Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украина-2000: дорога в Вифлеем

29 декабря, 1999 - 00:00

Как свидетельствуют хроники, Ирод умер за 4 года до той даты, которую считают началом новой эры. Следовательно, до того, как считают, когда родился Исус Христос, а 2000 лет с тех пор уже прошло. Но даты мало что значат для Зла и ничего не значат для Добра. СПИРАЛЬ ИЛИ ЗАМКНУТЫЙ КРУГ?

В науке важно понятие о поколении (генерации). Для социологов одно поколение от другого отделяют 10 лет, для генетиков — 20 лет (речь идет о временном расстоянии между родителями, детьми, внуками и далее). От князя Владимира и крещения Днепра до нас прошло 1000 лет, а 1000:20=50. Беря из поколения по одной персоне, мы можем пригласить всех в один туристский автобус и устроить экскурсию по Киеву. В другой такой автобус пригласим людей от князя Владимира до рождества Христова на экскурсию по Иудее. Поговорим и убедимся, что они — это мы, а мы — это они. Туника Пилата была более праздничной, чем нынешние пиджаки, но помои от его рук за 2000 лет не потеряли вкуса и аромата. Мы, как и они, воспринимаем форму и уходим от содержания, ибо это удобно. Вспомните соглашение между Фаустом и Мефистофелем. Это — форма. Содержание в том, что ради наших наслаждений этот черт вынужден воровать и убивать — то есть воруем и убиваем мы, но ведь его руками. Такое соглашение можно подписать не с мифическим сатаной, а с реальным государством, или фирмой по производству бомбардировщиков, или уголовным авторитетом. Проблема в том, что громоподобные иерихонские трубы, которые разрушили библейский Иерихон, по физическому механизму действия подобны вакуумным бомбам, которыми «Святая Русь» укрощает Чечню. С технической точки зрения это гегелевская спираль, с морально-этической — замкнутый круг. Нагорная проповедь Христа не стала и, боюсь, не станет «конституцией человечества». РАСКОЛ

Новогодний праздник украинцы будут встречать расколотыми пополам в избирательных кабинах. Почему-то социологи не обращают внимания на то, что парламентские и президентские выборы являются «демократическим аналогом» гражданской войны — даже в цивилизованных странах. Но в гражданских войнах не бывает победителей. Спрашиваю вас, братья: а кто же победил? Покажитесь! Кто нас объединит? Подайте голос... Евангелие от Матфея: «Кто не со мной, тот против меня». Евангелие от Марка: «Кто не против нас, тот за нас». Евангелие от Луки: «Кто не против вас, тот за вас» (9.50), но «Кто не со мной, тот против меня» (11.23). В Евангелии от Ивана текстов, которые касались бы этой темы, вообще нет. От первого до четвертого Евангелия видим все более мягкую оценку тех, «кто не со мной», но каждый может выбирать себе именно ту, которая ему по нраву.

Не должно искать прямых аналогий между мгновенной фотографией Украины осенью 1999 года и общими основами экзистенции человечества. Но не будем забывать, что человечество — это и мы тоже.

В матиматике есть такое понятие — простые числа. Их «простота» очень сомнительна, а посвященный им раздел является одним из наиболее сложных в теории. Три самые печальные в истории Украины даты — простые числа. 1709 — Мазепа, Петр и окончательная потеря независимости. 1861 — смерть Т. Шевченко. 1933 — голодомор. Будем надеяться, что у простого числа 1999 нет за пазухой антиукраинского камня. Однако узнаем об этом, скажем, через год — не раньше. ЧЕГО НАМ НЕДОСТАЕТ?

Президентские выборы (особенно 1-й тур) являются прекрасным методом социологического опроса. В бюллетенях видим ответы на вопрос «Вы за кого?», а дальнейшая обработка результатов голосования позволяет понять «А почему?». О влиянии демографических и языково-этнических факторов на течение и последствия президентских выборов я уже писал («День» за 23.11. и 8.11.99 года). А как же повлияли на них самые главные — социально- экономические проблемы? Не останавливаясь на всех фигурантах 1-го тура, повторим о главных — Л. Кучме и П. Симоненко. Первое, что бросается в глаза, это большая разница между суммарными вкладами социально-экономических факторов в региональные вариации количества голосов, поданных за обоих кандидатов: Л. Кучма — 22%, П. Симоненко — 88%(!). Второе — различное влияние отдельных социально-экономических характеристик резона на результаты голосования. где больше всего безработных, минимальная средняя зарплата и минимум собственных автомобилей. Ему, руководителю государства на протяжении последних 5 лет, «простили» тот негатив, за который именно он должен бы отвечать. Почему простили? А потому, что в этих регионах минимальные показатели смертного производственного травматизма и, главное, минимальная преступность. С электоратом П. Симоненко все наоборот: индустриальные (травматизм) и люмпенизированные (преступность) регионы голосовали против действующего Президента, несмотря на самую маленькую безработицу, высшую зарплату и большее количество собственных автомобилей.

Чего же нам недостает? Электорату Л. Кучмы требовательности к Президенту и решительности в выборе его преемника среди тех, чьи фамилии были в бюллетенях. Электорату П. Симоненко — желания отойти от старых социально-психологических рефлексов. Никого не удивлю, сказав, что высокий травматизм, пьянство, наркомания и преступность были характерной для юго-восточных «симоненковских регионов» и тогда, когда нынешний генсек КПУ сидел в кресле секретаря Донецкого обкома. Он хочет обратно в то кресло, и избиратели — сознательно или нет — хотят его видеть там. Избиратели П. Симоненко хотят именно его избрать на высшую должность. Избиратели Л. Кучмы вынуждены за него голосовать, боясь чего-то худшего. Избиратели П. Симоненко единодушны, «все как один». Электорат Л. Кучмы состоит из различных прослоек, ибо он не столько за Леонида Даниловича, сколько против Петра Николаевича. Именно это показывает разница между ними, если речь идет о суммарном вкладе социально-экономических факторов (соответственно 25 и 88%). В ПОИСКАХ ЕДИНСТВА

Когда из Иерусалима вы едете в Вифлеем, экскурсовод будничным голосом советует: «Посмотрите налево. Видите? Это Гефсиманский сад. Здесь Иисуса Христа предал Иуда». Еще через 10 минут вы попадете на границу между Израилем и Палестинской автономией, а оттуда в храм Рождества Христова птичка долетает несколькими взмахами крыльев. В храме вы почувствуете, что иногда не хочется быть атеистом, ибо вера объединяет...

Ради единства Владимир завел киевлян в днепровские воды. Но это в прошлом, и ныне православную Украину православие не объединяет. Ни на парламентских, ни на президентских выборах «христианские» партии и их кандидаты электорат не заинтересовали. Не объединила (скорее всего — разъединила) его украинская национальная идея. Пусть Бог дает здоровье пани Славе Стецько, но КУН, как политическая сила, отошел в прошлое, не оставив наследников. На наших глазах отходит Рух. «Нет ни эллина, ни иудея», — написано в книге, но этот благородный тезис жизнеспособен, если его признают и эллин, и иудей. Необходима новая партия — новая не по названию, а по сути и стилю. Абсурд — это глупость, которая возникает при сложении большого количества очень маленьких мудростей. Именно поэтому абсурдно наше партийное сегодня. Необходима большая партия, которая сумеет объединить далеко идущую стратегию с тактикой борьбы за место в парламенте. Пророссийский и хохлацко-малороссийский электорат свое место на левом фланге нашел. Необходима партия, которая удовлетворила бы запросы украинской политической нации. Такая партия, которая основывается не на этнических, а на идеологических и патриотических основах. Такая партия, которая, придерживаясь жесткого прагматизма, была бы в национальном вопросе правоцентристской, в экономике — центристской, в социальных вопросах — левоцентристской. И пусть никто не говорит, что это нежизнеспособный гибрид, ибо именно на таких партиях держится нынче Европа. И держится потому, что они не противопоставляют правоцентристский индивидуализм и левоцентристскую социальность человека. Христианская этика может войти в идеологию такой партии, ибо она (этика) не является внепартийной. Христос сказал: «Все отдай!», а Маркс сказал: «Все забери!». Вот и вся мудрость — по крайней мере, для сегодняшней Украины.

Вифлеем является святыней для всех христиан. Но каждый народ должен иметь собственный Вифлеем.

Владимир ВОЙТЕНКО, доктор медицины, профессор
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ