— Иван Иванович, расскажите, с чего начиналось частное образование?
— Любая человеческая деятельность, любой труд обусловлены социальным заказом. Так, в начале 90-х годов у нас в стране возникла потребность в совершенно новых специальностях в сфере экономики. Появился спрос на брокеров, менеджеров, руководителей частных фирм и предприятий.
За подготовку таких специалистов и взялись вузы негосударственной формы собственности. Государственные же вузы не были готовы быстро адаптироваться к новым условиям, они прочно стояли на старых, испытанных рельсах.
Все первые негосударственные вузы зарегистрировали как частные предприятия или общества с ограниченной ответственностью!.. И лишь потом очнулись: один за другим посыпались указы и распоряжения, фактически перечеркивающие друг друга.
— И на фоне этой неразберихи, наверно, были люди, которые успели воспользоваться моментом?
— А как же? Взять хотя бы, к примеру, так называемый «Украинский Гарвард», открытый в свое время в городке Славянске Донецкой области. Нужно сказать, что этот вуз основал очень энергичный человек, обладающий недюжинными организаторскими способностями, хотя не имел даже законченного высшего образования. Ныне «Гарвард» закрыт правоохранительными органами, а его ректор находится под следствием. И почти 15 тысяч его бывших студентов мыкаются по миру в поисках справедливости; заплатив за обучение большие деньги, они получили липовый диплом, с которым никуда нельзя устроиться. Это же абсурдно — подготовить специалиста с высшим образованием всего за 2,5 года!
— Какой период в становлении системы негосударственного высшего образования был, на ваш взгляд, наиболее сложным?
— Своеобразным рубежом для нас стал 1996 год, когда упразднили Межрегиональную аккредитационную комиссию и утвердили ГАК (Государственную аккредитационную комиссию). Началась большая перетряска: закрывались вузы, пересматривались программы, проверялась вся система.
Как на Западе? Ведь там министры могут меняться хоть каждый день. Ну и что? Экономика работает как прежде, все остается на своих местах, жизнь продолжается. Потому что все без исключения работают на «систему», на единый отлаженный механизм, а не наоборот. У нас же: поменялся какой-то чиновник — уже начинаются передряги. А все из-за того, что не отрегулированы законы. До сих пор нет правового поля для существования нашей системы. Вот свежий пример. Принимается закон о науке, в нем указывается, что на восьмидесятипроцентные пенсии могут претендовать лишь преподаватели, работающие в государственных вузах. А как же быть с тысячами кандидатов и докторов наук, которые работают в аккредитованных частных вузах? И деньги в Пенсионный фонд мы перечисляем, в отличие от госвузов, аккуратно. Скажите, разве такое может происходить в нормальном, правовом государстве?
— Каков же, по вашему, выход из создавшегося положения? — Нужно создать в Украине единую образовательную систему, ориентированную на мировые стандарты в обучении и состоящую равно как из государственных, так и из частных учебных заведений. Ни в одной стране мира частные вузы не отделяют от единой государственной системы образования.
Почему у нас стало возможным появление «Украинского Гарварда»? Да потому, что в государстве очень развита коррупция.
Международная практика не знает случаев взяток за сдачу экзаменов. Зарубежный студент понимает: ему нужны знания, а не бумажка, свидетельствующая об окончании вуза. Вот когда у нас начнут по-настоящему ценить хороших специалистов, никому в голову не придет платить за экзамен деньги. А пока мы переживаем трудности переходного периода. От этого никуда не уйти, ведь нельзя же лечь спать при социализме, а проснуться при капитализме.
— А какие задачи решает Ассоциация вузов негосударственной формы собственности?
— Прежде всего — организационные. Ассоциация представляет частные вузы в органах управления и государственной власти. Кроме того, она выполняет функции информационного характера, а также осуществляет юридическую защиту преподавателей и социальную защиту студентов.
— Как человеку разобраться: что лучше — частный вуз или государственный? Как не ошибиться, выбирая место для обучения?
— Я могу сказать вполне определенно: если выбирать между платным обучением в госвузе и платным в частном — однозначно полное преимущество имеют вузы негосударственной формы собственности. Здесь преподаватель знает, за что он работает. А студент, если его что-то не устраивает в обучении, может просто потребовать выполнения своих требований.
Однако нужно не попасть впросак, выбирая для себя учебное заведение. При этом в первую очередь нужно выяснить, аккредитован вуз или нет. Обратите внимание на внешний вид аудиторий, кабинетов, состояние материальной базы. Обязательно поинтересуйтесь, кто там преподает, каков профессорско-преподавательский состав вуза.
— Получается, что для студента главным приоритетом был и остается диплом государственного образца?
— Я считаю, что госдиплом — это наследство тоталитарного режима, исторически нам доставшееся еще от царской России. Но мы должны исходить из тех реалий, в которых живем. Тем не менее, я думаю, что лицо каждого вуза должно определяться его собственным дипломом. Но это должно быть под контролем со стороны государства.