Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинский флаг за рубежом

Самый большой вопрос к нам самим, почему нам наше наследие безразлично...
17 мая, 2019 - 11:57

Когда мы с группами пересекли границу Украины, повезли с собой и наш флаг.  «Удивительно ли», — спросите вы. Так как мы не первые, кто этот флаг разворачивает по миру.

Но здесь таки удивительно. Потому что впервые мы развернули его в путешествии в Беларусь, в Витебск. Нет, не на сцене «Славянского базара», а именно рядом с Успенским собором, который связан с именем казненного в городе Йосафата Кунцевича, с продвижением им унии на территории Великого Княжества Литовского.

Унии — Люблинская и Берестейска, — которые нам транслировали, как выгодно было советской власти. По инерции именно такой нарратив до сих пор зафиксирован в учебниках истории.

Уже вскоре в Киеве будет проходить первая мощная научнуя конференцию к 450-летию Люблинской унии. А наша группа пару недель назад как раз вернулась из Люблина, где юбилей стал событием года.

Наши путешествия за пределы Украины сознательны. Это не просто обзор архитектурных или природных красот, это поиск общего в истории и культуре на протяжении многих веков, а также выяснение новых путей развития и прогресса теперь уже отдельных государств бывшей Речи Посполитой. Верь глазам своим и ушам своим. Таков наш принцип.

Именно поэтому мы открываем для себя Беларусь (далеко НЕ советскую), Литву и Польшу. И, конечно, параллели проводим с Украиной.

Чрезвычайно приятно видеть отношение рядовых поляков или литовцев к своей культуре, к языку, к религии. Государство поддерживает и защищает национальное наследие, воспитывая у граждан пиетическое отношение к своим этническим корням. И не только своим.

Сейчас даже больше. Польша пропагандирует мультикультурное наследие всех Речей Посполитых.

Во время нашего первого визита в Польшу мы сознательно прошли вдоль восточных границ — Закерзонья. По территории, которая до ІІ Мировой войны была густо заселена еще и украинцами и евреями. Сложная история, которую далеко не все готовы слушать, но без этого невозможно двигаться в будущее.

Польша всех берет под свое историческое крыло, заботясь, в том числе, и о памятниках на территории Украины и Беларуси, активно привлекая к проектам культурные инициативы ЕС и ЮНЕСКО. Просто в идеальном состоянии отреставрированные замки Радзивиллов в Мире и Несвиже, раскошные усадьбы Мицкевича и Огинского. Беларусь как государство ответственно за инфраструктуру и жизнедеятельность культурных объектов.

И если с дорогами и гардеробными, с порядком в работе в Беларуси проблем нет, то есть другая — довольно больная тема: язык. Путешествуя по Беларуси, мы слушаем все экскурсии на белорусском, очень напевном и теплом. Но далеко не во всех музеях работники владеют «роднай мовай». Несмотря на то, что на дорогах и в городах с биллбордов вас призывает сам Бацька «Размавляй па-беларуску».

Сознательные белорусы активно пополняют ряды защитников собственной идентичности. Экскурсии на  белорусским языке на улицах Минска и в пределах страны, поиски национальной истории в Европе (потешествия в Италию, Чехию, Польшу, Литву). И, что вызывает наибрльший восторг, — активный промоушн выдающихся белорусов (литвинов).

Год Франциска Скорины 2017 на всех уровнях. Конечно, не так помпезно, однако довольно активно на уровне общественном в прошлом году почитали память Огинского (даже во Флоренцию ездили на место захоронения). Этот год — ряд культурных проектов, приуроченный 200-летию Манюшко. И традиционно на Рождество, в день рождения Мицкевича (кто из вас в курсе, что и Мицкевич, и Огинский, и Костюшко полонизированные литвины?) — почитание великого поэта.

Особенно  чтят белорусы память князя Острожского. В марте наши две группы обнимались у стен Дубенского замка, подпевая «Старому Ольсе»: «Славься, князь Острожский». Наши белорусские коллеги привезли группу втрое больше, чем наша,  для знакомства с наследием князей Острожских и Радзивиллов в Украине.

Я потому так детально описываю активность белорусов, потому что сердце болит за отношение нас, украинцев, к своему историко-культурному наследию и больше всего — к памяти великих украинцев. И не всегда виновата власть, на которую мы автоматически вешаем все грехи. Наибольший вопрос к нам самим, почему нам наше наследие безразлично.

Как-то невыразительно прошел год 100-летия украинской революции. Кроме газеты «День» и отдельной общественной инициативы, которые активно популяризировали имя Скоропадского и команды, почти незаметно для большинства прошел и 100-летний юбилей Гетманата.

Иногда такое ощущение, что, кроме Шевченко, Франко и Леси Украинки, наши соотечественники не вспомнят ни одного известного украинца. Кто знает, что в этом году 250-летие Ивана Котляревского, 170-летие Олены Пчилки и Панаса Мирного, 200-летие Пантелеймона Кулиша, 90 лет со дня смерти Евгена Чикаленко. Какие же инициативы на уровне общественном мы услышим (кроме митингов и возложения цветов, в лучшем случае)? Насколько активно и насколько креативно мы будем популяризировать деятельность и вклад этих особенных людей в украинское дело? Так как ощущение такое, что и через столько лет «Котляревский мне (нам) без надобности».

На мостике от замка к городу в Люблине мы фотографировались с флагом. «Это флаг Украины?» — переспросила нас компания поляков. Наверное, несколько озадаченные, ведь украинцы в Польше — работники и студенты, а здесь — туристы, уверенно и гордо разворачивающие флаг своего государства. Не понятны мы полякам, сознание которых пронизано национальными чувствами. «Естем поляк», — звучит так гордо. Так хотельсь бы, чтобы, путешествуя по миру, каждый из нас не менее уверенно говорил: «Я украинец». Но нам еще нужны силы, рвение и много лет большого интеллектуального труда, чтобы воспитать в украинце УКРАИНЦА.

Анжела САВЧЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ