Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Уголовный кодекс против админресурса

23 ноября, 2001 - 00:00

Украинские политологи, партийные лидеры, рассуждая о проведении избирательной кампании по выборам депутатов Верховной Рады Украины 2002 года, непременно напоминают о возможном использовании административного ресурса. Говорят о нем и нынешние депутаты ВР. При этом себя они считают демократами, но заранее смирились с тем, что власть может нарушать права и простых избирателей, и демократов-партийцев, и политологов. В то же время наша политическая элита толкует о европейском пути развития Украины. В таком случае господа политологи и политики должны быть знакомы с работами европейских философов, социологов, психологов, политологов.

Наш современник, английский философ австрийского происхождения Карл Поппер когда-то сказал: «Трудно найти человека, характер которого не испортила бы власть». Такова жизнь. Человек у власти везде и всегда будет пытаться влиять на события. Как говорится, «тот, кому много дано, еще больше возьмет сам». Поэтому общество, объявившее себя демократическим, должно знать, как защититься от тоталитарных поползновений представителей власти, а не ронять слезы и нагнетать истерию. Другой не менее знаменитый английский философ Фридрих Хайек, тоже, кстати, выходец из Австрии, писал: «Никакая группа людей не может присваивать себе власть над мышлением и взглядами других».

А вот я утверждаю, что всякая власть достойна своего народа. Мы хотим быть демократическим государством, пользоваться его благами, но ждем, когда все образуется само собой. Сетуем: ах, админресурс, админресурс. А админресурс — это всего лишь злоупотребление властью. Но поскольку у нас власть выборная, она должна быть подконтрольна народу. Тот же самый Ф.Хайек писал: «Демократический контроль может помешать власти стать диктатурой, но для этого надо потрудиться».

Наши политологи, партбоссы, депутаты должны почаще брать в руки новый Уголовный кодекс Украины, вступивший в силу с первого сентября этого года. Раздел пятый УК, озаглавленный «Преступления против избирательных, трудовых и иных личных прав и свобод человека и гражданина», заставляет задуматься желающих «пошалить» на выборах. Статья 157 называется «Воспрепятствование осуществлению избирательного права». Там все сказано предельно конкретно:

1. Воспрепятствование насилием, обманом, угрозами, подкупом либо иным способом свободному осуществлению гражданином права избирать и быть избранным президентом Украины, народным депутатом Украины, депутатом Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутатом местного совета или сельским, поселковым, городским председателем, вести предвыборную агитацию — наказывается ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до четырех лет.

2. Те же деяния, совершенные по предварительному сговору группой лиц или членом избирательной комиссии, либо иным должностным лицом, с использованием власти или служебного положения, — наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлиявшие на результаты голосования или выборов, — наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет.

Имея такой закон, говорить об админресурсе — это просто унижать самих себя. Если мы — граждане, то должны организовать наблюдение за проведением выборов. Если мы — «пофигисты», то никакие законы нам не помогут.

Недавно на УТ-1 выступал председатель Центральной избирательной комиссии Михаил Рябец. Он несколько раз поднимал вопрос об админресурсе. Казалось бы, какой демократ! Но нужно ли паниковать? Следует знать 158 статью УК и выполнять ее. Статья гласит:

1. Выдача членом избирательной комиссии избирательного бюллетеня лицу, не внесенному в список избирателей, или выдача избирателю избирательных бюллетеней вместо других избирателей — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет.

2. Подлог, то есть изготовление избирательного документа неустановленного образца или изготовление способом, не предусмотренным законом, внесение в избирательный документ заведомо ложных сведений или какая-либо иная его подделка, а равно использование заведомо поддельного избирательного документа, либо изготовленного способом, не предусмотренным законом, — наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

3. Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные членом избирательной комиссии либо иным должностным лицом, а равно заведомо неправильный подсчет голосов или заведомо неправильное объявление результатов выборов — наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Вот так. А поскольку люди, бывшие наблюдателями на предыдущих выборах, утверждают, что все нарушения происходят как раз в участковых избирательных комиссиях, то Михаил Рябец должен обязательно заготовить выписку из нового УК со статьями 157 и 158 и ознакомить с ними всех членов комиссий под роспись. Хорошо бы на каждом участке вывесить эти статьи на видном месте. Обязанность председателя, если обнаружены нарушения, — действовать, а не сетовать на админресурс.

И последнее. 18 октября 234 депутата ВР проголосовали за новый «Закон о выборах народных депутатов Украины». Уже на следующий день Леонид Кучма заявил, что не видит оснований его не подписать и через 12 дней выполнил свое обещание. Согласно этому закону, избирательные комиссии формируют партии, а партия — это часть народа. Так что все будет зависеть от нас. Чтобы стать народом, нужно потрудиться. Ведь в тысячах избирательных комиссий работают люди, которые живут рядом с нами. И если они под давлением или за «вознаграждение» идут на подлог, то это прежде всего характеризует наше общество и уровень его гражданственности.

Владимир КОЛЕСНИКОВ, Донецк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ