Для полного «боекомплекта» не хватает только отделения радиальных ускорений с центрифугой (в Советском Союзе их было только два). Впрочем уже выделена и подготовлена площадка для его строительства. Военно-медицинской службе передали также самолет Ан-72, на борту которого будет оборудована медицинская лаборатория. Это позволит проводить исследования в условиях, максимально приближенных к режиму работы летчиков.
До этого времени в таком мощном авиационном государстве как Украина не было собственного учреждения, которое бы занималось проблемами авиационной и космической медицины. Бывший союзный НИИ и несколько закрытых проблемных лабораторий после 1991-го остались за границей. Однако развитие авиации, создание новых летательных аппаратов, способных подниматься на высоты, граничащие с космическим пространством, формирование собственного (пусть и небольшого) отряда космонавтов ставили этот вопрос все более остро — прежде всего потому, что нагрузка на организм летчика растет.
Если в двадцатые годы, когда авиационная медицина только зарождалась, летчикам достаточно было тренировок в высокогорных условиях, то теперь высотные факторы полета стали несравнимо более жесткими. Один из основных факторов — перегрузки, которые иногда в девять раз превышают силу земного притяжения и вызывают внезапный отлив крови от одних органов и переполнение ею других. Скажем, обескровливание мозга может привести к обмороку пилота, а значит, к авиакатастрофе. Отсюда — реальный риск «заработать» сердечно-сосудистые заболевания.
Не менее важный фактор — шум двигателей. При взлете реактивного самолета уровень его достигает ста двадцати децибел, тогда как человеческое ухо выдерживает только шестьдесят. Недостаточная защита от него ведет к ухудшению слуха и в перспективе грозит полной глухотой.
А есть ряд факторов, постороннему глазу не заметных. Например, каждая посадка самолета — это, по сути, несильный удар о землю, от которого особенно страдает позвоночник. Отрицательно влияют на него и многочасовые перелеты в тесной кабине, где невозможно размяться. После нескольких вылетов на большие высоты у летчиков появляется характерное покашливание, вызванное фарингитом, так как кислородная смесь «обжигает» слизистую оболочку верхних дыхательных путей. Пилоты вертолетов жалуются на вибрацию. Космонавты должны быть готовы к работе в условиях невесомости, которые сами по себе являются экстремальными для организма...
Весной следующего года украинский Центр аэрокосмической медицины должны посетить американцы, а летом — специалисты военно-медицинской службы пожалуют в Соединенные Штаты. Когда в Виннице гостили сотрудники Центра авиационной медицины из Утрехта (Голландия), обслуживающего летчиков НАТО, они не скрывали: если все задуманное будет реализовано, придется ездить сюда учиться...
Однако сами собой напрашиваются сомнения относительно реальности быстрого развития Центра: не зависнут ли в воздухе планы из-за недостаточного финансирования?
Начальник военно-медицинской службы ВВС генерал-майор П.Мельник их развеивает:
— А мы финансовой поддержки почти не получаем. У нас есть сеть не только лечебных, но и профилактически-оздоровительных заведений, которая позволяет, предоставляя платные услуги и реализуя путевки, самим зарабатывать деньги и вкладывать их в развитие. Достаточно сказать, что сегодня служба имеет шесть строительных площадок, на которых сооружаются лечебные корпуса, реконструируется госпиталь.
...В начале следующего года на базе Центра будет проводиться семинар с участием всех комитетов и ведомств, использующих авиацию. Одним из вопросов на нем будет рассматриваться проект государственной программы развития авиационной и космической медицины.