Кристиансборг — дворец, построенный на месте древней крепости, которая дала начало существованию Копенгагену. С 1849 года в этом здании рождаются законопроекты и принимаются важнейшие решения. Фолькетинг — так в Дании называют свой однопалатный парламент.
Кроме парламента в Кристианборге также расположен Верховный суд и ведомство премьер-министра. Здесь же рабочая резиденция королевы Дании, зал для аудиенций, приемов, тронный зал, а также личная библиотека королевы. У здания дворца есть два музея — театральный и королевский музей «Арсенал». Но лично меня больше всего поразила... местная парковка, до отказа заполненная велосипедами. Погода тогда за окном была типично скандинавская — холод на пару с дождем. Однако немало парламентариев все равно приехало на работу на своих двух колесах. Эта парковка, кстати, открыта для всех желающих. Велосипед простого датчанина от депутатского не отличить. Также около парламента есть паркинг для автомобилей. В абсолютном большинстве здесь экономные городские малолитражные машины. А теперь на секунду вспомните, какие «лакшеро-бронированные» автомобили припаркованы около украинского парламента. Чувствуете разницу?
Дворцовый комплекс Кристианборг со всех сторон окружен каналами, через которые переброшены восемь мостов. Однако неприступной крепостью это место назвать невозможно. Вы считаете нужным выразить депутатам свое мнение по поводу последнего принятого закона, пообщавшись с ними в стенах парламента? Хотите услышать ответы на вопросы о медицинской реформе? Или интересно вам просто побывать на заседании, ознакомившись с работой парламентариев? Пожалуйста, приходите. Никому не откажут. Лишь не забудьте перед визитом зарегистрироваться на сайте. Открытость, публичность и прозрачность — те постулаты, на которых базируется датская демократия.
Кроме 179 депутатов, десятков судей и еще сотен людей, которые здесь работают, в Кристианборг ежегодно наведываются также 90000 посетителей. Львиную долю составляют туристы. Здесь действительно есть на что взглянуть. Впрочем, треть посетителей — это школьники. Ежегодно 30 тысяч юных датчан (и не только) наведываются к стенам парламента с учебно-ознакомительным визитом. В Дании считают нужным обязательно объяснять молодежи суть и механизм действия государственно-созидательных процессов. Школьников здесь не просто водят от одного зала в другой. Не ради памятных «селфи» на фоне портретов премьер-министров все это. Юношам здесь объясняют процесс работы парламента, наглядно демонстрируют, как, где и кем принимаются решения государственной важности. Каковы последствия такого грамотного подхода? На последних выборах в Дании явка избирателей составила 85,8%. Для стран ЕС — это действительно высокий показатель.
В стенах местного парламента мне повезло побывать в рамках учебного визита, организованного Посольством Дании в Украине для победителей конкурса блогеров. С особенностями местного парламента нас ознакомил любезный датчанин Томас. «It’s my magic card», — шутит он о своем электронном пропуске, с которым в парламенте ему открыты все двери. Поэтому большинство интересных уголков парламентской части Кристианборга нам удалось исследовать за отведенное время по максимуму. В стенах Фолькетинга Томас работает уже десять лет. Раньше был учителем. Способности педагога на работе, которая часто предусматривает общение с юными посетителями парламента, ему пригодились. Заметно, что то, чем этот учтивый датчанин ныне занимается, ему очень нравится.
«Мы учим наших детей демократии сызмала», — с гордостью отмечает Томас при входе в помещение, которое заслуживает особого внимания. Politiker for en Dag — с датского языка это словосочетание переводится, как «политик на один день». Именно так называется интерактивная учебная игра для школьников, под которую в Кристианборгском дворце отвели отдельную площадь, размером 300 квадратных метров. Что это и зачем? Дело в том, что в свое время в Дании очень обеспокоились уровнем снижения явки избирателей и решили это исправлять. Как? На образовательном уровне среди молодежи, посодействовав расширению знаний юных датчан о демократических процессах и повысив их осведомленность о роли, правах и обязанностях гражданина. Цель заключалась в том, чтобы поощрить молодых людей к более активному участию в политике.
Так в 2004 году появился «Политик на один день» — первый в мире интерактивный учебный центр, который работает в формате мини-парламента. Суть ролевой игры заключается в моделировании парламентской работы, во время которой школьники на три часа с головой погружаются в политику. Целевая аудитория — ученики 8—9 классов. Одна игровая сессия предусматривает участие от 16 до 28 участников. Класс, который хочет принять участие в интерактивной игре, должен сделать бронирование. Politiker for en Dag очень популярен в Дании. Сеансы забронированы не просто на несколько месяцев вперед. Скорее всего, своей очереди придется ждать около года, ведь желающих немало, поэтому с бронированием лучше не медлить», — отмечает Томас, наблюдая за юношами, которые как раз «в игре».
Сразу понятно, что этот интерактивный проект — далеко не атракция. Все серьезно — дети здесь не для развлечения, а для учебы, для возможности почувствовать себя парламентарием на несколько часов. Школьники объединяются в партии, дискутируют, обсуждают законопроекты, работают с резолюциями и обращениями, готовят речи, принимают участие в опросах, наконец, голосуют в мини-версии зала заседаний датского Фолькетинга. Атмосфера в игровом помещении в действительности не отличается от взрослой версии парламента. Усиливает интерактивную игру эффект вполне реалистичного фона с мебелью, портретами премьер-министров и всеми другими особенностями настоящего парламента.
Весь игровой процесс компьютеризирован и автоматизирован. Задания и указания юные депутаты получают от системы, которая может сгенерировать для них работу с вопросами в области медицины, военного дела или других сфер. Контактировать с наблюдателем за игрой детям придется разве в случае потребности в технических объяснениях.
«Что же, не будем больше им мешать. Сами видите, работа здесь кипит, — сказал Томас и направился к выходу из интерактивного центра, заметив в конце: — Такая вещь, кстати, не только для детей нужная, но и для взрослых, которые также часто не понимают точно парламентские процессы».
Повторюсь, что на последних выборах в Дании в 2015 году явка избирателей составила 85.8%. Инвестиции в дальновидные и мудрые решения уже дают значительный результат. В датском обществе ощутим большой запрос на образовательные инициативы, которые способствуют лучшему пониманию демократических процессов. А спрос соответственно создает предложение. К активному участию в политической жизни государства датскую молодежь поощряют самыми разнообразными путями. Для примера, на одном из местных общественных вещателей (да, их здесь два) «TV2» отдельно создают выпуски новостей, адаптированные под школьную аудиторию. В свою очередь, те датские школы, которые считают, что это нужно их ученикам, покупают подписку на этот телевизионный продукт.
Наиболее эффективный способ воспитать гражданское общество — генерировать позитивные изменения с помощью инноваций на образовательном уровне. В Дании это понимают и активно практикуют. Нам такой опыт необходимо изучать, перенимать, адаптировать и реализовывать в украинских реалиях. Формирование политической культуры — процесс длительный. Однако вложенные инвестиции в молодое поколение в будущем непременно обеспечат фундаментальные изменения и желаемые результаты.
Фото предоставлено автором