Грубые нарушения прав человека в Беларуси спровоцировали волну искателей убежища в соседних странах, в том числе и в Украине. Но, как сетуют правозащитники, украинские власти на это реагируют ненадлежащим образом. Забюрократизированность, труднодоступность миграционных процедур, связанных с получением возможности легально жить и работать в Украине, опасения за собственную безопасность из-за сотрудничества между украинскими и белорусскими силовиками заставляют белорусов уезжать дальше в другие страны. Правозащитное сообщество Украины требует от власти устранить барьеры и комплексно решить проблемы белорусских искателей убежища, чтобы они чувствовали себя защищенными в нашей стране. Тогда во время избирательной кампании и самих выборов президента в этом государстве власти нарушили право граждан на эффективное управление государством через право избирать и быть избранными. С тех пор режим самопровозглашенного президента Александра Лукашенко преследует абсолютно все слои населения: от студентов до пенсионеров, от политических экспертов до шахтеров, не соглашающихся с действиями режима.
Международный комитет по расследованию пыток в Беларуси в своем пятом промежуточном докладе констатировал преступления против человечности в этом государстве. Они имели место в виде убийств, депортаций, насильственного перемещения населения, пыток, изнасилований, насильственных исчезновений людей, лишения свободы и других злодеяний.
В комитете также отмечают, что исполнители преступных приказов режима действуют осознанно, о чем свидетельствуют, в частности, методы атак, наличие четкой схемы исполнения и публичные благодарности Лукашенко за эти действия.
По данным правозащитного центра «Вясна», по состоянию на 8 октября в Беларуси – 801 политзаключенный. В целом белорусские правозащитники говорят о более чем 35 тысячах задержанных на акциях протеста гражданах.
Даже задержанные женщины и подростки после освобождения сообщали о систематических избиениях и насилии как в отделениях милиции, так и в СИЗО. Потерпевшие говорят о «коридорах позора», сопровождающихся многочисленными избиениями с особой жестокостью по несколько часов. Более суток десятки задержанных находились в 5-10-местных камерах без пищи и воды.
Точное количество погибших с начала протестов пока неизвестно. По разным данным, этот список состоит по меньшей мере из восьми человек. Среди них — Александр Тарайковский, Геннадий Шутов, Артем Пауков, Александр Вихор, Константин Шишмаков, Денис Кузнецов, Никита Кривцов и Роман Бондаренко.
При неизвестных обстоятельствах в белорусской колонии погиб Витольд Ашурок, а 17-летний активист Дмитрий Стаховский покончил с собой из-за давления силовиков, выпрыгнув из 16-этажного здания.
Несмотря на то, что в текущем 2021 году в Беларуси не было массовых акций протеста, обыскам и арестам, административному и уголовному преследованию по политическим мотивам ежемесячно подвергаются сотни людей.
МИГРАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Миграция белорусов через Украину за последние два года изменилась и по количеству пересечений государственной границы, и по содержанию этого процесса. Если раньше миграционные потоки можно было условно разделить на бытовые (в частности, отдых, родственные и дружеские отношения, смена места жительства) и трудовые (бизнес, работа по найму), то с 2020 года к ним добавились еще и политические. (https://public.flourish.studio/visualisation/7549676/)
Из данных Госпогранслужбы за 2018—2019 годы можно увидеть, что оживление миграции связано с летним периодом. Пик наибольшего количества связей обычно приходится на июль-август, но в 2020 и 2021 годах такой динамики уже не наблюдается. Это может быть связано с ковидными ограничениями и закрытием белорусской границы, спровоцированным политическим кризисом в Беларуси.
Вначале это были волонтеры штабов оппозиционных кандидатов и те, кто предусматривал приближение серьезных проблем. В августе 2020-го произошел резкий скачок, поэтому продолжает сохраняться стабильный поток — в среднем примерно 21 тысяча человек ежемесячно. Уголовное преследование на политической почве, отсутствие свободных денег, четких планов и понимания, как быть дальше, отчасти отсутствие документов и тяжелое психоэмоциональное состояние усугубляют положение белорусов, внезапно оказавшихся в другой стране без возможности вернуться домой.
С наступлением пандемии количество белорусов, пересекающих границу с Украиной, согласно данным Госпогранслужбы Украины, сократилось с 4,6 млн в 2019-м до 939,2 тыс. в 2020-м и рекордно низких 253,4 тыс. на конец июля 2021-го.
В цифрах за 2020 год бросается в глаза то, что количество белорусов, покинувших Украину, оказалось больше числа въехавших в нашу страну. Вероятно, это можно объяснить тем, что соседние страны Польша и Литва стали предлагать активную помощь в релокации для белорусов в виде упрощенного въезда, бесплатных гуманитарных виз и программ поддержки пострадавшим от репрессий.
Поскольку Беларусь покидали десятки тысяч ее граждан, часть людей оставалась на Украине. Особенно после того, как правительство в декабре 2020 года продлило им срок временного пребывания в стране с 90 до 180 дней.
После этого решения уже с февраля 2021 года непродолжительное время украинские пограничники фиксировали больше въехавших в страну, чем уехавших. То есть часть белорусских политических мигрантов выезжали дальше в Польшу или Прибалтику, но часть осталась в Украине. Это число возьмем за основу в нашем анализе и пропустим его сквозь другие фильтры с имеющимися данными.
Госпогранслужба в ответ на запрос на информацию сообщила, что с августа 2020-го по август 2021 года 23 гражданина Беларуси были привлечены к административной ответственности за незаконное пересечение украинской границы. 32 белоруса обратились к пограничникам за статусом беженца или за дополнительной защитой.
Пограничники отказали в праве пересечения границы 686 белорусам, и 420 гражданам Беларуси украинские правоохранители запретили въезд в Украину.
Также из ответа посольства Германии в Украине по нашему запросу стало известно, что с начала мая по 27 августа 2021 года Германия выдала белорусам 38 гуманитарных виз. С учетом членов их семей эта страна приняла 107 человек.
Посольство Литвы отказалось предоставлять данные, а польское представительство запрос проигнорировало.
Как белорусы, решившие все-таки остаться в Украине, решают бытовые, юридические и финансовые проблемы (ведь после 180 дней с момента пересечения государственной границы их дальнейшее пребывание здесь должно быть обосновано)?
Мы пообщались с гражданами Беларуси, приехавшими в Украину. Некоторые наши собеседники просили не называть их имена из соображений безопасности. Они рассказывают, что главной причиной их отъезда из Белоруссии стала политическая ситуация, репрессии или угроза репрессий. Несмотря на законодательные сложности, наши собеседники выражали благодарность украинскому государству за временный приют. Из собственного опыта они констатируют, что процедура получения вида на временное проживание в Украине не проста. Белорусам крайне сложно добиться надлежащих оснований для получения такого документа.
По данным Государственной миграционной службы (ГМС), с августа 2020-го по июль 2021 года виды на временное проживание в Украине получили 3042 гражданина Беларуси. (https://public.flourish.studio/visualisation/7559438/)
«Ограничения миграционного и трудового законодательства Украины не дают нам возможности оставаться здесь, чтобы на равных правах быть с вами. Мы все же надеемся на изменения в украинских законах, чтобы мы могли находиться в Украине, а затем вернуться домой. Ведь Беларусь — наш дом», — говорит активист Валерий СЛИПУХИН.
В Украине у искателей политического убежища на самом деле не так уж и много вариантов. Среди самых реальных — волонтерство, отдельные виды профессий (IT-специалисты, для которых действуют льготные условия легализации в стране, журналисты, медики, артисты и деятели культуры) и родственники первой линии.
УГРОЗА ВОЛОНТЕРАМ
Студент Антон приехал из Гомеля полгода назад, когда белорусские правоохранители возбудили уголовное дело против него по ст. 342 УК Республики Беларусь («Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, или активное участие в них»). На вопрос: «За что?» - отвечает: за то, что стоял в очереди за шаурмой. Сейчас Антон — волонтер правозащитной организации «Центр гражданских свобод».
Впрочем, и над этим основанием для законного пребывания в Украине нависла угроза. Премьер-министр Денис Шмыгаль инициировал, а Минсоцполитики разработало законопроект № 4521, одобрение которого парламентом усложнит общественным организациям процедуру привлечения волонтеров из других государств.
Авторы проекта в пояснительной записке отмечают, что принять его следует, чтобы предотвратить фиктивную волонтерскую деятельность, которую граждане других государств якобы используют для получения вида на жительство. В записке нардепы утверждают, что на адрес Минсоцполитики поступают обращения, в частности, об уголовных производствах в отношении таких людей, однако никаких данных по их количеству авторы не приводят. Так же ни Минсоцполитики, ни ГМС, ни МВД не смогли привести примеров привлечения граждан других государств к «фиктивной волонтерской деятельности».
В настоящее время, чтобы привлечь иностранцев или лиц без гражданства к волонтерской деятельности, организациям необходимо лишь проинформировать компетентные органы. Если парламент примет этот документ, то нужно будет получать разрешение у Минсоцполитики, которому не присущи функции проверки. Кроме того, самих волонтеров будут проверять МВД и СБУ.
Председатель правления Центра прав человека ZMINA Татьяна ПЕЧОНЧИК назвала этот законопроект одним из десяти опасных для гражданского общества, которые сейчас зарегистрированы в парламенте. Правозащитники призывают Верховную Раду отклонить законопроект, называя его вредным и дискриминационным, а правительству советуют проверять иностранцев и лиц без гражданства на этапе подачи документов в Государственную миграционную службу, но отнюдь не на этапе, когда организация сообщает о привлечении волонтеров.
ВРАЧИ
Лидия по специальности врач-гастроэнтеролог. Когда в Беларуси начались репрессии, она решила выбрать Украину из-за «хороших профессиональных связей», привлекательного предложения работы и удивительно душевного и живого, по ее словам, Киева.
В Украине у белорусских врачей больше возможностей для профессионального развития и шансов найти хорошую работу, говорит она. Впрочем, даже для них получение вида на временное, а тем более постоянное проживание в Украине — довольно сложная процедура. Когда врачи узнают подробности относительно Украины, решают изучать польский язык и ехать в Польшу. Самое сложное — понять, зачем такие выкрутасы с требованиями, ведь речь не идет о сложных экзаменах или подтверждении квалификации. Нет, это сплошной бюрократический хардкор. То есть работу найти не проблема, проблема потом с работодателем придумать, как тебя легализовать», — удивляется Лидия.
По ее словам, выехавших по политическим мотивам за последний год белорусских медиков в Киеве ориентировочно 50 человек. И это не все медики-релоканты, а только те, кто объединился с коллегами и обозначил свое присутствие в профессиональной среде.
После года жизни в Украине и приобретения опыта по сбору пространного пакета документов для трудоустройства Лидия помогает коллегам-белорусам проходить этот путь.
Те, кто не попадает в профессиональные категории и, соответственно, кому не удается получить документы без серых схем и коррупционных вариантов, вынуждены подаваться на статус беженца или оставаться в стране нелегально.
Впрочем, белорусские мигранты, согласно данным ГМС, неохотно подают заявления на статус беженца или на дополнительную защиту. (https://public.flourish.studio/visualisation/7559591/)
Во-первых, объясняет директор Образовательного дома прав человека Сергей БУРОВ, также помогающий белорусам, такой статус предоставляется, когда нет возможности возвращения на родину, а белорусы на самом деле считают свое пребывание в Украине временным и надеются вернуться домой.
Во-вторых, в отличие от соседних Польши и Литвы, ГМС нечасто удовлетворяет такие запросы. Кроме того, сама процедура принятия решения может растянуться на неопределенный срок. Она может длиться более года.
И в течение этого времени человек живет без документов, удостоверяющих личность. У него на руках справка о том, что в отношении него проводится процедура. С таким документом он будет оставаться ограниченным в элементарных правах и государственных услугах, в том числе медицинских. Особенно остро эта проблема стоит у беременных белорусок.
Правозащитники настаивают, чтобы ГМС начала предоставлять статус временной защиты, предусмотренный Законом «О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите». Этот статус можно давать, когда граждане соседних стран массово выезжают и ищут защиты. Впрочем, по словам координатора проекта «Без границ» Максима БУТКЕВИЧА, между властью и правозащитниками идут дискуссии относительно термина «массовый въезд».
«До сих пор правозащитные организации просят, убеждают власть применить этот механизм к белорусам. Но пока это безрезультатные попытки, потому что власти отвечают, что их въезд в Украину не массовый. Это софистические дискуссии над термином «массовый». Это как с апорией «куча». Вот два зерна — это куча? Нет. А три? Нет. А четыре? Со скольких зерен начинается куча? Так же и здесь. В законе этого не прописано, что, собственно, дает властям широкое поле для маневра», — говорит правозащитник.
Если власть все же не будет применять механизм временной защиты, то ее призывают хотя бы прибегнуть к временным шагам, которые позволят белорусам легально находиться и работать в Украине в течение разумно продолжительного периода. Такими шагами могли бы быть, как отмечается в правозащитной резолюции, изменения условий предоставления разрешения на временное проживание для граждан Беларуси и временное изъятие их из иностранных граждан, трудоустройство которых регулируется нынешними требованиями законодательства, с предоставлением тех же условий возможного временного трудоустройства, что и гражданам Украины.
Между тем в парламенте зарегистрировали правительственный законопроект № 5795, предлагающий усовершенствовать основания выдачи или продления действия разрешений на работу тем иностранцам и лицам без гражданства, которые имеют на это право.
МЕДИЙЩИКИ
К отдельной профессиональной группе мигрантов из Беларуси в Украину относятся журналисты. По данным Белорусской ассоциации журналистов, около сотни человек проживает в Киеве, а во Львове небольшая группа белорусских медийщиков работает сейчас над открытием профессионального хаба.
СМИ в Беларуси работали под давлением задолго до бурных событий прошлого года. Но с началом массовых протестов режим Лукашенко развернул политику ликвидации негосударственных медиа.
Международная организация «Репортеры без границ» признала Беларусь самой опасной страной Европы для работы журналистов. По ее данным, с 9 августа по октябрь 2020 года в этой стране было задержано 293 журналиста, а над 56 белорусские силовики совершили насилие.
21-летняя Екатерина училась в Беларуси на журналистском факультете в вузе и одновременно работала журналисткой. Говорит, что планирует уехать из Украины, поскольку Польша и Литва создали больше программ и возможностей для граждан Беларуси, чем Украина.
В то же время, чтобы получить вид на жительство как журналист, белорусским медийщикам нужно пройти специальную процедуру. Они подают документы в Минреинтеграцию с ходатайством от иностранного медиа, в котором говорится, что они сотрудничают в Украине с иностранными СМИ. Но и здесь журналисты испытывают трудности, объясняет секретарь Национального союза журналистов Украины Лина КУЩ: «Не все могут получить такое письмо. К примеру, в TUT.BY счета и веб-страница заблокированы. Журналисты не имеют доступа к своим трудовым документам и не могут подтвердить, что они работают в этом ресурсе», — объясняет она.
Другая достаточно серьезная проблема состоит в том, что украинские медиа также не могут позволить себе нанять белорусских граждан, поскольку законодательство требует от работодателей платить им заработную плату в размере десяти минимальных зарплат (около 60 тысяч гривен). Это требование действует вообще по отношению ко всем иностранцам.
«Я посмотрела средние зарплаты в Украине, и это отнюдь не две тысячи долларов, — говорит Екатерина. – Я не хочу здесь оставаться нелегально. Из-за репрессий в Беларуси я таки не закончила высшее образование, и меня взял Европейский гуманитарный университет, поэтому я буду двигаться дальше. Меня восстановили в университете на том курсе, с которого меня отчислили».
Также, как отмечает Лина Кущ, белорусским журналистам не подходит такое основание пребывания в Украине, как волонтерство, поскольку оно не позволяет им работать в коммерческих учреждениях. Так же они не могут подаваться на получение статуса беженца, поскольку профессия заставляет их ездить за границу на международные мероприятия.
В Минреинтеграции и Государственной миграционной службе говорят, что для изменения процедур для приехавших в Украину белорусских журналистов нужна политическая воля.
Некоторые белорусы, не найдя законных способов легализации, остаются жить нелегально. Нарушение сроков и правил пребывания на территории Украины грозит им штрафом от 100 до 300 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, что составляет от 1700 до 5100 грн соответственно.
Если же человек не платит штраф, ему грозит запрет на въезд в Украину на три года. Если этот запрет он проигнорирует и попытается снова пересечь государственную границу, то получит новый запрет на въезд на десять лет. ГМС сообщает, что в 2019 году зафиксировала 611 нарушений правил пребывания и транзитного пересечения. В прошлом 2020 году таких нарушений было 271, а в этом году — 123.
СОТРУДНИЧЕСТВО С БЕЛОРУССКИМИ СИЛОВИКАМИ
Еще одним вызовом остается для белорусов сотрудничество Украины с правоохранительными и органами безопасности Лукашенко. Несмотря на призывы правозащитников запретить выдачу граждан Беларуси по запросу должностных лиц Республики Беларусь, Украина продолжает свое сотрудничество.
Правозащитники обвиняют органы власти, в частности ГМС, в том, что они злоупотребляют понятием защиты национальной безопасности, не конкретизируют его и из-за размытости определения могут выдворять вынужденных мигрантов и беженцев из страны.
На этом основании, например, СБУ пытается выдворить белорусского активиста Алексея Боленкова, уже семь лет находящегося в Украине и принимавшего участие в протестах во время Евромайдана в 2013—2014 годах. В апреле этого года сотрудники СБУ пришли к нему домой и хотели вывезти его на границу, но активист подал жалобу в суд на это решение.
СБУ считает Боленкова опасным для украинского суверенитета на основании, в частности, сообщений анонимного телеграмм-канала ультраправых «Вольер», который неоднократно критиковали правозащитные организации из-за профайлинга активистов и призывов к насилию.
Узнать точное количество выдворенных из Украины граждан Беларуси невозможно. Офис Генпрокуратуры заявляет, что не фиксирует данные отдельно относительно стран.
Правозащитники напоминают, что уже несколько лет Украина является опасной страной для беженцев, согласно оценке Уполномоченного комиссара по делам беженцев ООН.
«Позиция, при которой государство Украина не признает легитимность нынешнего минского режима и одновременно сотрудничает с его силовым блоком, является противоречивой и непоследовательной. Кроме того, ситуация, когда часть политических преследований в нынешней Беларуси «замаскирована» под преследование по другим уголовным статьям, делает невозможным вариант, где сотрудничество ограничено только «неполитическим» сектором», — говорится в правозащитной резолюции к власти.
Среди прочего власти призывают временно изъять административную ответственность для граждан Беларуси, которые вынуждены были пересечь границу Украины за пределами КПВВ из-за угрозы преследований на родине, если они не собираются просить международной защиты в Украине, а планируют выехать в другую страну. Вместе с тем, для таких случаев власти призывают разрешить им краткосрочное пребывание — достаточное, чтобы они могли уехать дальше.
Верховную Раду просят, соответственно, не голосовать за законопроект № 3387, предусматривающий доставку в места несвободы тех искателей международной защиты, которые были вынуждены въехать в Украину с пересечением границы за пределами пунктов пропуска.
ПОЗИЦИЯ ВЛАСТИ
Бывший председатель Государственной миграционной службы Максим СОКОЛЮК в комментарии газете «День» и ZMINA утверждает, что Украина приняла меры для поддержки белорусов во время кризиса. Впрочем, на самом деле в фокусе власти специалисты IТ-сферы. Максим Соколюк также ссылается на Указ Президента «О некоторых мерах по привлечению предпринимателей, высококвалифицированных специалистов, которые являются гражданами Республики Беларусь», который Президент Владимир Зеленский подписал 2 октября прошлого года.
Также среди мер в поддержку белорусов Соколюк называет утвержденное правительством в конце прошлого года постановление № 1302 «Некоторые вопросы пребывания в Украине граждан Республики Беларусь», согласно которому до 31 декабря 2021 принято не ограничивать белорусам сроков временного пребывания в Украине.
Президент Украины Владимир ЗЕЛЕНСКИЙ также считает, что Украина сделала все возможное для граждан Беларуси.
«Мы предоставили возможности вместе с миграционной службой, с Михаилом Федоровым (вице-премьер-министр, министр цифровой трансформации Украины. — Ред.). Мы создали все условия, чтобы люди приехали и у них не было никаких проблем с жильем, условиями и финансами, чтобы они быстро получали документы без какой-либо бюрократии. За ними будущее, и мы помогаем», — сказал Президент в политическом ток-шоу «Право на власть».
Впрочем, правозащитники снова и снова сетуют на недостаточные действия украинской власти. Они констатируют, что миграционная политика Украины не дружна с белорусами, и указывают, что вместо власти белорусам помогают общественные организации, у которых ограничены ресурсы.
Руководитель благотворительной организации «Белорусский кризис-центр во Львове» Алексей ФРАНЦКЕВИЧ скептически относится к продлению сроков пребывания. Они никак не решают проблемы с трудоустройством белорусов.
«Здесь важно спросить: а на что люди будут жить эти 365 дней, не имея возможности трудоустроиться? ФЛП — далеко не для всех возможный выход, хотя, конечно, я знаю белорусов, которые перемещают свой бизнес в Украину. У человека, подавшего документы на статус беженца или дополнительную защиту, забирают паспорт. Он не может получить ИНН и открыть счет в банке. Никому не интересно, как и на какие средства к существованию он будет жить в течение нескольких месяцев, пока ГМС определится с ее статусом», — говорит он.
Францкевич также отмечает, что Украине следует признать Беларусь опасным государством и активно предоставлять людям дополнительную защиту, как это сделали Польша и Литва. Но для этого нужна политическая воля. Однако решать эти вопросы все равно необходимо, поскольку они никуда не денутся.
«Даже те, у кого есть основания податься, например, на постоянное проживание или гражданство, должны предоставить разные документы вроде справки об отсутствии судимости или апостилированные документы. Получить их можно только в Белоруссии. Или по запросу украинской стороны поступит ответ, что человек проходит по уголовному делу, в розыске. В Беларуси сейчас, по официальной версии режима, полстраны — экстремисты», — говорит Францкевич. Сколько еще будет продолжаться политический кризис в Беларуси — неизвестно. Очевидно, что эту страну покидают наиболее активные и прогрессивные граждане. Как люди, лишенные сразу всего, они рассчитывают на понимание и возможность быть пусть и временно, но полезной частью украинского общества. Однако это зависит от политической воли, которая должна позволить им легально жить, работать, учиться, иметь доступ к медицине и не бояться, что по запросу КГБ их доставят на пытки или смерть.
На фото: Белорусы на Майдане Независимости в Киеве
Посетитель фотовыставки «Рік спротиву: як по(в)стає Білорусь» на Майдане Независимости в Киеве, август 2021 года