализировать школу. Но и пугать ею не надо. Лучше объяснить сыну или дочке, чем учитель отличается от воспитателя, что такое урок и сколько он длится. Также можно потренироваться вместе с ребенком собирать в школу ранец.
Согласно различным исследованиям, трусов или, выражаясь научным языком, детей с повышенной тревожностью среди первоклассников по меньшей мере 15%. Столько же, если не больше, и так называемых педагогически запущенных детей, которым родители совсем не уделяют внимание или буквально «откупаются» новым велосипедом, роликами, компьютером. 35% дошкольников катастрофически недостает внимания взрослых. Очень важно понять, что успехи ребенка зависят не столько от школы, сколько от родителей. Согласно исследованиям психологов, родители успевающих школьников следят за их текущими достижениями, развивают в них уверенность в своих силах, поощряют к преодолению трудностей, к проявлению усилий и достижению успехов, в таких семьях дети чувствуют себя в безопасности и уверены, что их любят.
Правда, бывает и такое, что старательно подготовив ребенка к школе, родители не видят результатов. Каждый день после занятий малыш лишь пожимает плечами: мол, ничего не понимаю. В данном случае не нужно спешить ставить сына или дочку в угол, возможно, у вас подрастает гений. Для примера: Альберт Эйнштейн начал говорить лишь к трем годам. А в начальной школе учителя будущей знаменитости жаловались родителям мальчика на его заторможенность. На самом же деле за внешней заторможенностью скрывалась погруженность мечтателя в свой внутренний мир. Так что, если ребенок не справляется с интеллектуальными тестами, это вовсе не означает, что он умственно отсталый. Возможно, у него просто медленный темп мышления.