Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украина Incognita: вид сверху

Фотохудожник Юрий Литвиненко: «Хочу показать не только красоту и необычность, но и болевые точки нашей страны»
11 мая, 2012 - 12:03
ПОЛЯ ВАН ГОГА. ОДЕССКАЯ ОБЛАСТЬ / НЕБЕСА ОБЕТОВАННЫЕ. ВЫСОТА 4 км, ТЕМПЕРАТУРА +2 ПРАВО ВЫБОРА. РЕКА ПРУТ ОРОШАЕМЫЕ ПОЛЯ. ДОРОГА НА МЕЛИТОПОЛЬ

Уже несколько недель любознательные интернет-пользователи могут наслаждаться неимоверными видами Украины, снятыми с воздуха, — одесский фотохудожник Юрий Литвиненко выложил в сети некоторые свои снимки (www.mywed.ru). В разговоре с членом Союза фотохудожников Украины, фотографом Одесской эскадрильи, многих специализированных изданий, кандидатом физико-математических наук, чьи интересы связаны с географией, историей и искусством — Юрием ЛИТВИНЕНКО, мы коснулись не только тонкостей съемки с воздуха, но также проблем экологии, а главное — видения страны ее жителями и властями предержащими. Особенно актуально это в канун имиджево важного события — Еврочемпионата.

— Я достаточно много лет проработал фотографом Одесской эскадрильи, поэтому много снимков сделано с вертолета пограничной эскадрильи. На вертолетах я летаю уже порядка десяти лет. Кроме того, летаю на мотопарапланах, мотодельтапланах, — начал свой рассказ Юрий. — Восхищаюсь творчеством французского фотохудожника Яна Артюса-Бертрана, выпустившего фотокнигу «Земля, увиденная с неба», которая разошлась миллионными тиражами. Благодаря договоренности с ЮНЕСКО ему дали возможность летать по всему миру, предоставили вертолеты, и он делал съемки почти в ста странах, получив изумительный результат.

— Вы хотите сделать аналогичную книгу об Украине?

— Да. Дело в том, что «Украину сверху» никто не знает. Но в моем случае съемка затрудняется многими факторами: полеты происходят очень редко, по сравнению с предыдущими годами; кроме того, пограничный вертолет выполняет задание и от курса не отклоняется (кстати, и снимать с него часто запрещено); для меня летательный аппарат не «зависает» в воздухе, как это делали для Бертрана, он летит на большой скорости (примерно 200 км/ч), поэтому внутри очень сильная вибрация, что, конечно, усложняет процесс съемки. Большие преимущества, конечно, у частных вертолетов, но это возможно только при личных связях. Еще одна проблема — не хватает хороших летчиков. Грамотный пилот четко чувствует мои задания и, соответственно, хорошо летит, а неопытному в таких случаях тяжело. Еще один вопрос — расход топлива.

Знаю еще нескольких людей в Украине, которые занимаются таким же делом — в Днепропетровске и Донецке. Мы даже планировали что-то делать вместе, но пока это под вопросом. Я считаю, в Украине существует проблема с подготовкой именно фотохудожников.

Я мечтаю о том, чтобы показать всю Украину — разную. Юг страны, где я живу, я неплохо поснимал, немножко сложнее с севером и востоком. В чем мое преимущественно: я стараюсь делать художественное фото, в то время как коллеги — скорее репортажное.

— А что вас более всего поразило, когда вы начали снимать Украину с воздуха?

— Когда я впервые летел на вертолете над Одессой, я не узнал свой город. Первое ощущение — необычности, я вижу на ладони десятки километров, но не могу узнать улицы, по которым хожу каждый день. Раньше, до появления «цифры», техника давала значительно меньше возможностей, часто был кадр, но не было качества, сейчас же другая проблема — нет полетов. Потом я пришел к пониманию разницы видения фотохудожника с земли и с неба: снизу человек пытается показать материальность, трехмерность объектов, сверху съемка обычно двухмерная — как в живописи, например Климта. Поэтому и у меня нередко фото более декоративны и орнаментальны. Интересно также, что материальное фото — это более европейская практика, а двухмерное — ближе Востоку, оно более чувственно.

В фотоальбоме об «Украине сверху» я хочу создать скорее художественный образ страны. Например, мне очень нравится Западная Украина — маленькие участочки земли сверху смотрятся как элементы рушника, что-то такое родное. Но для меня также важно поднять исторические и экологические вопросы. Хочу показать не только красоту и необычность, но и болевые точки нашей страны. Привлечь внимание не просто к интересным местам, но и к их проблемам. Например, в 2007 году морские озера острова Джарылгач почти высохли, что было хорошо видно сверху. На востоке Украины природа, во многом за счет терриконов, напоминает атмосферу фильма «Кин-дза-дза!» — полупустыни, плоскогорья, на которых не растут деревья. Возникает ощущение другой планеты. Увидев необычность таких объектов, стоит задуматься об их судьбе. Тот же Чернобыль сверху создает совсем другое ощущение. Но реализация этого проекта — сложная задача, и дело не только в привлечении спонсора на издание фотоальбома. Если вспомнить того же Бертрана, ему, кроме ЮНЕСКО, содействовали правительства почти всех стран, на это специально были выделены средства. Меня же спасает только то, что я много лет летаю и четко знаю, чего хочу.

— Своими снимками вы открываете необычную Украину многим — и соотечественникам, и всему миру. Как вы считаете, сможем ли мы показать нашу страну в лучшем свете, учитывая, например, приближение Евро-2012?

— В прошлом году я и планировал издать такую книгу к Евро. Но, к сожалению, из-за нехватки времени и материальных проблем этого не случилось. Если бы был мощный спонсор и содействие правительства, то к Евро эта книга ушла бы «со свистом».

К сожалению, государству все равно. У них совершенно другие проблемы — как все забрать себе. Я сталкиваюсь с этими вещами, ведь вижу сверху, кто какую землю «освоил». Сверху все видно. Кроме того, опыт общения с пограничниками, рыбинспекторами, сотрудниками заповедников, историками, археологами показывает, что зачастую эти службы и отрасли конфликтуют между собой и не находят взаимопонимания. Помощь приходит от меценатов. Когда говоришь с кем-то из власть имущих на такие темы, первый их вопрос: сколько денег мы можем на этом заработать?

— Наша газета каждый год проводит фотоконкурс и фотовыставку, в которой принимают участие мастера и аматоры. Таким образом, мы видим сами и показываем украинцам свою страну. Фактически мы видим срез жизни страны за год. И ежегодно мы убеждаемся, что украинцы на самом деле свою страну знают очень мало. Как считаете?

— Конечно, они ее не знают. Сейчас не каждый ответит даже на вопрос о численности населения Украины или о том, какая гора самая высокая и где она находится. Наши соотечественники плохо знают и географию, и историю своей страны, хотя, конечно, это касается не всех. Сейчас достаточно сложный период, когда не модно быть умным. Еще один фактор — когда человек не сидит на месте, путешествует по своей стране, он начинает видеть ее другими глазами. Мне хочется показать им красоту Украины, которая «под боком», а они о ней не знают. Поэтому и не любят. Приведу даже свой пример: когда обладминистрация попросила меня снимать Одесскую область, я подумал: что я там сниму? Понятно, побережье, остров Змеиный — интересно, а что я сниму в 26-ти районах области? Я сомневался, что что-то меня поразит. И ошибся. Я нашел очень интересные места. Например, на бывшем полигоне в Тарутинском районе разводят каракулевых овец — восемь тысяч. Кто об этом знает? С 1950-х годов там растут целинные травы. На Тендровской Косе до сих пор есть дикие лошади, на острове Джарылгач бегают олени — там есть специальное хозяйство. Стоит показать также масштабность наших недр — например, мне удалось снять Криворожский бассейн и урановые рудники. Нужно привлекать внимание всех украинцев к своей стране.

Ольга ХАРЧЕНКО, «День». Фото с личных страниц Юрия Литвиненко на сайтах www.mywed.ru, photographers.com.ua
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ