Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украина — Румыния: быть понятными друг другу

16 апреля, 2004 - 00:00

Очень внимательно читаю пятничный выпуск «Дня». Приятно, что в стране уже существуют несколько газет, которые могут составить конкуренцию по богатству и значимости материалов, такту и честности. Люди стали более инициативными, созидательными. Убеждаюсь, что в современной Украине уже можно обсуждать любой сложности вопрос без нападок, нервозности и обмана. Я хочу рассказать, какой видит Украину и ее взаимоотношения с Румынией рядовой представитель румынского этноса. Думаю, что для читателя взаимоотношения двух самобытных народов, которые не столь сложны, как поучительны, также являются «Украиной Incognita». Мы должны быть понятными друг другу.

Вопрос об образовании Большой Румынии, как и Украины, стоял на «повестке дня» европейской политики конца ХIХ — начала ХХ века. И неудивительно, что события пересекались между собой, так как происходили одновременно на географически смежных территориях. На Буковине, например, два национальных собрания в ноябре 1918 года, к сожалению, не пошли на соглашение и приняли взаимоисключающие постановления. А в таком случае, как известно, за решение берутся военные. Надо отметить, что стремление и украинцев, и румын к независимости вписывалось в европейское освободительное движение угнетенных народов. А их поработителями были Австрийская и Российская империи. Социально- экономическая обстановка, религиозные взаимоотношения (в Трансильвании часть румын являются греко-католиками), волны эмиграции характерны были для западных регионов двух стран в конце ХIХ века. А в российской части оба народа терпели неуважение к своим языкам и культурам, многие наши соплеменники были абсолютно безграмотны. К. Маркс в «Заметках о румынах», которые хранятся в архиве Маркса и Энгельса Международного института социальной истории в Амстердаме, посоветовал не втягиваться в борьбу на чьей-либо стороне, а ждать падения этих империй. И надо признать, что классик как в воду глядел. Мечты народов осуществились. И если Украина под натиском большевистских и польских войск перестала существовать как независимое государство, то Большая Румыния (Великая Румыния — термин некорректный) выдержала до падения в июне 1940 года ее главной союзницы — Франции. Падение последней дало возможность СССР 26 июня 1940 года выдвинуть, при согласии Германии, ультиматум. Необходимо отметить, что к тому времени в Румынии не было фашистского режима. Румынию ожидали территориальные потери, масштабный политический кризис и смена власти, переход на сторону Германии и поражение в войне, десятилетия коммунистической диктатуры.

В нынешнюю эпоху, на мой взгляд, руководители наших стран, партий и общественные движения должны действовать по совести. Чарльз Фокс говорил: «Для нации, дорожащей своей честью, — или даже интересами, неразрывными с честью, — очень важно заручиться со стороны соседних наций хорошим мнением во всем, что касается ее справедливости, великодушия и умеренности».

Сегодня приграничные и экономические споры решают дипломаты. Язык дипломатии может довести до Киева и Бухареста, а его незнание — только в Гаагу. Думаю, что остальные вопросы более решаемы, и поэтому ненужный балласт необходимо сбросить. Сам я как румын придерживаюсь таких принципов: уважения к титульной нации и другим этносам, лояльности к государству и уважения Конституции. Исходя из этого, считаю, что наше руководство обязано отстаивать целостность государства, экономические интересы, права украинцев и граждан Украины за рубежом. По другим вопросам просто необходимо быть гибче и идти навстречу, работать на опережение.

Наше государство должно дать широкие возможности выбора представителям национальных меньшинств для получения образования в Украине или на их исторической Родине, если она не возражает. Исключить со стороны чиновников в столь деликатном вопросе грубость, дезинформацию, давление. Права личности должны быть приоритетными. Надо содействовать, по желанию жителей, возвращению населенным пунктам исконных и исторически оправданных наименований, которые были огульно изменены или искажены. Признать, что самобытная топонимика, очень поэтическая и гармоничная, является национальным достоянием народов Украины и должна быть сохранена. Например, ныне в Придунавье существует железнодорожная станция с безликим названием Дзинилор. Эта искаженная форма от Фынтыа Зынелор (Колодец добрых фей). Легенда гласит, что когда-то у этого колодца поселились три девушки-амазонки, которые взяли под свою защиту обездоленных людей и беспомощных зверей.

Следует признать на территории Украины наличие и значимость памятников истории и культуры других народов. Например, вернуть на стены Белгород-Днестровской крепости исторические надписи со средневековой геральдикой. Также провести переговоры с Румынией и Евросоюзом о безвизовом режиме пересечения украино-румынской границы для украинцев Румынии и румын Украины.

Хотел бы подчеркнуть, что вышеизложенное, как и другие вопросы, не является жестким требованием. Но их решение только поднимет авторитет страны. Такой же подход Румынии к ее гражданам-украинцам также будет иметь положительный эффект. Государственные границы подкрепляются межгосударственными договорами, но, что немаловажно, усиливаются национальной общиной, которая лояльна к государству. Взаимопонимание позволяет решать и другие близкие проблемы.

Очень надеюсь, что экономические и социальные испытания на пути к новому миру для наших народов были последними. И, может быть, о нас, «детях реформ», кто ценой двадцати лет жизни вытянул наши страны из трясины, напишут только правду. Пусть мы уходим вперед разными шагами, но в одном и том же направлении. Значит, идем вместе. Значит, наши потомки будут едины.

Геннадий ВРАБИЙ, Белгород-Днестровский
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ