Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Учет переселенцев «по-новому»

Кабмин создает реестр внутренне перемещенных лиц с данными об их потребностях. Станет ли это новым витком отношений между государством и ВПЛ?
28 сентября, 2016 - 10:32
ФОТО РЕЙТЕР

Правительство в который раз принимается учитывать переселенцев. Не все так страшно и забюрократизированно: никто не собирается звать людей на перерегистрацию, не надо доказывать в длиннющих очередях, что выехали из-под обстрелов на мирную территорию. Имеющуюся в Министерстве социальной политики базу внутренне перемещенных лиц усовершенствуют, наполнят ее информацией о потребностях и проблемах конкретных переселенцев. Сейчас эта база пуста, содержит только данные об имени и фамилии человека, откуда он выехал и где сейчас проживает.

Премьер-министр Владимир Гройсман недавно заявил, что база переселенцев должна отображать общую картину потребностей ВПЛ. Чтобы подкрепить свои слова, глава правительства утвердил «Порядок создания, ведения и доступа к сведениям Единой информационной базы данных о внутренне перемещенных лицах», это своеобразные правила пользования такой базой.

«ЭТО БУДЕТ ХОРОШИЙ ИНСТРУМЕНТ»

Что это даст конкретным людям? Если бы это было в первые месяцы переезда граждан из оккупированных или близких к линии фронта территорий, такой учет стал бы хорошим инструментом для государства, подсказкой, что дальше делать с этими лицами: кому предоставлять льготные кредиты на жилье, кому искать новую работу, в какие регионы направлять больше международной или государственной помощи и т.п. Сейчас эти вопросы по большей части решают неправительственные организации. Между прочим, волонтеры и правозащитники требовали от правительства создания такого учета переселенцев еще в 2014 году.

Два года назад помощь с разработкой такого реестра предлагало Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев. Однако что-то не сложилось. Денег в государственном бюджете так и не нашлось, в конечном итоге существующую в настоящее время систему учета Министерство соцполитики создавало на средства Международной организации по миграции. Именно эта система станет тем полноценным реестром, который должен был работать в Украине «позавчера». Сейчас база работает в тестовом режиме, а вскоре после появления правительственного постановления о правилах пользования ею должна стать полноценным информационным ресурсом, посвященным проблемам ВПЛ.

Если учет заработает так, как обещает правительство, это станет едва ли не первым позитивным шагом, который государство сделает навстречу переселенцам. В этом убеждена правовой аналитик благотворительного фонда «Право на защиту» Елена Виноградова: «В принципе хорошо, что настоящий нормативный акт принят до того, как база заработает. После этого должен появиться открытый доступ к ней, будет сайт, где будет отображаться общая статистическая информация, которой смогут пользоваться все. Должны быть данные о количестве переселенцев, кто где живет, каковы их потребности. Надеюсь, ничего плохого не случится. В бюрократическом плане на людей не будет нагрузки, должны заработать личные кабинеты для переселенцев. Будут аггрегированные данные по определенной местности, каковы там потребности у ВПЛ, — это позволит донорам и волонтерам координироваться между собой и решать те или иные проблемы. Как государство будет реагировать — здесь боюсь что-то прогнозировать. Если будет работать так, как задекларировано, это будет хороший инструмент».

«ГОСУДАРСТВО НЕ ЗНАЕТ, ГДЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ ЖИВУТ И В КАКИХ УСЛОВИЯХ»

Сейчас у экспертов единственный вопрос к обновленной базе: будет ли действительно отображать потребности конкретных лиц? Если да, то как государство собирается эту информацию получать? По мнению главного координатора общественной организации «Донбасс SOS» Александра Горбатко, такие данные было бы уместно собрать во время недавней верификации переселенцев, когда проверяли, имеют ли они законные основания для получения соцвыплат.

«Этого, к сожалению, не сделали. Мы всегда опаздываем в этих вопросах на шаг. Заставить людей опять пройти через эти бюрократические круги нереально. И что это даст? Нарисуют эти потребности, но не думаю, что это положительно повлияет на граждан, они не будут вообще регистрироваться, потому что устали от постоянных проверок и неудовлетворены действиями власти, — добавляет Александр Горбатко. — Существующий учет действительно нужно наполнить проблематикой.  Государство на заказ международных доноров должно разработать программы, на что эти средства можно направить. Однако государство не знает, сколько нужно школ, где переселенцы живут и в каких условиях. Поэтому власть считает, что есть необходимость рассказать об этих потребностях. Но если это перевести на наши управления соцзащиты, они будут проклинать чиновников, а больше не будет кому этим заняться».

ВМЕСТО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ — НЕДОВЕРИЕ

По словам Александра Горбатко, одна из причин, почему учет переселенцев так и не заработал за два с половиной года конфликта, — это отсутствие стратегических планов решения проблем ВПЛ. Соответственно нет действенного механизма поддержки этих граждан, а взаимодействия между государством и переселенцами просто не существует. Этот вакуум заполнило недоверие, из-за чего многие переселенцы задумываются о возвращении домой.

«Шаги, сделанные властью, слишком малы. Следует понимать, что эта помощь переселенцам через определенное время закончится. Как показывает международная практика, такие деньги выделяются на два с половиной года, то есть на конец лета следующего года все эти выплаты просто прекратятся. Будет так, что люди отчаются и вернутся на свои территории», — резюмирует активист.

На фоне тотального разочарования обновленный учет переселенцев все же кажется маленькой победой. Елена Виноградова считает, что запуск этого ресурса станет стартом для позитивных перемен в отношениях между чиновниками и переселенцами. Потому что сейчас юридическая помощь, социальные программы, проекты по трудоустройству или предоставление льготного жилья являются результатами работы не государственных, а волонтерских и общественных инициатив. Но сначала дождемся первых результатов действия нового реестра.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ