Самый старый университет страны — один из самых мобильных. В Острожской академии очень быстро принимаются решения и реализовываются проекты. Создается впечатление, что ректор, преподаватели, студенты пытаются наверстать упущенное за время столетий забвения университета. Напомним, что созданная князем Василием-Константином Острожским в 1576 году Острожская академия просуществовала до 1636 года. Возрождена она была только в 1994-ом. Поэтому в октябре здесь празднуют сразу две даты — создания и возрождения. Хотя с таким же успехом можно праздновать годовщину каждого завершенного проекта в университете. Ведь с самого начала в реалистичность задуманного верит, кажется, только ректор Игорь Пасичник, и только на полстадии до завершения окружающие начинают понимать: они все-таки это сделают! Так появилась виртуальная библиотека, теннисные корты, коттеджный городок, галереи... Да, собственно, отстраивалась и сама академия и возвращался сюда особый дух — Разума и Духовности. Как говорит ректор, благодаря настойчивости, Божьему благословению и добрым людям.
Возрождение академии постоянные читатели «Дня» вот уже около десяти лет могут наблюдать почти в режиме онлайн благодаря многочисленным публикациям, в том числе студентов и преподавателей. Какие новые мысли и идеи господствуют в стенах древней академии в эти праздничные дни — об этом мы говорим с Игорем ПАСИЧНИКОМ.
— Начнем с актуального. Каждый раз избирательная кампания для Острожской академии превращается в целое паломничество кандидатов. Но в этом году, на удивление, вас якобы оставили в покое, политики не такие уж частые гости в стенах академии.
— Вы знаете, за восемнадцать лет мы уже научились приспосабливаться к политическим страстям, бурлящим в стране. В этом году мы для себя четко определили: никакая политическая агитация в стенах Острожской академии не будет проводиться. На самом деле в ней нет смысла. Студенты и тем более преподаватели — высокообразованные люди, которые сами способны разобраться в политической ситуации. А если кто-то имеет желание послушать выступление какого-то из кандидатов, это можно сделать за пределами академии. Поэтому мы решили тем политикам, которые приезжают к нам (а это, как правило, первые лица, лидеры политических сил), поставить условие: они читают лекцию, на свое усмотрение выбирая тему, но как только политик начинает заниматься агитацией, мы поднимаемся и выходим из аудитории. В результате, мы пока имеем святой покой. Это не означает, что наши студенты вне политики или вне выборов, напротив, они активно принимают участие и в качестве политтехнологов, и в качестве консультантов, и я рад тому, что они такие активные. Но все это за пределами академии. У нас стабильный учебный процесс.
— При том, что традиционно Острожская академия остается вне политики, несколько месяцев назад университет сделал достаточно резкое заявление относительно так называемого языкового закона.
— Как только началось обсуждение этого еще тогда законопроекта, двери ко мне в кабинет просто не закрывались, приходили студенты целыми группами, меня останавливали в коридоре — говорили, что мы должны реагировать. Заметьте, у нас учатся не только студенты-украинцы, есть и россияне, крымские татары, евреи, поляки, немцы... Приходили все. Мнение единодушное: закон ничего не даст ни политической силе, которая его инициировала, ни государству в целом, а только создаст почву для федерализации Украины. В конечном итоге мы должны были вынести этот вопрос на всеобщее обсуждение. И я рад, что весь коллектив поддержал такое заявление и мы совместно активно выступали в СМИ против этого закона и однозначно были правы: те мизерные политические дивиденды, полученные от него, не сравнить с вредом, который он причиняет украинскому языку и государственности в целом. Даст Бог, выберем в парламент умных людей и, я думаю, они к этому закону вернутся.
— Нынешняя вступительная кампания обозначилась, как никогда, массовым выездом абитуриентов в зарубежные университеты. С чем вы это связываете?
— Тенденция к уменьшению количества абитуриентов наблюдается в настоящий момент во всех странах Европы. Чтобы получить своего абитуриента, европейские университеты используют разные методы. Например, польские вузы, агитируя украинских поступающих, говорят, что их не интересуют результаты ВНО, хватает аттестата о законченном среднем образовании. На основе конкурса этих аттестатов или собеседования этих людей принимают в университет и предоставляют государственные (!) стипендии. Естественно, люди едут за границу получить диплом европейского образца, который значительно расширяет перспективы последующего трудоустройства, но даже не это, мне кажется, основное. Основное для них — это возможность поступления без ВНО. Украинские выпускники, которые по результатам ВНО имели 120—125 баллов (а проходной балл в украинский университет в этом году был 140), без проблем поступают в европейские вузы и показывают там совсем неплохие результаты. Это еще раз подтверждает мою мысль о том, что талант человека, его тяга к знаниям могут проявиться после школы. Поэтому поступающий не обязательно должен быть выпускником-отличником. Общеизвестен пример с Эйнштейном. Или пример нобелевского лауреата Томаса Эдисона, которого выгнали из школы за неуспеваемость.
Должны признать, что шансов на то, что эти молодые люди, уже студенты европейских вузов, вернутся в Украину, очень и очень мало. И даже не потому, что они не патриотичные. Оказывается, выпускнику европейского университета найти работу в Украине весьма сложно. Один из студентов экономического факультета Острожской академии, которого мы направили на учебу в Великобританию в Высшую школу экономики и который окончил ее на отлично, не смог устроиться на работу ни в один из украинских банков! Его пригласил на работу иностранный банк. Парадокс. И кризис не только образования, но и рынка труда. Работодатель часто неспособен адекватно оценить уровень работника. Поэтому молодые люди с высококлассным образованием часто вынуждены оставаться за границей. Это не страшно, если они там работают по специальности. Но если они убирают улицы или выносят ночные вазы, это трагедия — и их личная, и нашего государства.
Мое субъективное мнение, что ВНО, которое проводится в Украине, ничего хорошего не дает для креативного мышления и общего развития абитуриента. Я уже несколько лет говорю о том, что стоит все-таки группе университетов предоставить право ориентироваться не только на результаты ВНО, но и проводить собственные тестовые экзамены. Кроме того, нужно проводить вступительную кампанию не в три, а в одну волну. Думаю, пять дней вполне достаточно, чтобы абитуриенты получили сообщение о зачислении или незачислении. Вместе с тем только в конце августа они узнают, зачислены ли. Представьте, сколько времени эти молодые люди находятся в напряжении, вместо того, чтобы как следует отдохнуть перед началом нового ответственного этапа своей жизни.
Еще одна проблема. Фактически во всех вузах ликвидированы подготовительные курсы, а учитываются они только для технических специальностей. Таким образом мы теряем профессионально ориентированного абитуриента. Это большая опасность. Абитуриент подает документы на любую специальность, лишь бы там было больше государственных мест, и совсем не задумывается, что это за специальность, что она даст ему в будущем.
— Интересная вещь, сегодня в социальных сетях молодые люди из разных регионов Украины обсуждают те же вопросы, с которых шесть лет назад начинал Острожский клуб свободного интеллектуального общения молодежи. Это вопросы внутриукраинской интеграции, познания своей страны. Опять сначала?
— Острожский клуб, созданный Ларисой Ившиной, принес больше пользы, чем многолетние усилия политиков. И мы еще тогда, лет шесть-семь назад, говорили о необходимости создания таких межвузовских и даже школьных обменных программ внутри страны. Наши студенты ездят по обмену в Европу, США, Канаду, Беларусь, но они представления не имеют, чем живут их ровесники на Востоке и Юге Украины. Это современная украинская драма: в информационную эпоху, во время тотального охвата пространства социальными сетями мы не знаем, что происходит в соседней области. Таким образом каждый молодой человек поддается давлению политических доминант своего региона. Отсюда — абсолютно разные виденья собственной страны. Украинцы, формально будучи согражданами, в своих представлениях живут в разных государствах, а часто даже в разных временах и пространствах. Есть наработки Острожского клуба — нужно их брать за основу и создавать соответствующую программу. Этот вопрос нужно решать, ведь с каждым годом он становится все сложнее. К сожалению, усилиями одной газеты «День», какими бы титаническими они ни были, здесь не поможешь. Это могло бы быть движение, к которому могли бы присоединиться другие мощные масс-медиа, если бы они имели желание и понимали необходимость этого.
— В книжной серии газеты «День» опять пополнение. В этот раз уникальные издания украинских интеллектуалов-публицистов ХІХ—ХХ веков. Острожская академия тоже готовит важный издательский проект — десятитомник Уласа Самчука. Есть ли последующая жизнь этих книжек в университетах?
— Мнение о том, что молодежь черпает информацию только из интернета, а книга забывается, — это неправда. Все зависит от того, какая это книга. У меня на столе в настоящий момент лежит с десяток новейших книг, начиная с «Мозг на 100%», «Психологическое обеспечение специальных операций» и заканчивая «Силой мягкого знака». Я их перечитываю ночью, не надеясь на интернет. То же делают и студенты. Если это такие «аккумулирующие» издания, которые готовит газета «День», где собраны интеллектуальные экстракты, то это действительно современная форма, которая заменяет глобальную сеть, экономит время на поиск, скачивание и т.д. Макулатуру действительно не читают. Вещи, где нет интеллектуального заряда, креативности, студентов не интересуют. А произведения, например, Самчука или Лысяка-Рудницкого имеют чрезвычайно большой спрос. Другое дело, что таких изданий очень мало и выходят они небольшими тиражами.
Представьте себе, за двадцать лет независимости в Украине не вышло ни одного издания украинских легенд для детей и подростков! А это то, через что в первую очередь познается история и с чего формируется национальная идентичность. Поэтому мы готовим сборник «История и легенды древнего Острога».
Опять-таки, соответствующие издательские программы не работают. И большое счастье, что есть газета «День», которая так точно чувствует потребности своего читателя — украинца, ищущего интеллектуальную пищу. Это большое дело. И мы с нетерпением ждем представления нового издания «Дня» в стенах нашего университета.
— Острожская академия недавно отпраздновала 436 лет со времени своего основания и 18 лет со времени возрождения. Что особенное вы планируете на девятнадцатый год?
— В этом году мы сосредоточимся на открытии новых специальностей. Ведь гуманитарный цикл мы уже завершили, теперь делаем акцент на точных, естественных науках. Первой будет информатика, мы уже начали процедуру лицензирования этой специальности. Дальше — прикладная математика и, как я уже говорил в предыдущем интервью «Дню», ядерная физика. Рядом с нами Хмельницкая АЭС, и мы не можем стоять в стороне и не готовить специалистов для атомной энергетики. Вот такие у нас амбициозные планы. Кроме того, мы открываем новые специализированные ученые советы. Надеюсь, в ближайшее время Министерство нам подпишет специализированный ученый совет по защите диссертаций по психологии. В планах — совет по праву. Бесспорно, в повестке дня научная работа. За прошлый учебный год наши преподаватели защитили восемнадцать кандидатских и пять докторских диссертаций. Думаю, что в этом году будет не меньше.
Острожская академия оправдывает статус научно-исследовательского университета. Приятно, что по итогам прошлого учебного года в рейтинге Министерства образования мы заняли второе место по результатам организации научно-исследовательской работы и привлечению средств на нее. Важно развивать эти наработки. В этом году планируем привлечь достаточно большие средства на научно-исследовательскую работу. Свои наработки мы подали в Министерство образования. Это достаточно интересные темы — острогиана, исследование в отрасли когнитивной психологии. Но наиболее интересной мне кажется комплексная тема по изучению экологических, психологических, анатомо-физиологических изменений, которые наблюдаются у людей, проживающих в зоне между двумя атомными электростанциями — Ровенской и Хмельницкой. То есть мы хотим создать своеобразную медико-психолого-экологическую паспортизацию региона. В правительстве с интересом отнеслись к такой идее, поэтому надеемся на поддержку государства.
Наш новый корпус на пять тысяч студентов уже на 80% готов, поэтому в этом году планируем его завершить, также надеемся сдать общежитие на двести мест. Вот такие планы на один учебный год, довольно амбициозные, если учитывать, что государство переживает кризис и мало финансирует подобные проекты. Но мы всегда исходили из конкретных расчетов, наших возможностей и возможностей наших благотворителей.
«День» сердечно поздравляет Игоря Демидовича с днем рождения!