По крайней мере, надежду на это вселяет выданное в среду распоряжение Кабинета Министров «О требованиях касательно функционирования объектов розничной торговли книжной продукцией». И хотелось бы поздравить читателей «Дня» с этим событием (поскольку это действительно реальный шаг к решению проблемы книгораспространения), но не так всё просто в украинском издательстве, как может показаться, когда ознакомишься с распоряжением Правительства. Очевидно, что несколькими предложениями, пусть даже за подписью премьер-министра, проблемы системного характера не решаются.
Путей у качественной (как содержательно, так и полиграфически) книги к рядовому читателю и в самом деле немного. Свыше десятка лет массового закрытия книжных магазинов по всей стране привело к тому, что на сегодняшний день, в соответствии с данными Госкомтелерадио, на 100 тысяч населения в Украине приходится всего-навсего один книжный магазин. Если учесть, что подавляющее большинство даже этих существующих книжных магазинов принадлежит иностранным издательствам (по большей части, российским), а едва ли не единственным способом донесения украинской литературы до читателя остаются немногочисленные книжные ярмарки, то ситуация из плачевной превратится в катастрофическую.
В Украине книгоиздательство и книгораспространение распылено на почти что десяток различных государственных инстанций. Существует департамент издательского дела и прессы Госкомтелерадио Украины, изданием научной и учебной литературы заведует МОН, занимаются книгами и в Министерстве семьи, молодежи и спорта, и в Академии наук, и еще во многих ведомствах. Сегодня рассматривается вопрос передачи этих вопросов в компетенцию Министерства культуры и туризма. Однако до сих пор не существовало концепции или стратегического понимания развития этой отрасли.
Больше проблем, чем с распространением книги, в Украине существует с распространением украинской книги. Самые мощные книжные супермаркеты, как, например, «КС» или «НКМ», принадлежат российским владельцам, что значительно усложняет доступ отечественных издателей к своим же украинским читателям. А поскольку спрос на книгу в Украине растет и литература покупается, то три четверти средств, потраченных на книги в Украине, вкладывается в российское издательство.
Только недавно, доведя книгораспространение в Украине до кризисного состояния, должностные лица схватились за голову. 3 июня нынешнего года впервые на заседании, посвященному стратегическим вопросом реформирования книгоиздательской отрасли, собралась межведомственная комиссия под председательством вице-премьер- министра Украины Ивана Васюника. За короткий срок усилиями многих комитетов и ведомств был разработан проект распоряжения Правительства относительно восстановления торговой сети по продаже книжек.
В соответствии с этим проектом, должно быть увеличено количество книжных магазинов во всех населенных пунктах из расчета в среднем — один книжный магазин на 20 тыс. населения. В частности, в городах на каждых 20 тыс. жителей — один книжный магазин, с населением от пяти до десяти тысяч — один отдел книжной торговли, а в селах до пяти тысяч жителей — один книжный киоск. Подобные системы книгомаркетинга действуют в большинстве европейских стран. Страной читателей можно назвать Испанию: здесь один книжный магазин приходится на каждых семь тысяч населения. Проект украинской системы приближен к немецкой.
В общем идея реформирования отрасли книгораспространения кажется удачной. Однако вспомним, как много удачных идей в нашей стране не получали своего запланированного завершения. У распоряжения правительства относительно восстановления книжных торговых сетей, к сожалению, есть немало шансов пополнить ряды предыдущих начинаний. Ведь оно тянет за собой необходимость решения не просто проблем отрасли, а системного кризиса, который охватывает очень много сфер.
КОММЕНТАРИИ
Александр АФОНИН , президент Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей:
— Государственных книжных магазинов в Украине не существует вообще. Те, которые существовали в советские времена, ликвидировались, став предметом желания и народных депутатов, и бизнесовых структур. Сами понимаете, книжные магазины — бизнес малоприбыльный, а раньше им предоставлялись наилучшие помещения на центральных улицах. Соответственно, подавляющее большинство их было выкуплено. Сегодня в Украине есть около 30 книжных магазинов, которые находятся в коммунальной собственности, есть ведомственные книжные магазины «Наукова думка» Национальной академии наук. Все другие находятся в частной собственности, по большей части, неукраинской. Хотя частные магазины не соответствуют европейским и даже российским стандартам ни по количеству ассортимента, ни по занимаемой площади.
Сегодня дело не в том, в чье ведомство передать отрасль. «Нянек» у книгоиздательства хватает, однако все они действуют в рамках бюджетных средств. А издательство не имеет оборотных средств, и на собственной базе оно не поднимется. Перестраивать инфраструктуру нужно за счет кредитных, а не бюджетных денег. Но эти кредитные средства должны быть доступны по своей учетной ставке. И поэтому мы предлагаем конкретную программу развития, которая разработана на примере финансирования такой отрасли, как сельское хозяйство. Но в отличие от аграриев, нам пока что нужны очень смешные деньги — речь не идет о миллиардах, мы говорим хотя бы о миллионах, но которые бы помогли запустить наращивание объемов издания литературы под открытие магазинов. Ведь сегодня можно открыть магазины, а они будут пустовать. Количество рыночной литературы не достигает и 30 миллионов в год, не учитывая учебников, программной, научной литературы, изданий в рамках программы «Украинская книга», которые идут в библиотеки, школы и на рынок не попадают. Таким образом, работа над развитием отрасли должна проводиться комплексно. Вслед за постановлением о содействии развитию книжной торговли должны быть приняты официальные постановления Национального банка и Правительства о внесении изменений в бюджет для того, чтобы заложить 30—40 млн. грн. на покрытие процента Национального банка по кредитным ресурсам, чтобы издатели могли взять эти деньги в кредит под 8—9%, а не под 20% и начать наращивать ассортиментную базу и тиражи; чтобы полиграфисты могли купить оборудование и тому подобное. Отрасль нужно рассматривать, как что-то объемное, а не составлять пазлы...
Василий ВОВКУН , министр культуры и туризма Украины:
— Этот вопрос, на самом деле, согласован. Он рассматривался во время заседания правительственного комитета. Предложенная европейская схема сотрудничества с книгоиздателями и книгораспространителями, приближена к немецкой. В целом эта схема ставит точку в процессе восстановления справедливости — количество книжных магазинов должно соответствовать количеству населения. Цифры количества книжных магазинов свидетельствуют о факте оторванности книги от читателей, и действительно плачевном состоянии украинского общества. Это правительственное решение, на мой взгляд, решит первую проблему. Но за ней следует другая — это книгораспространение качественной и новой литературы. Книжный магазин можно открыть, но есть перспектива продавать там устаревшие материалы и никогда не увидеть там новых поступлений. И третья проблема — доступность книги. Для того, чтобы украинская книга была доступна каждому гражданину, она должна считаться национальным культурным продуктом. Только в таком случае она будет иметь льготы, которые позволят ее удешевить, чтобы доступ к ней имело не только обеспеченное население.
На сегодня МКТ занимается закупкой книги, в этом году на существенную сумму — 28 млн. грн. (в предыдущем — только 6 млн. грн.). Также в нашу компетенцию будут входить управление языковой политики. Именно поэтому на повестку дня ставится вопрос, чтобы книгопечатание перешло в компетенцию нашего Министерства.
Мария ВЕСЕЛЬСКАЯ , директор книжного магазина «Мир книг», г. Житомир:
— Не думаю, что распоряжение Кабинета Министров будет выполнено, потому что подобных указаний до этого было уже много, и ни одно из них не было доведено до конца. Как не было книжных магазинов в районах, так и нет их сейчас. Частные книжные магазины в некоторых районах Житомира, в том числе в центре, открывают, а вот чтобы город беспокоился о книгах — так этого не видно. Но если это распоряжение будет выполнено, то мы будем работать дальше, как работали. Что касается последствий — то необходимо, чтобы больше книжных магазинов открывали в районах, потому что там их закрыли, и оттуда за книгами едут к нам, в основном, это учители, даже из отдаленных районов. Раньше, когда была «Житомиркнига», мы занимались выездной торговлей в районах, но потом, когда подорожал бензин, это стало убыточным, и мы прекратили это делать. Показатели обеспечения книготорговыми услугами, отмеченные в этом распоряжении, думаю, не к каждой местности можно применять. Для города это нормальные цифры, потому что в Житомире, наряду с книжными отделами, вероятно, они постепенно достигаются. А в селе было бы хорошо, чтобы был хотя бы один книжный киоск. Так было раньше. Сейчас, когда я приезжаю в село, меня просят привезти детские книги. В село нужно брать такие книги, чтобы их покупали. Ну а там, где осталось мало жителей, да еще и стареньких — там, скорее всего, книги покупать не будут. Хотелось бы, чтобы представители власти не только говорили, но и что-то делали, выполняли то, что планируют. И чтобы все же была помощь книжной торговле, потому она сейчас приравнивается к любой торговле, чтобы у нас были какие-то преференции.
Жанна ЩУРОВА , председатель правления ОАО «Крымкнига»:
— Нам льстит забота правительства о развитии сети книжной торговли. И конечно, нынешнее постановление принесет стране определенную пользу — будет больше книжных магазинов, в ряде мест книга станет доступнее покупателю. Вместе с тем, нельзя не понимать, что достижение намеченных показателей сопряжено с рядом чрезвычайно больших трудностей. Скажем, если в Симферополе живет 350 тысяч человек населения, то, по нормам этого постановления, в городе должно быть 17—18 книжных магазинов. Но такого не было никогда. Даже в советское время, когда торговые сети развивались директивными методами, в городе было не больше 10 книжных магазинов. Сейчас их осталось не больше семи. Не секрет, что в центральной части наших городов все более-менее приличные помещения уже находятся в частных руках, причем отнюдь не в руках владельцев книжных торговых сетей. Где же создавать новые книжные магазины? Наше ОАО «Крымкнига», например, давно выкупило у государства книжный магазин на улице Пушкинской в Симферополе, и два года мы уже добиваемся, чтобы нам оформили земельный участок под ним, ибо мы собираемся надстроить над зданием второй этаж и создать там образцовый магазин украинской книги. Но два года длится судебная тяжба, и здесь, видимо, не обходится и без политических причин.
В то же время, потребность крымских покупателей в книге удовлетворяется далеко не полностью. Книжная торговля по-прежнему остается заложницей местных властей, которые относятся к ней так же, как и к торговле другими товарами, и не учитывают, что это вопрос государственного строительства, вопрос национальной культуры и кадровой безопасности страны. Для решения этих проблем, для выполнения этого постановления Кабмина книжные торговые сети должны пользоваться приоритетными правами при размещении торговых точек, льготами в земельном и налоговом законодательстве. Для этого необходимо приоритетное развитие украинского книгоиздания, большие организационные мероприятия по налаживанию распространения книг и созданию целостной системы обеспечения разнообразных интересов покупателей- интеллектуалов.