Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинский стандарт и Болонская траектория

30 августа, 2005 - 19:45

Начало на 1-й ПОЛОСЕ.

Сегодня нам уже нужно вырабатывать стандарт третьего поколения. Тот, по которому мы сегодня работаем, это стандарт второго поколения. Вначале 90-х мы попытались создать первое поколение отечественных стандартов высшего образования. Но они были очень слабыми. В 2000 году разработали уже второе поколение стандартов, более содержательное. Например, там уже появились современные образовательно- квалификационные характеристики. Но стандарты второго поколения тоже нужно менять, и вот почему: вузам нужна большая академическая автономия, сейчас слишком многое занормировано. Получается, что для индивидуализации образования простора не остается.

Не следует забывать, что стандарты пишут живые люди, у которых имеются личные интересы. Вот например, взяли и записали на высшую математику для экономистов почти 500 часов, чтобы преподавателям математики обеспечить побольше работы. А оправдано ли это? Тем более, что у нас теперь будет 12-летнее школьное образование. Стандарты должны быть ориентированы и на другой уровень знаний нашей молодежи. В начале 90-х в вузах ввели предмет — историю Украины. Правильно ввели — с учетом требований времени. Тогда в школе этот предмет еще не преподавали. А сейчас уже хорошо поставлен школьный курс, и поэтому в вузах этого уже не должно быть. Ряд базовых курсов по информатике в вузах на сегодняшний день тоже стали излишни. Стандарты всегда вещь временная и периодически их обязательно нужно пересматривать. В связи с запросами рынка нам нужно развивать общественно-профессиональную аттестацию и соответственно — аккредитацию вузов независимыми структурами. Если говорить об общественном аспекте такой аттестации, то в развитых странах ее осуществляет группа профессионалов. В Америке где бы ты не учился бухгалтерскому учету, но экзамен будешь сдавать в ассоциации бухгалтеров. Такая общественно-профессиональная аккредитация в Украине есть в области аудита. У них есть свой Союз, который и выдает соответствующие сертификаты.

Мало учить, мало иметь стандарт, надо еще, чтобы кто-то это профессионально оценил. И на защите дипломов и сдаче госэкзаменов должны присутствовать независимые эксперты и их должно быть больше, чем тех преподавателей, которые учили студентов. Однако некоторые оценки внешние не могут быть для определенных случаев монопольными. Во многом наши стандарты отличаются от западных, если говорить о чисто профессиональной компоненте, она во многих случаях западную превышает — в требованиях. Основная часть выпускников с высшим образованием — это с пятилетним сроком образования. На западе основная часть людей с высшим образованием — это бакалавры, которые учились 3—4 года. Магистров в зарубежных странах выпускается гораздо меньше, чем в Украине. Требования к знаниям и умениям выпускников вузов у нас достаточно высокие. Однако за счет того, что мы слишком большой упор делаем на узкопрофессиональные знания, страдает общая компонента. И еще одна проблема: уровень владения иностранными языками нашей молодежью у нас далек от желаемого. Отсюда выплывает следующая проблема. Наша молодежь плохо знакома с общемировыми источниками. Разве в большинстве своем молодежь у нас читает зарубежные профессиональные журналы? Так что если говорить о профессиональной компоненте, фундаментальной подготовке, то ситуация у нас хорошая. А если говорить о коммуникационной составляющей, то тут начинаются наши проблемы и наши различия.

И последнее. Сами по себе стандарты — вещь хорошая. Но нужно иметь четкий механизм для перехода от старой системы к новой. Мало продекларировать новый перечень специальностей, нужно знать как его внедрить в жизнь. Иногда к нам попадают по переводу из других вузов такие студенты, у которых в зачетке записаны такие предметы, которых в Украине уже нет с 1996 года. Это значит, что стандарты 1996 года еще не во всех вузах освоены. На уровне руководства Министерства, на уровне понимания проблемы мы никакого сопротивления не встретили. Другое дело, как все будет реализовываться, потому что за начальниками стоят чиновники, и не известно, как на их уровне пойдет дело. Механизм перехода — задача министерская, а сами стандарты разрабатываются научно-методическими комиссиями, которые создаются по направлениям. Решения создавать третье поколение украинских стандартов высшего образования еще не принималось, однако в среде профессионалов уже идет активное обсуждение по их обновлению.

Болонские договоренности не имеют жесткого характера. Мы достаточно многое уже у себя внедряем. Новый учебный год будет переломным. Де-юре Украина присоединилась к Болонскому процессу в мае нынешнего года. А можно было бы пораньше. Советская система имела один порок — кроме военно-технической сферы, в остальных плохо воспринимались достижения науки. Поэтому мы имели в общем научно-техническое отставание. Мы видели это и на бытовом уровне — по развитию электроники, информатики. Сегодня мы быстрыми темпами коммуникационный разрыв ликвидируем. Но я о другом. То, что плохо внедрялись достижения научно-технического прогресса, касается и педагогики. Мы в высшей школе использовали те приемы, которые применялись еще в Российской империи. Делались лишь робкие попытки активных методов обучения, использования технических средств обучения, но кардинальных шагов не предпринималось. Так вот, если говорить о том. что такое Болонский процесс, — это по своей сути есть переход на современные методы обучения. Цель которого — качество.

Надо помнить, что Болонский процесс не делается в кабинетах. Он делается преподавателями в аудиториях. Главные действующие лица в нем — педагог и студент. Кто разрабатывал кредитно- модульную систему? Кто по ней будет учиться? Мы как руководители должны выверить все свои действия, чтобы педагогам не давать лишней работы. Ведь наша высшая школа уже в течение последних 20 лет все время в состоянии преобразований. В 1986 году было заявлено о необходимом соотношении студентов и преподавателей для качественного обучения — восемь студентов на одного преподавателя. Если мы говорим о Болонском процессе, индивидуализации обучения, то это соотношение должно быть еще меньше. А нам из-за бюджетных сложностей доводят штатное расписание из расчета 13—15 студентов на одного преподавателя высшей школы. Мы забываем, что эти Болонские преобразования требуют ресурсов — финансовых, человеческих, материальных. На одном энтузиазме дело с места не сдвинется. Только что вернулся с универсиады в Турции. Ряд соревнований проходил в университетских спортивных комплексах. Могу сказать, что у нас даже в Киеве ни один университет комплексов такого уровня не имеет. Так это только одна компонента — физкультура и спорт. А давайте посмотрим на наши библиотеки. Учеба начинается с книжки, а университет — с библиотеки. А если бюджет не выделяет 15 лет средств вузам на приобретение литературы? Не надо забывать о преподавателе — главном носителе преобразований. Если за годы Независимости число студентов удвоилось, а преподавателей в вузах стало больше только на 4%. Какое будет качество?

Юрий КОЛЕСНИК, ректор Запорожского медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор:

— Я буду говорить только о высшем медицинском образовании. Наша система медицинского образования, подготовки врачей и провизоров максимально приближена к европейской.

Уже лет восемь мы применяем в учебном процессе кредитную систему, как это принято в Европе. Ее преимущества, на мой взгляд, неоспоримы. Ведь студенту можно идти на экзамен, ничего не готовить, но вытащить счастливый билет и получить отличную оценку. А можно весь год прекрасно учиться и вытащить несчастливый билет или заболеть и получить плохую оценку. Для устранения такой несправедливости мы и ввели рейтинговую систему. Студент знает: для того, чтобы спокойно идти на экзамен и гарантированно получать хорошие оценки, необходимо работать самостоятельно и зарабатывать свои баллы, что и предусматривается Болонским процессом. Поэтому у нас студенты учатся активно. За хороший ответ на занятиях, участие в научной работе, посещение без пропусков лекций, написание рефератов они получают дополнительные баллы. То есть до итогового контроля они набирают определенное количество баллов. Каждый студент в таком случае может спокойно прогнозировать, какую оценку получит на экзамене. Эта система для нас не в новинку, у нас для подсчета баллов даже компьютерная программа разработана.

Ныне принят новый учебный план. Это совместный продукт деятельности всех медицинских вузов Украины. Но тут нужно не забывать следующее. Замечательно сказал академик Патон, что Болонский процесс — это минимум знаний, которым должен владеть будущий врач, учитель, инженер, а все остальное — это национальная специфика. Поэтому мы даем студентам действительно тот минимум знаний, который позволит интегрироваться им в европейскую систему образования. Но у нас есть свои школы, великолепные, знаменитые профессора, академики в Украине, которые столько сделали, что их труд нельзя забывать.

Болонский процесс предусматривает резкое снижение количества лекций. Это плохо, я считаю. Почему плохо? Потому что основной материал доносится студенту на лекции. Потому что учебник, как бы быстро ни старались, — пока он пишется, рецензируется, издается, — проходит пять лет. И информация, которая там содержится, конечно, устаревает. Мы же стараемся донести до студента самые свежие сведения только на лекциях. Потом, знаете, бессессионная система — тоже не совсем совершенна, потому что, готовясь к экзамену, встрече с профессором, академиком, студент может мобилизоваться, включается механизм стрессовой памяти, когда в условиях стресса запоминается что-то лучше. Но мы попробуем наладить учебный процесс в соответствии с Болонским соглашением, посмотрим, что это будет и какие-то выводы после первого года сделаем.

В чем отличие украинской высшей школы от европейской? Мы учили студентов по системе средней школы, когда они знают, что их обязательно спросят, они должны готовиться к экзамену. В Европе этого нет. Поэтому преодолеть этот психологический барьер абитуриенту, который вчера еще был школьником, а сегодня стал студентом и к новой системе еще не адаптировался, очень сложно. Задача педагогического коллектива — очень мягко, бережно относиться к студентам, чтобы не испугать их теми новшествами, которые с первого сентября они встретят. Нужно очень вдумчиво к этому подходить, чтобы, как сказал наш министр образования Станислав Николаенко, не потерять все, что десятилетиями создавалось отечественной высшей школой.

Вячеслав КОМОРОВ , проректор по учебной работе Харьковской Национальной юридической академии имени Ярослава Мудрого:

— Я возглавляю комиссию по созданию стандартов высшего юридического образования. Нынешние стандарты далеко не совершенны, и их надо еще достаточно долго и внимательно дорабатывать, особенно в контексте того, что Украина согласилась подписаться под Болонской декларацией. При наших четырех образовательных уровнях надо точно выписывать каждую позицию выпускника для облегчения его же жизни — кто есть кто, сферу приложения, чем они отличаются между собой. Все как бы понимают разницу, но эти позиции не зарегламентированы. Возникают большие профессиональные проблемы. В конечном итоге это приводит к тому, что система образования работает наощупь или вообще вхолостую, потому что заведомо тяжело представить, где выпускник найдет себя на рынке труда. В нынешних условиях рыночных отношений отмечается огромный дисбаланс. Еще с советских времен было закреплено так, что любой вуз выдавал свидетельство об академическом и профессиональном образовании, хотя всем было понятно, что на самом деле предоставлялось только академическое. Западная модель высшего образования не дает профессионального обучения и в этом выигрывает, так как у нее в отличие от нас разработаны процедуры допуска выпускника к профессиональной деятельности. Прежде чем стать профессиональным специалистом, надо заслужить это право.

Если говорить о Болонской декларации, то в ней выписаны пути,по которым образовательная система приближается к рынку труда. Я считаю, что надо не в корне менять национальные стандарты, но гармонизировать их, приблизить к положениям Болонской декларации. Кроме того, мы ожидаем кардинального изменения законодательства о высшем образовании, которое регламентирует и новые стандарты.

Я приверженец Болонской декларации. Приняв ее, вузы обеспечивают себе некую независимость. Пришло осознание, что правительство отстает от инициатив отдельных учебных заведений разных стран. Достаточно навести некоторые цифры. Так, в десятку лучших вузов мира не вошел ни один европейский университет, а если говорить о вузах СНГ, то из них в 500 лучших попадают только МГУ и Санкт-Петербургский университет. Понятно, что наша модель образования отстает. Я не вижу альтернативы, кроме как поддержать Болонскую декларацию. Ведь совершенно не нужно отказываться от национальных традиций и интересов, а, удовлетворяя запросы самих же студентов, обеспечивая мобильность академическую и профессиональную, мы должны приблизить наши стандарты образования к основным понятиям и требованиям декларации. Необходимо обеспечить свободу для образования и возможность работы в любой стране мира. Наш врач не может сейчас приехать в Западную Европу и сразу начать профессиональную деятельность. В этом случае Болонская декларация минимизирует возникающие проблемы. Должна быть жесткая навигация решения проблем выпускника после получения им образования. Лично я приверженец глобализации во благо образования и последующего трудоустройства студента.

Владимир ШЕВЧЕНКО , ректор Донецкого национального университета:

— В нашей области 30 высших учебных заведений 3—4 уровня аккредитации разной формы собственности. При этом все эти учебные заведения разноплановые: и классический национальный университет, и технический национальный университет, медицинский, университет экономики и еще целая серия других вузов, которые в какой-то мере дополняют друг друга и готовят уникальных специалистов в первую очередь для отраслей, которые развиваются в наших регионах. А кроме того, два наших вуза являются членами европейской Ассоциации университетов — ДонНУ и ДонНТУ. При этом наш университет — Донецкий национальный — подписал Болонскую конвенцию еще в прошлом году. Как раз в сентябре будет годовщина, когда мы стали членами Болонской конвенции. Считаю, что Болонский процесс и наше участие в нем — это прежде всего признание наших учебных заведений Европой, признание их авторитета не только в системе образования Украины, но и в европейской системе образования, в которую они вносят действительно весомый вклад.

Однако, подписать конвенцию — еще не значит решить те многочисленные проблемы, которые перед нами стоят. Помимо положительных аспектов, которые принес нам Болонский процесс, у нас автоматически вскрываются многие наши «грехи». Например, нас в Донбассе очень беспокоит то, что мы мало внимания уделяем подготовке абитуриентов к поступлению в вузы. Особенно — сельской молодежи (а у нас ведь три четверти академиков — выходцы из сел!). Сейчас мы, конечно, предложили свою разработку, которая могла бы решить эту проблему.

Кроме того, слабостью нашей высшей школы, которая сразу же проявилась после подписания Болонской конвенции, является наша материальная база. Более 20 лет мы от государства для обновления базы ничего не получаем. Особенно бедны наши технические специальности, где требуется большая научная и лабораторная база.

Сама система европейского образования не во всем лучше нашей. Наши практические подходы, традиции вырабатывались десятками и сотнями лет. То есть ошибочно думать, что Болонский процесс — это только сплошные улучшения в украинской системе образования. Напротив, система образования должна быть консервативной — в хорошем понимании этого слова. Так что предстоит еще и понять, что для нас важнее, и не перенимать слепо все европейские новшества, а унаследовать лишь лучшие традиции, которые накапливались веками. И я думаю, что та методология, которая есть в европейских университетах, только оживит многие наши направления высшей школы. А вот что касается наших фундаментальных дисциплин… Тут еще надо подумать: неспроста за нашими выпускниками бегает весь мир!

Виктор АНДРУЩЕНКО , ректор национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова, директор Института высшего образования АПН Украины, заслуженный деятель науки и техники Украины, доктор философских наук:

— Государственные стандарты образования — явление закономерное. Они устанавливают планку, ниже которой предоставление образовательных услуг осуществляться не может. Государственные стандарты разрабатываются ведущими учеными с учетом последних достижений науки, техники, культуры и социальной практики. Для их обеспечения выдаются соответствующие учебники и ведется подготовка специалистов.

В то же время Государственные стандарты не должны стать средством сковывания индивидуальности преподавателя. Стандарты — норма, но все же невозможно вообразить учебный процесс без элементов творчества. Педагогическое творчество — это его альфа и омега, и образовательные стандарты должны стимулировать творческое отношение каждого преподавателя к своему предмету.

Я считаю, что подписание Украиной Болонского соглашения — значительный успех отечественного образования, которое создавалось в течение последних 10 — 14 лет несколькими поколениями педагогов-реформаторов. Болонские требования — это общеевропейские правила игры на образовательной ниве. Украина приблизилась к ним, и, в принципе, ее вхождение в Болонский процесс — явление закономерное.

Одновременно, следуя общеевропейским стандартам организации дела образования, Украина ни в коем случае не должна забывать о собственных национальных приоритетах и интересах. Национальное в отечественном образовании является общечеловеческим достоянием, ведь украинское образование утверждалось философией сердца, воспитанием человека как личности, а не человека — прагматика, как это делается в некоторых учебных заведениях европейских стран. Украинское образование, опираясь на основы школ Сковороды, Юркевича, Сухомлинского, всегда стремилось в первую очередь сформировать духовность человека.

Игорь ПАСИЧНИК , ректор Национального университета «Острожская академия», доктор психологических наук, профессор:

— Стандарты высшего образования фактически носят теоретический характер и не совсем соответствуют требованиям времени. В отличие от европейских высших учебных заведений, у нас недостаточной является практическая направленность учебных дисциплин, отсутствует прагматизм в их преподавании, нет системности, четких межпредметных связей. Современные отечественные стандарты не во всем соответствуют европейским. В частности, в них существует заметный разрыв между наукой и учебным предметом, в то время как европейские стандарты прежде всего сориентированы на современные достижения науки. Очевидно, в украинской высшей школе стоит больше внимания уделять научной деятельности, интеграции обучения и науки.

Самое главное, следует понять, что подписание Болонского соглашения не вводит Украину автоматически в научно-дидактическое европейское пространство, ведь основная сложность трансформации в это пространство целиком зависит от длительности пребывания нашей высшей школы в совсем другой образовательной системе.

Вхождение в Болонский процесс будет стимулировать отечественные научные и дидактические школы к созданию качественных учебников, состоится интенсивное сокращение разрыва между наукой и учебным предметом, которое даст возможность быстрее интегрироваться в научно-образовательное пространство. Обязательное изучение иностранных языков, свободное владение ими будет содействовать конкурентоспособности наших специалистов на рынке труда.

Вместе с тем при нерефлексивном внедрении Болонских требований существует определенная опасность утратить национальные традиции обучения, а они являются достаточно весомыми. Все-таки в наших высших учебных заведениях происходит формирование не только специалиста, но и гражданина, на что сориентирован ряд предметов. В западноевропейских высших школах, как правило, этого нет. Здесь наблюдается узкая специализация.

В европейских университетах существует свободное посещение лекций. И там студентам и в голову не придет, что их можно не посещать. В наших же вузах, при условии свободного посещения лекций, скорее всего, на них будут приходить только отличники.

К сожалению, у нас отсутствуют учебники, которые бы стимулировали активное самостоятельное творческое мышление студента. Избрав, согласно европейскому образцу, концепцию самостоятельной подготовки как основной в учебном процессе, мы можем утратить качество обучения в связи с тем, что наши библиотеки, в отличие от европейских, не укомплектованы достаточным количеством литературы, аудио- и видеотеками. Для качественной самостоятельной подготовки нашим студентам будет не хватать источников информации, а следовательно, лекция будет оставаться основным ее источником.

Достаточно неплохой является двухступенчатая система получения ученых степеней (кандидат наук, доктор наук), только окончательное право присваивать эти степени следует передать специализированным советам университетов.

Большим позитивом Европы является то, что здесь, фактически, наука и высшая школа отделены от политики. Во всяком случае, политики здесь не вмешиваются в научную или учебную деятельность университетов. Наоборот, они с уважением относятся к ученым и прислушиваются к их мнению. Хочется верить, что со временем это будет и у нас, а наши высшие учебные заведения станут действительно автономными и админресурс не будет вынуждать ректоров агитировать за провластных кандидатов в президенты или в депутаты, а следовательно, университетам не будут навязываться определенные политические концепции.

Подготовил Александр ВОРОТИЛОВ, Запорожье
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ