Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Украинцы провинились перед Липинским. Но еще больше — перед самими собой»

Мысли о политической нации и монархизме, озвученные во время презентации романа «Забуття» Тани Малярчук в Виннице
26 мая, 2017 - 12:54
ВЯЧЕСЛАВ ЛИПИНСКИЙ

Общаясь с винничанами в книжном магазине «Є», писательница заметила, что это, скорее, постпрезентация, потому что эта книга увидела мир еще в прошлом году, но тема, которая лежит в основе произведения, актуальна для Украины, как никогда. Напомним, в романе переплетаются две сюжетных линии: историческая и современная. Первая рассказывает о политике и мыслителе Вячеславе Липинском, который отстраивал независимость Украины в начале ХХ века, вторая — о женщине  нашего времени, которая, исследуя судьбу Липинского, ищет путь к себе.

«Это книга о времени, памяти, государственности, о сущности вещей и об умении одновременно смотреть назад и вперед. Ее основой неожиданно для меня самой стала жизнь политика-неудачника и пламенного мыслителя Вячеслава Липинского. И в действительности вы очень несчастны, что пришли сегодня в книжный магазин на встречу со мной, потому что об этой книге и Липинском я могу рассказывать часами, — сразу предупредила винничан Таня Малярчук. — Украинцы провинились перед Липинским. Но еще больше они провинились перед самими собой, потому что были слишком слабыми, чтобы не стать жертвой. С другой стороны, именно слабые и безропотные смогли выжить и родить тех, что позже родят нас. Я чувствую себя тем крайним поколением, которое сейчас вынуждено отдавать долги. Разрезать воспаленные раны, бороться со страхом, брать ответственность, признавать вину и прощать. Я должна была написать этот роман, потому что иначе не смогла бы дальше жить».

«ИСТОРИЯ 1917—1920 ГОДОВ НЕДООЦЕНЕНА И НЕДОРАССКАЗАНА»

В прошлом году книга «Забуття» Тани Малярчук получила номинацию «Книга года BBC» и премию «Золотая булька» от портала «Литакцент», как наибольшее разочарование года. Автор сознается, что в действительности ожидала от людей больше негативных отзывов, потому что не все готовы воспринять то, что она написала.

«Я побаивалась реакции общества, как они воспримут взгляды Липинского сквозь призму моего виденья. Раньше, до Майдана, я не смогла бы написать эту книгу. Именно в настоящий момент она актуальна, — говорит писательница. — Человек пишет книги тогда, когда их нужно писать. История 1917-1920 годов недооценена и недорассказана, хотя она была началом всего — и нашего большого поражения, и всех последующих бед. Но мы в настоящее время не в поражении живем, а в большой победе. Не все люди это понимают, потому что украинцы рождены жить с предчувствием поражения — такое наше проклятие. Мы ни во что не верим, заранее думаем, что кто-то нас обманет, и это ощущение предательства вокруг... Никто не видит позитивного и тех огромных изменений, которые произошли в стране за последние три года. И это цинично так говорить, но за всю историю украинского народа еще не было лучше, чем теперь. Невзирая на то, что сейчас идет война, и ежедневно умирают солдаты. Но, если сравнить всю историю украинского народа, то лучше не было».

Выбор героя книги — поляка по национальности и украинца в душе — обоснован позицией автора. В данное время она считает так же, как Липинский в свое: Украину нужно строить не на этническом национализме, а на территориальном патриотизме народов, которые здесь живут.

«ЛИПИНСКИЙ СЧИТАЛ, ЧТО ЛЮДИ С ДЕНЬГАМИ БУДУТ ВАЖНЫ, КОГДА В УКРАИНЕ НАЧНЕТСЯ ДВИЖЕНИЕ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ»

«Я выбрала Липинского сознательно, потому что это политический украинец. Не знаю, почему именно на эту тему меня тянет, потому что это идеологический ад, в котором мы сейчас живем и, если ты не фашист, то ты коммунист или наоборот. Я в действительности очень взвешенно отношусь к крайностям, и меня пугает радикализация украинского общества в настоящее время, когда любая дискуссия заканчивается тем, что у нас война. Но это не оправдание, потому что если здесь не стреляют и не бомбят, то нужно все делать для того, чтобы защищать базовые права человека и стремиться к демократизации, европейским ценностям, ради которых и идет война, — продолжает писательница. — Сейчас часто звучит тезис о том, что украинец тот, кто говорит на украинском языке, а раньше считалось, что украинец — это православный. Липинский был католиком, и в своем быту он говорил на польском, но это не мешало ему быть украинцем в душе. Он ездил по стране с лекциями для польских аристократов, потому что считал, что люди с деньгами будут важны в тот момент, когда в Украине начнется движение за независимость. И деньги в том должны были сыграть большую роль. Но он не заставлял их отказаться от польского языка, Липинский просил поддержать землю, на которой они живут, то есть Украину. И в действительности эту его идеологию можно назвать территориальным патриотизмом. Она правильна».

Писательница работала над романом четыре года. Шутя говорит, что вынашивала его дольше, чем слоны своих малышей. Больше года она провела в австрийской библиотеке, анализируя материалы, а первые 100 страниц текста переписывала пять раз. Никак не могла подобрать форму.

«ПО МНЕНИЮ ЛИПИНСКОГО, МОНАРХИЗМ ДОЛЖЕН БЫЛ БЫ СТАТЬ СХЕМОЙ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ УКРАИНЫ»

«Я перечитала немало исследований в процессе написания этой книги, причем не исторических трудов, а публикаций в прессе, мемуаров, дневников, воспоминаний, писем. Мне важно было уловить ощущение того времени. Это не значит, что я не доверяю украинским историкам. Но украинцам нужно очень осторожно относиться к тому, что написано в учебниках, особенно после поражения в 20-х годах прошлого века, когда появилась тенденция кое в чем не так изображать события, какими они были в действительности. И, собственно, это касается в большой мере и государства Павла Скоропадского, при котором Липинский был послом большого государства в Вене в 1918 году. Липинский считал, что монархизм должен был бы стать схемой для построения Украины. Он долго думал над тем, где взять монарха. И гетманский потомок рода Скоропадских был именно тот. Именно при нем было организовано большое государство, которого больше всего ожидал Вячеслав Липинский. И это было самое действенное образование, которое создали украинцы тех времен. Часто Скоропадского обвиняют в том, что он был пророссийским и хотел образовать автономию Украины в составе демократической России, но никто не понимает и никто об этом не говорит, что в действительности тогда демократической России не было. И идея Скоропадского заключалась в том, чтобы приклонить на свою сторону богатых россиян, которые жили на территории Украины. Просто Украина тогда не была украинской».

Роман Тани Малярчук обусловил всплеск интереса к личности Липинского. Хотя в библиотеках и книжных магазинах и раньше были тома его воспоминаний и трудов. Очевидно, что без романов, публицистики и объяснения современным языком, язык того времени будет отзываться в очень тесных кругах людей, которые готовы чувствовать ту эпоху, так как ее писала та эпоха. Широкому кругу читателей важно иметь более доступные и более интересные форматы (такие, например, как предлагает газета «День» в своей серии «Бронебойная публицистика»). Тогда утраченное вернется, а забытое вспомнится.

«Героями становятся негодяи, а настоящие деятели забываются, — подытоживает свой рассказ Таня Малярчук. — Пришло время все это забытое вернуть».

Надо отметить, что эта фигура всегда была в поле внимания «Дня». Виртуальная экскурсия мемориальным музеем Липинского в Затурцах (доступна для каждого по адресу) появилась на сайте «Украина Incognita» еще в 2011 году. И он понемногу становится ближе для украинцев, в частности в Днипре недавно одну из центральных улиц переименовали в честь Вячеслава Липинского.

Олеся ШУТКЕВИЧ, Винница, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ