48 процентов стоимости всей продукции сельхозмашиностроения Украины приходится на ассоциацию «Укртрактор», которую возглавляет председатель правления открытого акционерного общества «Харьковский тракторный завод» Петр Тодоров. В нее входят восемь крупнейших заводов Харьковщины, поставляющие на ХТЗ двигатели, ведущие мосты, узлы гидронавески, а также комплектующие моторные заводы топливными насосами, турбокомпрессорами, литьем и поковками. Так хорош ли лизинг для производителя техники? С таким вопросом корреспондент «Дня» обратился к исполнительному директору ассоциации «Укртрактор» Анатолию МЕСТЕЦКОМУ :
— Теоретически в современных условиях лизинг выгоден заводу. Это поступление денег за произведенную продукцию, хоть и растянутое во времени. Но на практике именно Государственный лизинговый фонд стал виновником тяжелого положения, в котором оказался наш завод. В прошлом году, выполняя постановление Кабинета Министров о поставке тракторов к весне, мы мобилизовали свои ресурсы, набрали кредитов, чтобы срочно изготовить для села 762 трактора на общую сумму 95,3 миллиона гривен. Отдали их селянам досрочно, без предоплаты. Но лизинговый фонд платить не спешил, он и сейчас должен 34,9 миллиона гривен.
В результате прямые финансовые потери только ОАО «ХТЗ» составили 20 миллионов гривен. Появилась задолженность перед коммерческими банками — 7 миллионов гривен. Из-за поставок без оплаты наросла налоговая недоимка и пеня. Без оборотных средств нельзя покупать металл, комплектующие, энергоресурсы для новой продукции. В конечном итоге из-за долгов Государственного лизингового фонда мы не смогли выпустить товарной продукции на 168,7 миллиона гривен. Это потеря более чем 1300 тракторов серии ХТЗ-170.
Ассоциация «Укртрактор» при поддержке областной госадминистрации ставит перед правительством и Верховной Радой вопрос о списании и реструктуризации налоговой задолженности восьми предприятий харьковского тракторостроительного комплекса. Мы считаем, что пеню вообще необходимо скостить, а уплату налогов отодвинуть в расчете на то, что лизинговый фонд когда-нибудь рассчитается. Я знаю, что премьер-министр Виктор Ющенко настроен категорически против привилегий — именно это и задерживает прохождение проекта закона о реструктуризации в Кабинете Министров. Но подчеркиваю: это не поиск новых льгот, а восстановление справедливости. Долги наших заводов перед государством возникли по вине самого государства.
— Кажется, в нынешнем году такой проблемы с лизинговым фондом у вас не будет вообще. В проект бюджета на 2000-й год для его пополнения не заложено ни одной гривни.
— Это очень плохо для всей страны. Пострадает в первую очередь сельское хозяйство. Лизинг необходим. Значит, нужно искать пути пополнения Государственного лизингового фонда. В прошлом году он питался от 10-процентных амортизационных отчислений предприятий всех форм собственности. Потом Верховная Рада отменила эти отчисления, что, собственно, и послужило причиной долгов лизингового фонда перед ассоциацией «Укртрактор» и другими изготовителями лизингового оборудования.
Есть проект постановления Кабинета Министров об обеспечении предприятий агропромышленного комплекса сельскохозяйственной техникой в 2000-м году. Там предусматривается выделение 991 миллиона гривен для финансирования создания и подготовки производства новых сельхозмашин, авансирования производства их с последующей передачей сельхозпроизводителям на условиях лизинга. Определены источники финансирования: Государственный инновационный фонд, собственные средства предприятий, кредитные ресурсы заводам и для ОАО «Украгромашинвест», возврат лизинговых платежей и государственный бюджет. Причем из госбюджета предполагалось взять всего 50 миллионов для создания новых машин. Но вы правы — в проекте бюджета нет и этой строчки.
Вообще-то, о важности этого дела говорит такой факт: серьезный импульс для внедрения лизинга сельхозтехники дал не кто иной, как Президент Украины Леонид Кучма. Поэтому сельхозмашиностроение Украины не только сохранилось, но и освоило производство новых тракторов, другого оборудования.
Видимо, настала пора вообще спасать лизинговый фонд. Бюджетные и кредитные вливания необходимы. Сам по себе он не может выжить. Собственных средств из прибыли лизинговые компании не накопили: селяне не возвращают долгов за полученную технику. К тому же вопреки здравому смыслу в лизинге не участвует банковский капитал. Если бы прибыль, полученная банком от обеспечения лизинговых операций, не облагалась высоким налогом, то банку выгодно было бы кредитовать лизингополучателя под низкие проценты. Это справедливая льгота: выделяя заемщику средства на покупку сельхозтехники, банк на несколько лет омертвляет часть своего капитала. Зато селяне получают работу.
— Можно себе представить, какие проблемы возникают сейчас в связи с реализацией указа Президента об ускорении аграрной реформы. Ведь многих лизингополучателей просто не станет физически — КСП распускаются.
— Я бы не стал драматизировать ситуацию. В Украине сельское хозяйство было и останется концентрированным. Для массового функционирования мелких фермерских предприятий просто нет трудовых ресурсов, так что крупные объединения обязательно сохранятся. Изменится форма собственности, придут новые владельцы — есть надежда, что более ответственные. Долги КСП перед государством будут списаны. Так что для лизингового фонда ускорение аграрной реформы скорее плюс, чем минус. С возникновением рынка земли появляется возможность брать ее в залог за предоставленные в кредит тракторы и комбайны. Это ипотека. Ведь вчера КСП, получая трактор по лизингу, ничем за него не отвечало. Завтра, отдавая землю в залог, землевладелец постарается использовать полученную технику с максимальной отдачей — залог нужно выручать. А мы, производители техники, только выигрываем от укрепления лизинговых компаний.
— Анатолий Соломонович, пока эти реформы пройдут, истечет немало времени. Не помрет ли больной, не дождавшись конца лечения? Хватит ли сил у Харьковского тракторного завода пережить период реформ на селе?
— Мы уже отказались от радужных надежд на тотальную поддержку государства. Курс ХТЗ — это поиск новых рынков и, тем более, возврат утраченных. Огромное поле деятельности на европейской части Российской Федерации. И хотя сельское хозяйство России тоже испытывает трудности, отдельные заказы от него мы получаем. Имеется перспектива создания совместных предприятий по сборке тракторов. Поступления от реализации нашей продукции в дальнее зарубежье также помогают продержаться.
— Известно, что Президент Украины Леонид Кучма неоднократно бывал на вашем предприятии, видел важность проблем и давал различные поручения правительству. Правда, большинство из них не были выполнены, однако на фоне такой заботы не выглядит ли стремление ХТЗ провести через парламент закон о реструктуризации его долгов как желание «нагреть» себе место, пользуясь «особым вниманием»?
— Да нет. Во-первых, долги нужно отдавать, поэтому наши требования справедливы. Во-вторых, если говорить серьезно о поддержке отечественного производителя, то ему нужны не ласковые слова, а дешевые средства производства и платежеспособный потребитель. Что такое трактор марки «ХТЗ»? Это дешевый хлеб. Ведь цена трактора, комбайна, плуга, сеялки заложена в каждой буханке. Подсчитано, что при вспашке одного гектара земли нашим трактором прямые эксплуатационные издержки составляют 24 гривни. Если применять «Джон- Дир» или «Кейс», то эти траты в 3—4 раза больше. Иначе говоря, если украинский земледелец не сможет покупать харьковские тракторы, то его бизнес будет еще менее прибыльным, чем сейчас. Мы уже получили предварительные заявки на поставку по лизингу 4,5 тысячи тракторов в нынешнем году — это ли не доказательство того, что продукция ХТЗ нужна? Значит, необходимо совершенствовать систему ее оплаты в рассрочку.
Кроме того, мы ставим вопрос о включении в систему лизинга и двигателей СМД производства АО «Серп и Молот» и ХЗТД, чтобы потребители получили возможность качественного ремонта техники. Но это частности. Наше твердое убеждение такое: при радикальной реформе в сельском хозяйстве необходимо реформировать и систему отношений производителей сельскохозяйственной техники и ее потребителей. Если потребитель хочет купить — необходимо создать для этого все условия. Это и будет рыночный подход.