Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украина призвана стать экуменической лабораторией христианства

Архиепископ Никола Этерович о Католической церкви, душпастырях и готовности к диалогу
25 марта, 2004 - 00:00


Как известно, Его преосвященство апостольский нунций в Украине архиепископ Никола Этерович получил новое назначение и вскоре покидает Украину, где он пользуется уважением и симпатией многих людей, — как духовных, так и светских, как католиков, так и представителей других конфессий и религий. Газета «День» желает Его преосвященству успехов на новом поприще и еще раз пользуется возможностью ознакомить наших читателей с его взглядами. Надеемся, что это не последнее интервью с Его преосвященством.

— Ваше преосвященство, вы приехали в Украину несколько лет назад. Заметили ли вы изменения — позитивные и негативные — в жизни нашего общества?

— Я жил и работал в Украине почти пять лет. За этот период я смог констатировать значительный экономический рост, и не только в столице, но и во всей стране. Безусловно, этот процесс должен распространяться и охватывать, в первую очередь, все те слои населения, которые кое-где пока что не чувствуют улучшения условий жизни. Чтобы обеспечить более эффективное и более равномерное развитие, нужно бороться с коррупцией и эксплуатацией работающих. Эти явления, к сожалению, существуют почти во всех странах, где происходит нелегкий переход от централизованной экономики к рыночной.

Как представитель Его Святейшества в Украине я был особенно поражен значимостью религиозной жизни в обществе, показателями прогресса и в этой сфере. Достаточно вспомнить, сколько церквей отстроено после периода преследований и разрушений, сколько новых культовых сооружений построили в стране разные конфессии. В стране работают высшие учебные заведения, дающие высокий уровень знаний не только священникам и монашеству, но и мирянам, которые, работая по своим светским профессиям, одновременно делают значительный вклад в распространение Царства Божьего в украинском обществе. Итак, на мой взгляд, в целом следует отметить больше позитивных элементов, чем негативных, также имеющих место в обществе, с которыми верующие должны бороться вместе со всеми людьми доброй воли.

— Есть ли изменения в отношении украинского общества к Католической церкви и вообще к поликонфессиональности? В чем проявляются эти изменения?

— За время моей дипломатической и церковной миссии в Украине я с удовлетворением убедился, что Католическая церковь признана одной из традиционных конфессий страны. Конечно, большинство граждан Украины признают себя православными, во всяком случае, с социологической точки зрения. Впрочем, и Католическая церковь здесь хорошо укоренена. Это касается не только Украинской греко- католической церкви (УГКЦ) с ее пятью миллионами верующих, чьи корни уходят во времена крещения Киевской Руси. Имею в виду также и Католическую церковь в Украине (КЦУ) западной — латинской — традиции, которая насчитывает около одного миллиона верующих и которая с XIV века имела свой митрополичий престол на территории нынешней Украины. Следует также уточнить, что в Украине существует небольшое армяно-католическое сообщество, которое сейчас возрождается, хотя и с немалыми трудностями.

Думаю, что присутствие Католической церкви — единой, но состоящей из двух великих традиций — восточной (греко-католики и армяно-католики) и западной (католики латинского обряда), — также свидетельствует о поликонфессиональности Украины. Ведь в Украине исторически сосуществовали православные, католики обеих традиций, протестанты, евреи, мусульмане. Это поликонфессиональность, которая не могла свободно существовать во времена коммунистического режима.



— Как изменилась Католическая церковь Украины за последние пять лет (количество епархий, приходов, храмов, монастырей, духовных учебных заведений)? Что вас больше всего тревожит и чем вы особенно удовлетворены в делах Католической церкви в Украине?

— Думаю, что лучшим ответом на этот вопрос будут статистические данные. Сегодня в Украине существует 12 епархий и экзархатов УГКЦ, где работают 2230 священников. В пяти семинариях учатся около 800 семинаристов. Кроме того, есть 13 женских монашеских общин и 6 мужских. Во Львове работает Украинский католический университет.

Католическая церковь латинской традиции насчитывает 7 диецезий и 472 священника. В трех семинариях учатся 174 семинариста. Есть много монашеских общин, мужских и женских, которые придают значительный динамизм душпастырской деятельности. В Киеве работает Институт религиозных наук Святого Фомы Аквинского, а в Городке — Катехитический институт. Итак, сегодня Католическая церковь (греко-католики и римо-католики вместе) имеет в Украине около 4200 приходов, 2700 священников, 241 монаха, 1002 монахини, 1130 семинаристов.

Эти данные свидетельствуют о том, что Католическая церковь динамично развивается. Это радует еще и потому, что хорошо организованная церковь, с хорошо подготовленными душпастырями, может лучше служить обществу, в первую очередь в духовной сфере, но также и в гуманитарной, культурной, где и когда это необходимо. Конечно, развитие связано и с определенными «проблемами роста». Есть надежда, что они благодаря мудрым действиям епископов и церковному диалогу будут положительно решены.

— Насколько за последние пять лет изменился национальный состав католического духовенства в Украине? В чем заинтересован Ватикан — в том, чтобы сохранять здесь польское (вообще — западное) духовенство, или в том, чтобы постепенно замещать его украинским? Готовят ли сегодня украинские католические семинарии достаточно образованных — западного уровня — священников?

— Католическая церковь в Украине очень благодарна Католической церкви в мире и в частности в Польше за большую помощь, предоставленную в начале ее развития после долгих лет преследований, которые препятствовали как нормальной душпастырской деятельности, так и подготовке в Украине священников, монахов и монахинь. Некоторые семинаристы из Украины были вынуждены ехать учиться в Рижскую духовную семинарию. Это касается в первую очередь Католической церкви латинского обряда. Но и УГКЦ имела бескорыстную и щедрую поддержку от Католической церкви из других стран, получая, например, многочисленные стипендии, позволившие многим семинаристам и священникам получить хорошую духовную и интеллектуальную подготовку в многочисленных университетских центрах Польши, Италии, Германии и других.

В Украине уже действуют три семинарии латинского обряда, готовящие молодых украинцев к будущей душпастырской деятельности. Уровень подготовки в них достаточно высок. Семинария в Городке Каменец-Подольской диецезии, например, дает своим студентам степень бакалавра, поскольку является филиалом факультета теологии Католического Латеранского университета в Риме.

Слава Богу, священники-украинцы составляют сегодня половину от числа всех действующих в Украине священников. Этот процесс будет продолжаться и в дальнейшем. Однако следует учитывать, что Католическая церковь по своей природе открыта к вкладу и взаимопомощи братьев разных национальностей и что здесь постоянно существует обмен кадрами. Есть немало украинских священников, работающих в других странах. Будем надеяться, что с Божьей помощью их количество в недалеком будущем возрастет.

— Улучшились ли за эти пять лет отношения между украинскими католиками и греко-католиками? Что, по вашему мнению, мешает более тесным (и дружеским) контактам между этими двумя церквями в Украине?

— В Католической церкви существует немало церквей sui iuris (своего права). Ими являются как УГКЦ, так и Католическая церковь латинской традиции. У них разные формы духовности, разные обряды, дисциплина и тому подобное. Впрочем, между ними существует глубинное единство, присущее Католической церкви («католический» — значит вселенский). Это единство особенно видно во время евхаристических совместных служб. По поводу Апостольского визита в Украину Его Святейшества Иоанна Павла II епископы и священники греко-католики и римо-католики отслужили совместно Божественную литургию как в византийско-украинском, так и в латинском обряде. Таким образом, существует единство, облегчающее сотрудничество, а также, при необходимости, диалог для разрешения тех или других нерешенных вопросов. В каждом обществе существуют определенные проблемы. Главное — иметь желание их решать.

Следует заметить, что в Центральной и Восточной Украине существует образцовое сотрудничество между римо-католиками и греко- католиками. Некоторые проблемы существовали только в Западной Украине, в основном, из-за культовых сооружений, которые местная власть по своему собственному усмотрению отдавала тем или другим общинам. Сейчас создана совместная комиссия в составе двух греко- католических и двух римо-католических епископов, изучающая до сих пор нерешенные вопросы и предлагающая соответствующие решения.

Во время моей работы Апостольским нунцием в Украине отношения между греко-католиками и римо-католиками стали намного лучше с тенденцией к дальнейшему улучшению. Надеюсь, что этот процесс продолжится и в дальнейшем, поскольку существует добрая воля и желание встречаться и решать проблемы, которые еще не решены.

— Как вы оцениваете результаты визита в Москву кардинала Каспера? Действительно ли они приведут к тому, что дело Украинского греко-католического патриархата снова повиснет в воздухе?

— Встречи между представителями Католической и Православной церквей — абсолютно нормальное явление. Они проходят периодически и служат рассмотрению и обсуждению различных вопросов, представляющих общий интерес. В этом свете следует рассматривать и встречу Его эминенции кардинала Вальтера Каспера, Президента Папского Совета по содействию единству христиан, с Его преосвященством Кириллом, поверенным в зарубежных делах патриархата РПЦ, а затем — с Его Святостью Алексием II, патриархом Московским и всея Руси. Одной из обсуждаемых тем было признание патриархата УГКЦ. Кардинал Вальтер Каспер был ознакомлен с позицией (негативной) РПЦ, которую он представит Его Святейшеству. Вместе с тем, следует отметить, что существуют другие точки зрения, опирающиеся, в частности, на каноническое законодательство Католической церкви. Это документы II Ватиканского Собора (1962 — 1965), который в Декрете о Восточных Церквях предусматривает создание новых патриархатов «там, где это было бы необходимо». Такое создание является компетенцией Вселенского Собора или Папы Римского. Подобные предписания содержатся и в Кодексе Канонов Восточных Церквей.

Итак, решение вопроса греко- католического патриархата — в руках Его Святейшества, который примет нужное решение в удобное для этого время. Он хорошо знает ситуацию Католической церкви в Украине, но в то же время учитывает состояние Католической церкви в других странах, так же, как и отношения с Православными церквями.

— Ваше преосвященство — славянин. Но хорваты — католики, а украинцы — традиционно православные или практикуют восточный обряд. Как по вашему мнению — формирует ли (определенным образом) людей историческая принадлежность к той или иной конфессии? Что именно отличает славянина-католика от славянина-православного?

— Я очень благодарен Господу за то, что Он позволил мне осуществлять мою миссию в Украине, — земле, где встречаются Восток и Запад. Моя принадлежность к хорватскому народу, большинство которого — католики, и который традиционно является другом украинского народа, помогла мне хорошо узнать Украину, ее историю, ее культуру, ее богатое духовное наследие. Я встретил многих православных, с некоторыми из них меня связывают отношения уважения и дружбы. У католиков и православных намного больше общего, чем различий, поскольку и католики, и православные — христиане, которые были объединены в одной и той же Церкви до раскола 1054 года. И потому мы опираемся на одни и те же христианские корни. К тому же, близость славянских культур значительно облегчает контакты.

Для меня было очень важно лучше узнать восточную духовность в тесных контактах с УГКЦ. Эта церковь хранит в целостности великую традицию восточного христианства, общую с Православными церквями. Главная разница заключается в полном единстве УГКЦ с Епископом Рима, преемником Святого Петра. Таким образом, у меня была редкая возможность хорошо узнать восточную духовность и понять важность взаимного обогащения и взаимного дополнения христианского опыта Запада и Востока. Я почувствовал суть высказывания Его Святейшества, которое он часто повторяет: «Церковь Иисуса Христа должна дышать обоими легкими — восточным и западным».

— Расскажите нашим читателям о своем новом назначении. Действительно ли ваша новая должность является четвертой в иерархической табели Ватикана? Чем вы будете заниматься? Будете ли иметь какое-то отношение к религиозной жизни в Украине?

— Его Святейшество Иоанн Павел II назначил меня Генеральным Секретарем Синода Епископов. Президентом Синода Епископов является сам Римский Папа. Итак, я буду работать в тесном единстве с Папой Римским, помогая ему поддерживать и развивать отношения с епископами всего мира, которых в Католической церкви сейчас около 4600. Одной из главных задач Генерального Секретаря является организация очередных Ассамблей Синода Епископов, которые проходят в Ватикане, как правило, каждые три года. Ближайшая Ассамблея пройдет в октябре 2005 года. Ее темой будет «Евхаристия — источник и вершина миссии Церкви». Моя миссия — служить коллегиальности Католической церкви. Работы мне хватит.

Поручая мне это важное служение, Его Святейшество хотел не столько вознаградить мои заслуги, сколько выразить уважение к Католической церкви как на моей родине в Хорватии, так и в Украине, и иметь рядом с собой духовное лицо, которое по своему происхождению и по своей душпастырской деятельности представляет Центральную и Восточную Европу. Несомненно также, что я продолжу контакты с украинским епископатом как восточной, так и западной традиции. Понимая это, мне не так тяжело расставаться с Украиной, землей, которую я полюбил больше, чем ожидал.

— Что вам больше всего понравилось в Киеве, в других регионах Украины? Известно, что вы много ездили по стране.

— Я имел привилегию много путешествовать по Украине и познакомиться со всеми регионами и со всеми крупными важнейшими центрами, но часто бывал и в маленьких городах, в разных селах, в первую очередь там, где есть католические общины. В этих поездках я глубоко оценил красоту Украины, открыл для себя ее великое культурное и художественное наследие. Думаю, что это богатство вскоре станет стимулом для значительного оживления туризма в Украине. А что больше всего мне понравилось и о чем никогда не забуду — так это контакты с людьми. Не только с руководителями нации, общественными, политическими, церковными деятелями, но и с простыми людьми, общаться с которыми мне позволило знание языка. Еще одно незабываемое впечатление — это знакомство с теми, кто страдал за свою веру. Говоря языком Евангелия, они являются солью земли и светом мира. Одним словом, опыт, приобретенный мной в Украине, является частью моей жизни, он навсегда останется в моем сердце и в моей памяти.

— Когда, на ваш взгляд, будет возвращен католикам костел Св. Николая? Поможете ли вы Католической церкви в Украине реставрировать храм?

— Несколько дней назад Президент Украины Леонид Кучма сообщил мне о том, что вопрос возврата костела Св. Николая в Киеве решен в пользу этой парафии. Я поблагодарил господина Президента за это решение, которое будет принято с пониманием и одобрением не только католиками, но и всеми людьми доброй воли. Ведь костел Святого Николая является символом Католической Церкви латинского обряда не только в Киеве, но и во всей стране. Надеюсь, что в будущем компетентное руководство города и государства найдут соответствующее место и для концертного зала. Здесь можно было бы вести речь о большом культурном центре, подобном тем, которые строят себе города менее красивые и важные, чем Киев. А пока что церковное руководство готово заключить договор для продолжения концертов духовной музыки в костеле Святого Николая.

Католическое сообщество обязательно позаботится о костеле, который нуждается в неотложной серьезной реставрации. Это произойдет, как только здание будет возвращено церкви на правах собственности или, по крайней мере, в постоянное пользование. В этом деле, которое потребует больших средств, католическое сообщество найдет понимание и поддержку братьев из других стран, особенно европейских.

— Ваше преосвященство, что Вы могли пожелать украинцам?

— Желаю всем гражданам этой великой страны и впредь жить в общественном согласии, которым, благодаря также политической мудрости ее руководителей, отмечена эпоха суверенности и независимости Украины. Надеюсь, что через несколько лет украинцы уже не будут вынуждены искать хорошо оплачиваемую работу за пределами своего государства. Хотел бы видеть, что они возвращаются на родину, имея хорошие возможности работать здесь и вести достойную жизнь. Еще желаю, чтобы украинцы всегда оставались толерантными и открытыми, такими, какими они были на протяжении своей такой нелегкой истории. Прошу их беречь в неприкосновенности любовь к священному, открытость к Богу, а значит — и к ближнему, отвергая искушение материализма и секуляризации, которые распространяются и здесь.

В этом контексте важно сохранять религиозную свободу и развивать экуменический диалог, на ниве которого Украина имеет особую миссию. Она призвана стать экуменической лабораторией, учитывая то, насколько значимо представлены в ней Православная и Католическая церкви. Этот диалог уже ведется на уровне людей, скажем, в многочисленных смешанных семьях. Придет день, я горячо в это верю, когда именно это поможет возобновить богословский диалог между католиками и христианами — важный шаг к такому желанному единству всех христиан.

Клара ГУДЗИК, «День», Киев, март 2004
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ