Да, да, не удивляйтесь. Столь крамольная мысль неизбежно закрадывается после статистики, которую на днях обнародовали педиатры и гигиенисты. Впрочем, их российские коллеги уже давно вывели для себя теорему: образовательный процесс потенциально опасен для детей. Украинские данные действительно впечатляют: в 4-5 лет треть малышей страдает нарушениями опорно-двигательного аппарата, около 23% имеет проблемы с нервной системой и приблизительно столько же — с органами пищеварения. Уже в школьном возрасте желудочно-кишечные патологии встречаются в два раза чаще, а нервной системы — в пять раз. Но это еще не все. Среди выпускников школ условно здоровыми можно назвать лишь 10%, а 40% — уже «осчастливлены» теми или иными хроническими заболеваниями.
Причин тому, как убеждены участники научно-практической конференции «Гигиенические проблемы реформирования образования», масса. Среди них, разумеется, и те, которые к процессу постижения наук не относятся. К примеру, согласно различным исследованиям, после Чернобыльской катастрофы в 3-4 раза больше детей стали страдать эндокринными недугами. Общее ухудшение экологической ситуации также не лучшим образом повлияло на статистику заболеваний дыхательных путей и кровеносной системы. А качество питания, которое неизбежно связано с доходами семей, привело в буквальном смысле к эпидемии авитаминоза и снижению иммунитета.
Однако, вклад образования в здоровье детей также велик. Например, как утверждает директор института гигиены и медицинской экологии Андрей Сердюк, 50% шестилеток абсолютно не готовы к тому, чтобы сесть за парты. Как результат — грызя гранит науки, они чрезмерно утомляются, а значит обладают большими шансами заработать стресс. К слову, по мнению А. Сердюка, стрессогенным фактором становится и комиссия, строго «допрашивающая» малышей перед зачислением в первый класс. «Сам был свидетелем того, как очень умная и способная девочка растерялась перед строгим взглядом комиссии, не ответила ни на один вопрос и начала плакать», — вспоминает директор института.
В целом же психологические исследования показывают, что после 1-2 класса школьники страдают рядом психосоматических расстройств, которые провоцируют нагрузки и опять-таки стресс. А у подопечных авторитарных педагогов еще и фиксируется высокий процент невротизма. Посему эксперты убеждены, что в Украине просто необходимо развивать систему психологической поддержки в школе. Правда, по словам главного редактора журнала «Практическая психология и социальная работа» Александра Губенко, сегодня на 21 тысячу работающих в стране школ и 17 тысяч дошкольных учреждений — всего около 8 тысяч психологов. В сельской местности они в принципе в диковинку. А в городах одному специалисту приходится «обслуживать» около 1000 учеников, не считая родителей и учителей. Последние же далеко не всегда адекватно воспринимают психологов. Одни, по словам А. Губенко, считают его неким кудесником, способным в одночасье решить все возникшие проблемы, вторые — модным украшением учебного заведения или вовсе не понимают, зачем он пожаловал к ним в школу.
В итоге школьникам приходится в одиночку справляться со стрессами и нагрузками. Более того, как утверждают эксперты, нынешнего распределения четвертей и каникул не может хватать для полноценного отдыха. В идеале нерабочая неделя необходима после каждых 5-6 недель напряженной учебы. Есть, безусловно, и другой вариант: сделать школьное образование менее утомительным. Но это вряд ли получится. По данным исследования института гигиены и медицинской экологии, (правда, как акцентировали его авторы, проведено оно было до начала реформы образования, а значит кое- что уже могло измениться), в 80% школ нагрузка превышает все стандарты МОН и Минздрава. Даже если в расписании и значится 6 уроков, то вовсе необязательно, что так оно и есть на самом деле. Ведь существуют добровольно-принудительные факультативы, репетиторство. Кроме того, треть городских школ и 13% сельских работают в две смены. Занятия начинаются в восемь утра, а то и в половине восьмого, что нарушает хронобиологические ритмы детей. Есть и другие факты. По словам Александра Губенко, в некоторых учебниках на одной странице содержится до 30 новых терминов. «Интересно, может ли ребенок быстро и без труда усвоить информацию, если она преподносится, как в справочнике для ученых», — изумляется психолог.
Отдельная тема — условия, в которых приходится усваивать. Еще по состоянию на 1 июня этого года 500 украинских школ не соответствовали санитарно-гигиеническим нормам. В итоге 38 из них 1 сентября так и не разрешили открыть двери для учеников. Проводившиеся ранее исследования показали, что в четверти школ отсутствуют буфеты и столовые, в 33% нет спортивного зала, в 23% — проблемы с мебелью. Самое интересное, что в «черном списке» достаточно велик удельный вес так называемых учебных заведений нового типа (платных гимназий и лицеев). Эксперты полагают, что там зачастую больше беспокоятся, по последнему ли писку моды куплены шторы, нежели о том, к примеру, правильное ли в классах освещение и есть ли в школе медкабинет.
К слову, врачами обеспечены лишь 10% сельских школ. Посему статистику о том, что детей с нарушением зрения и сколиозом там меньше, чем в городе, считают неверной. Школьников в селе просто недообследуют. Впрочем, и в городе в последнее время изрядно поредели ряды школьных медработников. А имеющиеся нередко, по словам начальника управления организации помощи детям и матерям Минздрава Раисы Мойсеенко, ведут себя не совсем этично: считают необязательным извещать родителей о прививках и осмотрах.
В Министерстве образования утверждают, что все вышеперечисленные факты и проблемы уже давно, как говорится, на карандаше. По словам главного специалиста управления содержания образования Олега Ярысько, в данный момент учебные программы поддаются глобальной чистке. «Абсолютно понятно, что шестикласснику необязательно заучивать термин «транспирация», когда его можно заменить другим — «испарение», — говорит он. Кроме того, по словам О. Ярысько, в министерстве учли пожелания относительно веса портфеля. Если раньше в целях экономии учебник содержал в себе информацию за несколько классов и соответственно весил 600-700 грамм, то теперь все изменилось. Книги поделили, и они стали максимум 150-граммовыми. Правда, некоторые учителя сетуют на то, что в них осталось слишком мало информации. Но и в данном случае выход нашелся: педагогам рекомендуют держать тяжелые учебники у себя в кабинете и в случае необходимости, раздавать их детям на уроке.