Немало украинцев разбросали по всем континентам войны, голод, несправедливость, преследования, а также — поиски лучшей судьбы или неугомонный интерес к жизни, желание видеть белый свет. Поэтому сегодня ученым трудно хотя бы приблизительно определить общую численность украинцев, которые живут в других странах. Их, по-видимому, не намного меньше, чем тех, которые живут дома, в Украине. Но как бы далеко от отчизны человек не оказался — по своей или чужой воле, — под тонкой прослойкой иностранных наслоений из поколения в поколение сохраняются его национальные черты. И когда встречаешь за границей своих, то через очень короткое время начинает казаться, что мы всю жизнь были и есть соседями — столько общего и родного нас связывает. Сегодня предлагаем читателю рассказ об украинцах Румынии.
История и сегодняшний день. Первые украинцы оказались в Румынии давно — еще в конце ХIХ века, после того, как Румыния стала современным независимым государством. Вторая волна миграции имела место между двумя мировыми войнами, когда немало людей или, не двигаясь с места, оказалось в чужих странах, или эмигрировали в соседние. В те времена в Румынию переселились около миллиона украинцев — главным образом, сельское население, каковым оно, в целом, осталось и сегодня.
В течение многих десятилетий наши земляки в Румынии были фактически брошены на произвол судьбы — без своего управления, без какой-либо моральной или материальной помощи из- за границы. В отличие от других этнических общин Румынии — немцев, словаков, болгар и др., которые почти всегда имели как финансовую, так и политическую поддержку своих стран. СССР же, как известно, мало интересовался (в лучшем случае) жизнью своих людей за границей. Также независимой Украине до последнего времени было слишком некогда (вся ее энергия поглощается политикой). Отсутствие поддержки со стороны исторической родины не содействовало контактам между отдельными группами украинцев на территории Румынии, а к тому же позволяло прошлым правительствам Румынии полностью пренебрегать незащищенными меньшинствами.
Худшие времена община переживала во времена Чаушеску, когда все меньшинства подозревали в нелояльности и даже в шпионаже. Идеалом было тогда «растворение» народов в «румынском котле» (знакомая для украинцев ситуация). Украинские школы закрывались, а украинцы превращались — согласно переписи — в румын и действительно теряли свою идентичность. Не удивительно поэтому, что сегодня в стране есть немало украиноязычных граждан, которые называют и считают себя румынами. После 1989 года, однако, началось восстановление украинских школ или хотя бы отдельных предметов учебных программ.
Первой серьезной попыткой внутреннего самоуправления румынских украинцев стал Союз украинцев Румынии (СУР), образованный в 1946 году при поддержке значительной части украинцев — для защиты прав украинцев как этнического меньшинства. Эта организация больше всего поддерживается в тех уездах страны, где существует наивысший уровень украинской идентичности, в частности, в Сучаве. Но украинцы не были бы украинцами, если бы все они сплотились вокруг одного только союза. В 1995 году группа украинцев создала «свой» Демократический союз украинцев Румынии (ДСУР). В стране существует также АГН — Ассоциация гуцульского народа. И это в условиях, когда украинцы имеют в парламенте Румынии только одно место.
Украинской общине не хватает также солидной политической программы — такой, скажем, как требование полной национально-культурной автономии. Но сегодня нет согласия даже в отношении самоназвания — кроме термина «украинец», в стране и среди украинцев используются также названия «гуцул» и «русин». Это, однако, не удивительно, учитывая то, что большинство украинцев живут в селах и мало общаются с земляками.
Главная задача СУР состоит в сохранении — в густом румынском окружении — национальной идентичности украинцев, украинской культуры, родного языка, прародительских традиций. Усилиями Союза издаются украинские средства массовой информации (три украиноязычных, одна румыноязычная газеты), публицистические и литературные произведения — ежегодно издается около 40 книжек. Это, главным образом, переводы украинской литературы на румынский язык, а также произведения украинских писателей Румынии.
Сегодня СУР поддерживается властью Украины — через этот орган идет определенная финансовая помощь и устанавливаются культурные контакты Украины с украинской диаспорой Румынии. Так, находясь в Румынии (2005), Президент Украины Виктор Ющенко встретился с представителями диаспоры, с руководителями Союза украинцев Румынии и собственноручно составил список их насущных потребностей («А теперь — диктуйте!» — сказал Президент Украины). И через несколько месяцев руководство СУР действительно получило из Украины $5800 — на проведение фестивалей «Колядки» и «Украинские костюмы». Стоит отметить, что деятельность СУР регулярно субсидирует румынское правительство. Так, в этом году Союз получил почти $1 млн. Эти средства идут как на украиноязычные издания, так и на поддержку украинских центров на территории страны — украинских воскресных школ, организацию фестивалей (в первую очередь Шевченковского), проведение религиозных и народных праздников, олимпиад и тому подобного.
Сколько украинцев живут в Румынии? Ответить на этот вопрос довольно сложно, что зависит, в частности, от политической ситуации в стране. Известно, что во время «великого межвоенного переселения» сюда прибыли почти миллион украинцев. В 1948 году украинцами считали себя 800 тысяч граждан Румынии, а перепись 2002 года выявила только 64 тысячи (!) украинцев. Уменьшение произошло за счет, в первую очередь, натуральной ассимиляции; существенным фактором стало и опасение быть «вечным иностранцем» в стране, т.е. нерумыном. Немалое влияние на численность украинского населения оказывает и современная миграция за границу ради заработков. Но в действительности, как рассказали нам в Союзе украинцев Румынии в Бухаресте, в стране сегодня живут как минимум 300 тысяч украинцев, хотя большинство из них «пишут себя» румынами. (Между тем известный эксперт Владимир Брутер считает, что в стране живут всего 130— 140 тысяч украинцев.) Живут они чаще всего по селам; дети изучают украинский язык в начальных и неполных средних школах. В каждом уезде компактного проживания украинцев (таких уездов 9) обязательно действует консулат, основанный Союзом украинцев Румынии.
Украинское образование. После Второй мировой войны в селах и городках компактного проживания украинцев и смешанных семей все предметы преподавались на украинском языке. Школа была тогда действительным средоточием украинской жизни, здесь отмечались религиозные и национальные праздники (в частности, пышно отпраздновали 100-летие массовых поселений украинцев в Румынию), памятные даты великих украинцев и тому подобное.
Сегодня украинское образование переживает большой кризис, а именно — драматичное отсутствие квалифицированных украинских педагогических кадров. А роль учителя тем более важна, что сейчас в Румынии почти отсутствуют школы, в которых все предметы преподаются на родном языке. Поэтому СУР обратился в Министерство образования Румынии с просьбой организовать комиссию, которая бы аттестовала учителей украинского языка в соответствии с современными стандартами. Ситуация также требует, чтобы директорами украинских школ были именно украинцы, а не румыны, как это практикуется сегодня, и чтобы они назначались обязательно на основе конкурсов. Еще одним важным условием успешного преподавания украинского языка является учеба учителей Румынии в школах Украины. Как сказал украинский депутат румынского парламента Степан Ткачук, «все это может и должно хорошо устроиться, нужно только уметь и хотеть». Он также напомнил о важном достижении украинцев: все школьные румынские учебники переводятся сегодня на украинский язык, а все украинские учебники разрабатываются исключительно украинцами — от книг для первого класса начальной школы и до последнего класса лицея.
Что касается высшего образования, то сегодня в трех румынских университетах, в том числе в Бухаресте, есть отделения украинского языка, открытые 50 лет назад. На этих отделениях ежегодно учатся, как правило, 10—15 студентов. Там преподает известный украинец Иван Ребушапка — доктор филологии, профессор Бухарестского университета, заведующий Украинским отделением университета; это личность, которая упоминается во многих румынских, украинских и англоязычных энциклопедиях и справочниках. Господин Ребушапка является автором нескольких десятков украинских учебников для школ Румынии. (Кстати, он хорошо ознакомлен с учебниками независимой Украины.)
Связи с Украиной. Руководство СУР постоянно контактирует с посольством Украины в Румынии. В частности, сразу после назначения Чрезвычайным и Полномочным послом Украины в Румынии Юрия Малько состоялась его встреча с руководством СУР, в которой принимали участие председатель Союза и депутат румынского парламента Степан Бучута, исполнительный председатель Илья Фрасинюк, секретарь Ирина Мойсей, главные редакторы журналов Союза — «Українського вісника» и «Вільного слова» Иван Ковач и Михаил Михайлюк и др. Ведь, как сказал Юрий Малько, украинская община Румынии — важное звено отношений между Украиной и Румынией. 13 статья базового политического договора между двумя странами говорит об обеспечении гражданских прав этнических румын в Украине и этнических украинцев в Румынии. Речь идет о правах, которые касаются сохранения языка, культуры, религии, национальных традиций, развития образования. Конкретно речь шла, в частности, об учреждении лицейских классов в нескольких уездах, которые Юрий Малько пообещал взять под свою опеку. Он также объявил, что при посольстве Украины в Бухаресте создается Украинский информационных центр, который будет тесно сотрудничать с членами СУР. Одной из функций Центра станет систематическое распространение украинских публикаций среди румынских украинцев — политических, литературных, исторических и др., в чем очень заинтересованы наши земляки. Финансировать этот проект будет ежегодная денежная помощь, которую выделяет Украина.
Иван Ковач , главный редактор газеты «Вільне слово», член союза писателей Румынии, советник Министерства воспитания и исследований Румынии, одобряет меры украинского посольства. В разговоре с ним выяснилось, что этот интересный интеллигентный человек опекает, как советник министерства, всех славянских граждан Румынии — украинцев, русских, поляков и др. Господин Ковач — поэт, на счету которого несколько стихотворных сборников. Как оказалось, впервые он побывал в Украине, в Киеве в возрасте 45 лет (1992 год) — на Шевченковском празднике. Это было для него большое событие! Говорит также, что всю жизнь учит украинский язык (хотя произношение у него безупречное — дай Бог такой язык рядовому киевлянину!). В нашей беседе Иван Ковач вспомнил и то особое волнение, тревогу, с которыми он и многие другие румынские украинцы следили за ходом оранжевой революции. Это было временя надежд. Именно этой теме посвящены новая книга Ивана Ковача «Оранжева балада й інші новели» и сборник стихотворений «Поезії», которые вскоре выйдут в свет.
На вопрос корреспондента «Дня» о его оценке современной ситуации в Украине, Иван Ковач ответил: «Думаю, что так или иначе, но Украина меняется-таки к лучшему! Было бы, конечно, хорошо, если бы направление на ЕС крепче держалось и было более прямым. Потому что, как ни крути, а всем понятно, что наша судьба — это Европа, а не Россия. В этом контексте я, в частности, поддерживаю недавнее начало новых украинско-румынских отношений, которые очень важны для нас — румынских украинцев, как и, безусловно, для румын, которые живут в Украине».
Специальное ТВ Румынии. Даже беглое ознакомление с румынским телевидением позволяет убедиться, что там очень серьезно и систематически заботятся о том, чтобы регулярно представлять телезрителям людей, фольклор, искусство, достижения и проблемы многочисленных национальных меньшинств страны, для чего отведен специальный канал. Вечером на этом канале показывают концерты этнических меньшинств, рассказывают об их обычаях. Я имела случай увидеть подряд две большие программы — концерт цыганского ансамбля (на живописной зеленой поляне, под аккомпанемент скрипки танцевали красивые гибкие босые люди) и большого гуцульского ансамбля. Что-то подобное, как мне рассказали, происходит каждый вечер. Днем идут другие передачи, связанные с румынскими меньшинствами — детские, образовательные и др. Вот бы нам такое чудо!
Ансамбль «Зоря». Недавно отметил свое 10-летие очень уважаемый украинцами Румынии ансамбль «Зоря», который успешно выступает на национальных и международных фестивалях, а главное — сплачивает вокруг себя украинскую молодежь страны — студентов, лицеистов. Основательницей и первым руководителем «Зорі» была Ярослава Колотило. На юбилее, который превратился в настоящий вечер украинской песни и украинской духовности, присутствовали Чрезвычайный и Полномочный посол Украины в Румынии Юрий Малько, представитель Министерства культуры Румынии, а также гости с Украины — народный артист Украины Михаил Кривень и Алина Визнюк, Леся Гринко из Черновцов и др. Черновицкая администрация подарила ансамблю «Зоря» 8 танцевальных сапожек.
Вообще в Румынию довольно часто приезжают артисты из Украины — там побывали Павел Дворский, Иван Дерда, Назар Яремчук. Приезжают музыкальные ансамбли из Закарпатья, Ивано-Франковска, из Черновцов и Львовщины. Украинцы Румынии очень заинтересованы также в том, чтобы их музыкальные коллективы чаще приглашались в Украину — на праздники, юбилеи и тому подобное. Ведь украинцы с обеих сторон границы имеют чем порадовать друг в друга. Как сказал господин Степан Ткачук, «прочная и постоянная связь с родной Землей и украинцами из Украины и всего мира — это смысл и гарантия того, что украинцы Румынии навсегда останутся добрыми, мудрыми и совестливыми украинцами».
Проблемы наследия. Украинские общественные деятели Румынии обеспокоены тем, что духовное историческое достояние украинцев сегодня оказалось под угрозой. Речь идет об опыте веков, сохраненном, в частности, в народных поговорках (румынские украинцы называют их также «помовками», «примовками», «мовками», «поговором», «мудрушками» и др.). Носителей этой мудрости становится все меньше, а молодежи ХХI века они почти ни к чему. Как считает Михаил Михайлюк, главный редактор «Українського вісника», вскоре украинские села поглотит «европейский способ жизни», из памяти людей будут стерты песни, пословицы, поверья, обряды, обычаи, сказки, легенды — в общем все то, что с древнейших времен составляло сельскую духовную жизнь. «Не будет громких свадеб с песнями и коломыйками, не будет сказок старых людей, не будет тоскливого звучания трембиты на гуцульских похоронах, не будет людей в народных костюмах на праздниках, не будет писанок на пасхальных столах». Михаил Михайлюк боится дожить до того времени, когда нынешних гуцулов будут показывать в гротескно-опереточных действах, как теперь показывают туристам американских индейцев». (Это сказано также о нас — украинцах Украины!)
Версия. Расскажу читателям «Дня» одну интересную здешнюю историческую версию, которая касается князя Святослава и связывает «потомков Задунайской Сечи с украинцами Румынии». Многие помнят летописные слова князя Святослава (969 год), сказанные матери — княгине Ольге и киевлянам: «Не любо мне в Киеве быть, хочу жить на Дунае, ибо то есть середа (центральное место) земли моей, куда все блага сходятся: от грек золото, паволоки (ценные ткани), вина и овощи разные, из Чех же, из Угров серебро и кони, с Руси же скора (кожа) и воск, мед и челядь». Известно также, что киевляне упрекали Святослава: «Ты, княже, чужой земли ищешь и ее защищаешь, а свою запустил». Некоторые историки считали, что Святослав действительно собирался переносить столицу из Киева на Дунай. Но для нас самое интересное то, что среди современных украинцев Румынии есть сторонники этой теории. Более того — они считают себя «потомками Задунайской Сечи, потомками храброго и неусыпного Святослава». Об этом пишет Людмила Михалейко в газете «Український вісник» (Бухарест).
P.S. При общении с украинцами Румынии выяснилось, что немало проблем, которые они сегодня пытаются разрешить, присущи также обществу Украины. Речь идет, прежде всего, о языковых и образовательных вопросах, о сохранении исторического наследия, о горьком отсутствии национального единства, а также о неспособности Украины иметь только одного гетмана.