Искусство современного танца для отечественного массового зрителя — настоящая «терра инкогнита», абсолютно неизвестная территория. Ни фестивалей, ни достаточно представительных гастролей у нас не проходит. Поэтому есть надежда, что этот ощутимый пробел заполнит новый проект, который подготовили совместно киевский «Новый театр на Печерске» и шведская группа «Мело» при содействии Шведского института в рамках нового масштабного культурного проекта, включающего в себя также музыку, фотографию и литературу.
Собственно, «Мело» существует в свободном формате как непостоянная группа танцовщиков и танцовщиц, музыкантов и хореографов, которые собираются всякий раз для нового проекта. Их знакомство как с Украиной, так, в частности, и с киевскими артистами состоялось в позапрошлом году, в рамках фестиваля «Київ травневий». Ныне в этом спектакле, который увидят отечественные зрители, театральная, постановочная составляющая будет обеспечена украинцами, а шведы — четыре человека — возьмут на себя хореографию и движение. Проект, реализованный общими усилиями в Киеве в течение двух недель, потом будет показан в Харькове, Днепропетровске и Львове.
Однако, если «Новый театр на Печерске» имеет свою публику хотя бы в столице, то группа «Мело» нашим зрителям практически неизвестна. Поэтому слово шведским исполнителям.
«Мы пришли в группу танца, музыки… У каждого из нас до этого было не менее 10 лет отдельной художественной практики.
Какой-то четкой системы нет. Мы любим экспериментировать и смешивать, пытаемся сочетать стили: исполняем смесь панка, цыган, перформанса, танца, а физическая сторона базируется на новом цирке, большом количестве акробатических элементов. Многое значат человеческая спонтанность и взаимность, импровизация.
На последний спектакль нас вдохновил роман Булгакова «Мастер и Маргарита», а также Музей семьи писателя на Андреевском спуске. После экскурсии мы вышли и сказали друг другу, что это наш мир и мы так живем и творим… Мы говорили о характерах, атмосфере и делали спектакль, не разворачивая сюжет. Премьеру сыграли в Мальме. Один журналист даже сказал, что это «Гамлет».
Мы не репертуарная труппа. Если спектакль успешный, то показываем его в течение года, как тот же булгаковский. А первый спектакль создали в марте 2005 года, в общем было 15 человек — танцовщиков, осветителей, костюмеров. Об этой работе были хорошие отзывы, поэтому правительство даже выделило деньги. Теперь 2008 год у нас уже расписан. Надеемся, что все же будет продюсер.
Готовя новый спектакль, мы неделю только обсуждаем, что собираемся делать. Проходят, так сказать, репетиции на полу. Потом начинаются джемы, импровизации. Приглашаем для обсуждения референтную группу, 4 человека, как правило, интересуемся их мнением. Состав приглашенных может быть разным: архитекторы, врачи, звукорежиссеры. Они высказывают свое мнение, и мы кое-что меняем. Спектакли сначала готовили 2 месяца, теперь уже 4.
Наш типовой спектакль продолжается один час, без антракта, все делают все — и музыку, и танец, и видео, на сцене присутствуют инструменты и с ними также танцуют. Даже осветители и звукорежиссеры также принимают участие в спектакле.
В Швеции небольшая аудитория для современного танца. Вот почему мы выступаем на улицах или приглашаем бездомных в буржуазные театры, где играем.
Мы хотим делать искусство для людей, многих и разных. Желаем их и развлечь, и заставить задуматься. Однако политических вопросов не касаемся.
Лидера у нас нет, придерживаемся также гендерного равенства. Мы хотим показать, что мы все равны. Лидерство зависит от того, кто что лучше делает. Мы знаем различные вещи, поэтому если кто-то лучше разбирается в музыке — последнее слово за ним. Это очень важно. У нас нет режиссера. Мы верим друг другу. Это намного лучше, чем единоличное лидерство — опыт об этом свидетельствует.
Танцем, жестом можно выразить все. Слова очень легки для общения, но жест — это все. Также и музыка; однако особой разницы нет. Танец более абстрактный и поэтому универсальный: вот у нас с вами не всегда хороший английский язык, но все, что мы не можем выразить словами, — дополняем движениями...»