Впервые ощущение от фотовыставки «Дня» не черно-белое, то есть контрастное, а цветное. И в прямом, и переносном смысле. Если судить о многообразии и объемности образов, пойманных фотообъективом, то скорее эта выставка напоминает художественную галерею. На второй план отошли социальность и политика. Это отметили многие из вереницы гостей и посетителей V фотофорума «Дня» (описание самого праздника читайте в номере«Дня» за 23 сентября).
Появились работы, не связанные напрямую со временем. Эта выставка отражала больше не сиюминутные черты бытия Украины, что было бы логичнее для ежедневной газеты, а, как ни парадоксально, гораздо более глубокие вещи, стоящие вне временных рамок. Это, безусловно, качественно новый уровень. Фотоработы все больше стали «перетекать» в живопись...
Семья от мала до велика расположилась в поле. Природный фон «рифмуется» с их движениями, и вместе они вызывают у зрителя ощущение гармонии и покоя («Поэма о поле»). Такая сцена могла происходить и двести лет назад. Или двести лет вперед.
Кроме поэтического настроения, множество фотокартин излучало юмор и позитивную экспрессию.
Девушка из толпы задорно что-то кричит твердокаменному, точно глыба льда, постовому. Видно, еще чуть-чуть — и лед растает («Потанцуем»). Мужчина расстилает ковровую дорожку перед приездом начальства. Он нагнулся у ее края в стартовой позиции легкоатлета («Низкий старт»). Старт на дистанцию длиной в карьеру! Юмористическими красками проникнута фотография, где трое крестьян отдыхают возле памятника первому трактору («Без коня»). Есенинские стенания по этому поводу в двадцатые вызывали боль, сейчас — улыбку.
Сельские девы плещутся в бочке с молоком («Клеопатры»). Кожа, наверное, после этой косметической процедуры будет нежнее, чем у любовницы Юлия Цезаря и Антония...
Произошел переход от острых социальных вещей прошлых лет, вроде той, где мальчик собирает картон на свалке («Шаг в бизнес») — к вполне устроенных малышам, умилительно перелазившим ограду, да так, что штаны от нагрузки не выдержали («Высокое напряжение»).
«Святая простота», «Женька» — солнечные детские портреты. К ним не требуется никаких пояснений. Ты просто не в состоянии не улыбнуться, глядя на раскачивающуюся вверх ногам задорную девчонку!
Даже такой тяжелейший кризисный момент, как мартовские волнения 2001-го, отражен лирически: бабушка сквозь дырочку в омоновском щите разговаривает с милиционером («Момент консультации»).
Призовые работы «Почему мы не в Евросоюзе?» и «Охота на «теневиков» в комедийной форме отражают социально-экономические сдвиги в обществе. Но общую тенденцию юбилейной выставки, скорее, воплотила «Частная территория», где двое молодых людей лежат под зонтом на футбольном поле, не обращая внимания на проливной дождь. Частные дела ставятся дороже «общих». А значит, мы в целом становимся НОРМАЛЬНЕЕ.
Само открытие выставки и награждение победителей было мероприятием масштабным, с огромным количеством VIP-персон (если вам не посчастливилось туда попасть, вы можете судить о нем по ярким репортажным снимкам), радостным, но очень многолюдным и шумным. Там можно было поговорить со многими звездами журналистики, политики и искусства. Но если вы хотите поплотнее пообщаться с самими произведениями (таких блестящих мастеров, как Маркив, Лазаренко, Старостенко, Медзик, Синица, Шевчук и других), наш совет — сходите в галерею (Дом художника, Львовская площадь, 5) в любой удобный для вас день (кроме вторника), вход бесплатный. И в тишине вы почувствуете все то обаяние (см. выше), которое струится из их по-настоящему талантливых работ.
Клара ГУДЗИК, «День»:
— Многие экспонаты нынешней традиционной фотовыставки газеты «День» можно без сомнений отнести к изобразительному искусству — они действительно создают образ современного человека, показывают нам в лаконичной форме нашу собственную жизнь. Ради этого в публицистике и даже в литературе необходимо бывает написать десятки и десятки страниц. А тут — достаточно одного взгляда и тебя пронизывает ощущение красоты или драмы жизни, чувство возмущения или симпатии.
По содержанию новая экспозиция очень демократична — это не хит-парад супермоделей, не картинки «красивой жизни», не скандальные герои высшего общества или эстрады. Это «только» тот мир, где мы живем: село, из которого многие из нас вышли; молодость и старость («Золотая свадьба» Бориса Корпусенко), проблемы общения и выживания, часто — призыв к милосердию («Среди людей» Анатолия Медзика). На выставке представлены люди всех возрастов — от ребенка («Железная» леди» Леонида Бакка) до престарелых («Дал бы Бог здоровья» Людмилы Зубко) и вся гамма чувств — счастье, радость, печаль по прошлому («Балерины Киевской оперы» Владимира Гонтара), глубокое горе. Особой нотой звучит тема одиночества человека («Скрипач» Анатолия Похилюка, «Своя земля» Валерия Соловьева). Не забыть бы природу — обязательного и важного «героя» почти каждой работы выставки (несравненная «Овцы мои, овцы» Богдана Барбила, «Украинская Венеция» Сергея Старостенко). Позитивом, с моей точки зрения, является и то, что авторы большинства фотографий сделали ставку на содержание, на рассказ, а не на модерн-экспрессионистские эффекты или хитрые ребусы ради эпатажа беззащитного зрителя.
Важно для меня и то, что на выставке экспонируются портреты не только «натуры» — объектов съемок, но также портреты авторов — тех, кто снимал. Ведь большинство фотографий является выразительным отпечатком видения мира, отношения к человеку, представления о красоте, и, не в последнюю очередь, чувства юмора («Скромная украинская свадьба» Бориса Корпусенко) фотокорреспондентов. Каждая работа является знаком, выражением того, как ее автор сочувствует человеческой беде, как оценивает современные социальные и политические («Момент консультаций» Александра Синицы) противостояния, какое место в его жизни занимает природа. Думаю, что нам представили весьма симпатичный сборный автофотопортрет современного украинского фотокора.
В прошлую среду я еще раз посетила фотовыставку «Дня» в Доме художника. Там царила приятная атмосфера музейного зала. Люди неспешно переходили от одной фотографии к другой, часто останавливались и тихо обсуждали увиденное. Раз за разом их лица освещались добрыми улыбками, — не каждое современное произведение искусства вызывает такую реакцию. Мое внимание привлекла группа подростков, которых водила по залу молодая женщина с указкой. Она обращала внимание своей юной «паствы» на композицию, колорит, «сверхзадачу» экспонатов. Как выяснилось, это были ученики Художественной студии при Союзе художников Украины со своим преподавателем Натальей Борисенко, — наши фотокартины «пошли в молодые люди».
Анатолий БОРСЮК, тележурналист, «1+1»:
— Мне показалось, что в прошлые годы фотографии были жестче. Может, больше было неприятных, драматических событий. А в этом году больше снимков эпохального свойства. Всегда ценил фотографию, покупал и выписывал фотожурналы — какие только можно было. И могу сказать, что все работы с этой выставки украсили бы практически любой фотожурнал. А многие из них заняли бы свое место на международных выставках и ничуть не выпадали бы из мирового контекста художественной журналистской фотографии.
«День» вообще стоит особняком во многих отношениях. Но, к сожалению, это особой роли не играет, поскольку у нас слабо воспринимаются положительные примеры. У украинских газет и журналов, которые используют фотографию, совершенно другие художественные пристрастия, уровень подготовки и претензии на хорошую фотографию. Говорят, что для них главное — фотография, а художественная сторона страдает. Это говорит о невзыскательности не только тех, кто эти фотографии предлагает, но и тех, кто эти газеты смотрит и удовлетворяется тем, что там печатается. Я их тоже могу понять — это идет не столько от бескультурья, сколько от того, что нет необходимости печатать снимки высокого художественного уровня.
Дмитрий КИСЕЛЕВ, главный редактор службы информации ICTV:
— Украину на фотовыставке я увидел лучше, чем она кажется, когда живешь в ней. Здесь это цветная, веселая страна с иронией, с прошлым и будущим.
Никакого надрыва не увидел. Надрыв — когда живешь в этой стране. Мы чувствуем надрыв, часто неоправданный, потому что украинцы нередко себя недооценивают и часто не могут отнестись к себе с долей самоиронии.
Здесь же, на этой фотовыставке, все это есть. Я бы мог сказать, что снимки Украину приукрашивают, точнее — смывают ненужное, временное, с чем мы сталкиваемся в бытовом общении. Когда нет кумиров, когда люди не видят красивого, когда люди жалуются больше, чем это нужно, ленятся...
Этой выставке удалось проникнуть в украинскую душу и увидеть ее истинную красоту.
— А если сравнить уровень развития газетной фотографии в Украине и в России, кому бы вы отдали первенство?
— Могу сказать, что в России очень серьезно развита даже не газетная, а журнальная фотография. И поскольку в России много серьезных цветных журналов, то они оказывают значительное влияние на газетную фотографию. Газеты вынуждены в этой сфере конкурировать с журналами. Если вы посмотрите фотографии в «Коммерсанте», в «Ведомостях», в «Профиле» — это мировой класс!
А в Украине очень мало интеллектуальных респектабельных газет, изданий — их можно перечесть на пальцах одной руки. Катастрофически не хватает конкуренции на этом поле. «День» — один из первопроходцев в этом направлении и, безусловно, — лидер по фотографиям. По ряду причин в России пресса — активная, острая. Это касается и фотографии. И я отдаю первенство России. Не потому, что я русский, а потому, что в этом легко убедиться, пролистав московские издания. Они, повторюсь, мирового класса, они конвертируемы. Здесь меньший фоторынок, и Украина варится в своих проблемах. Тематика ограничена украинским. А Россия — на другом витке глобализации, участвует в мировом культурном обмене. Здесь пока это, мягко говоря, не всегда чувствуется. Но, уверен, через 2-3-4 года все изменится.
Если говорить о пожеланиях, то Украина должна чувствовать себя более активно «в контексте». Появляются интересные работы, но они очень локальны. Например, фото «Почему мы не в Европе?», где люди сидят на газовой трубе, отдыхая явно не в обеденный перерыв. Этот юмор понятен, скорее, украинцам. И трудно эту шутку сделать европейской. Хотелось бы видеть Украину на другой траектории, но нынешнюю фазу тоже нужно пройти. И то, что «День» делает для газетной журналистики, делает честь газете и тем, кто работает над ней, и тем, кто ее вдохновляет.
Ольга ТАУКАЧ, генеральный директор телекомпании «Гравис»:
— Думаю, что на фотографиях, выставку которых устроила газета «День», Украина выглядит такой, какой мы ее видим ежедневно. Однако взгляд фотокорреспондента отличается от взгляда обычного человека. И именно тем, что фотограф умеет ухватить отражение, возможно, не только сегодняшнего мгновения, но и сегодняшней эпохи. И мне очень приятно, что газета «День» очередной раз меня порадовала. Я каждый год бываю на ее фотовыставках, и каждый год у меня очень приятные впечатления от них. Потому что здесь можно улыбнуться, вспомнить какие-то грустные моменты, увидеть каких-то политиков в необычных, не ежедневных ракурсах. И очень приятно за наших фотографов: они у нас «классные» и умеют ухватить именно тот момент, из-за которого мы открываем какие-то философские горизонты, осознаем себя и понимаем свою страну. Когда я пришла на выставку, то сразу же получила предложение определить лучшую из размещенных на ней фотографий. Если бы можно было отобрать хотя бы десять фоторабот! Ведь каждая из них по-своему оригинальна, очень много — действительно первоклассных. Например, фото под названием «Частная территория» (Николая Лазаренко, «День». — Ред. ) — это очень классный, не постановочный снимок, это кусочек жизни, который поймал фотограф и подарил благодаря этому фото всем нам момент, которым мы все сегодня живем. Спасибо газете «День», что она устраивает такие фотовыставки, где представлены работы не только ее фотокоров, но и фотомастеров всей Украины.
Игорь ПАВЛЮЧЕНКО, Фонд национально- культурных инициатив имени М. Яковченко (г. Прилуки):
— Во-первых, то, что я увидел на фотовыставке, — это искусство. Хотя есть множество дискуссий на тему «является ли фотография искусством?», я могу сказать — да, является. Потому что когда посещаешь такую выставку, которую сделала газета «День», то не остается никаких сомнений. Я действительно отметил, что фотография — это окно в мир. И она помогает увидеть нашу Украину такой, какой мы ее, возможно, и не видим в нашей повседневной суете. Это мгновения из жизни нашей страны. Впечатления от фотовыставки — положительные. Я впервые побывал на дне рождения газеты, но мне все же удалось пообщаться с ее творческим коллективом. И я вижу, что самая большая ценность газеты — это люди, работающие в ней. Каждый из них является личностью. Я надеюсь, что общение с авторами газеты перейдет в практическую плоскость. Так, например, в книге «Украина Incognita» есть очерк Владимира Панченко «Загадковий Костомаров». Значит, эта фигура газете не безразлична. Я именно из тех краев, где находится село Дедовцы и дом Костомарова. Этот дом сейчас в очень плохом состоянии. И думаю, что именно с помощью газеты «День» дело его реставрации и создание мемориального музея удастся сдвинуть с мертвой точки. Создание газетой таких фотовыставок, издание книг говорит о том, что это газета — европейского уровня. Она не ждет, она сама идет к читателю. Сегодня есть такое модное словосочетание «интерактивный проект», означающий поиск своего читателя, пробуждающий его мышление, заставляющий действовать. Оно относится именно к газете «День», читатели которой, бесспорно, являются мыслящими людьми.
Владимир ОСЕЛЕДЧИК, генеральный продюсер «Студии «1+1»:
— Приходишь на день рождения газеты «День» и видишь параллельную реальность. Она вроде бы и та; да, это наша жизнь. И все же она немножко другая. Ярче, звонче, сильнее — и в негативных, и в позитивных эмоциях. То, что отличает всегда хорошую фотографию. Ты видишь мир острее. За эту остроту я эту традицию фотовыставок очень люблю.
Для меня культура фотографии ценна, поскольку я вырос из документального кино. Не совру, если скажу, что настоящие фотографии только в «Дне» и вижу. Не так много читаю газет в Украине и культуру фотографии наблюдаю только в одной газете в этой стране.