Инна БОГОСЛОВСКАЯ, народный депутат Украины, заслуженный юрист Украины, вице-президент Союза юристов Украины Как ни парадоксально может прозвучать мой ответ на данный вопрос, но основной проблемой украинского законодательства, по крайней мере в сфере налогообложения, является не столько изменение его в сторону соответствия европейским стандартам, сколько приведение его в соответствие с украинскими реалиями.
Дело как раз в том, что внедрение в Украине в начале 90-х налоговой системы, формально соответствующей европейским образцам, было непродуманным и преждевременным шагом. Такая система, не учитывающая реальный уровень развития украинской экономики, оказала разрушительное влияние на все сферы производства. Она полностью скомпрометировала себя в Украине и абсолютно не справляется ни с фискальной, ни с регулирующей функцией. К сожалению, Украина еще не доросла до уровня развития производительных сил и производственных отношений, который позволял бы ей эффективно пользоваться механизмом перераспределения материальных благ, аналогичным европейским.
Посему в сфере налогового законодательства перед Украиной стоит задача принятия такого налогового кодекса, который соответствовал бы условиям Украины. Основой концепции этого кодекса должен стать отказ от таких неэффективных в украинских условиях налогов, как налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. Существенным образом должны быть изменены и начисления на заработную плату.
Основой поступлений в бюджет в новой налоговой системе должен быть налог с оборота со ставкой от 0 до 7% в зависимости от отрасли и особенностей субъекта. Кроме того, в систему налогообложения должны входить: налог на доходы физических лиц, пошлины, налог на имущество физических лиц, акцизы, сбор в социальный фонд, местные налоги и сборы.
Такая система налогообложения должна способствовать интеграции Украины в Европу, несмотря на противоречие европейскому законодательству.
Главное предостережение — нельзя изменять только налогообложение. Без преобразований в административной системе и структуре промышленного производства из тупика не выйти.
Кстати, ознакомиться с проектом концепции нового налогового кодекса вы можете в сети Internet по адресу: www.portal.kherkov.ua Сергей ДЕМБОВСКИЙ, судья Киевского городского суда: — Термин «евроремонт», касающийся украинского законодательства, считаю, мягко говоря, неудачным. Украинское законодательство на сегодня нуждается в реформе во всех его областях, а не «ремонте». Указанная реформа должна выражаться в принятии новых нормативных актов, законов, которые отвечали бы современным общественным отношениям и могли бы их регулировать.
При этом внимание нужно обратить не на европейские стандарты, а на внутренние украинские проблемы в области регулирования общественных отношений, однако с учетом позитивных достижений европейского законодательства. Но одного только принятия новых законов недостаточно. Необходимо обеспечить возможность эффективного их применения, т.е. заставить эти законы работать. Николай ОНИЩУК, заслуженный юрист Украины, кандидат юридических наук, президент юридической фирмы «Юрис», вице-президент УСПП: — Интеграция в Европу Украины как полноправного европейского государства с правовой точки зрения требует существенного согласования норм законодательства Украины с нормами европейского права. В соответствии с выводом Парламентской ассамблеи Совета Европы № 190 (1995) и в соответствии с обязательствами Украины как члена Совета Европы в национальном законодательстве Украины необходимо разработать и принять принципиально новые нормативные акты:
— по правовой политике Украины в сфере защиты прав человека и гражданина, в первую очередь, новый закон о пенитенциарной системе, принимая во внимание то, что Украина ратифицировала Европейскую конвенцию о предотвращении пыток и нечеловеческого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания;
— по вопросам реформирования судебно-правовой и административной системы (закон о судоустройстве, закон о независимой юридической профессиональной деятельности или, как вариант, закон о частной юридической практике);
— уголовный и уголовно-процессуальный кодексы;
— гражданский и гражданско-процессуальный кодексы;
— закон о политических партиях.
Украина еще должна ратифицировать Протокол № 6 Европейской конвенции по правам человека по поводу отмены смертной казни, а также Европейскую хартию о языках регионов и меньшинств.
Нуждаются также в согласовании с международно-правовыми принципами нормы национального законодательства в сфере иностранного инвестирования, стандартизации и сертификации, тарифной политики, таможенного законодательства, правового регулирования рынка капитала и информации, антидемпингового законодательства, защиты интеллектуальной собственности, содействия развитию добросовестной конкуренции и т.п. Виталий ОПРИШКО, директор Института законодательства Верховной Рады Украины, член-корреспондент НАН Украины, доктор юридических наук, профессор: — Одним из главных условий успешной интеграции Украины в Европейский Союз (ЕС) является адаптация внутреннего законодательства Украины к правовой системе этой организации. Решение этой задачи требует осуществления значительных изменений в законодательстве нашего государства.
Самое общее разделение таких изменений целесообразно осуществить по критерию их обязательности для Украины. В соответствии с этим подходом первоочередное внимание должно уделяться в Украине осуществлению в законодательстве изменений, вытекающих из взятого ею обязательства перед ЕС постепенно привести собственное законодательство в соответствие с его правовой системой. Указанное обязательство в общей форме содержится в п. 1 ст. 51 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС (СПС) и конкретизируется в других положениях.
В частности, из содержания п. 2 ст. 51 вытекает, что указанные изменения, которые будут обеспечивать приблизительную адекватность законодательства Украины и ЕС, должны быть сделанные в таких областях законодательства Украины: таможенное, банковское законодательство, законодательство о компаниях, бухгалтерском учете, налогах, интеллектуальной собственности, охране труда, финансовых услугах, конкуренции, государственных закупках, охране жизни и людей, животных и растений, окружающей среде, защите прав потребителей, косвенном налогообложении, технических правилах и стандартах, транспорте и ядерной энергетике.
В других статьях СПС содержатся еще более конкретные требования к некоторым указанным областям. Так, в соответствии с пп. 2.1 п. 2 ст. 49, п. 1 ст. 50 Украина должна соответственно обеспечить:
— наличие и выполнение законов, направленных против ограничений конкуренции, к которым прибегают предприятия, находящиеся в ее юрисдикции, — к концу пятого года после вступления в действие СПС обеспечить уровень защиты прав на интеллектуальную собственность, аналогичный к существующему в ЕС, включая эффективные средства обеспечения соблюдения таких прав, и присоединиться к многосторонним конвенциям о правах на интеллектуальную собственность, указанным в дополнении к СПС, сторонами которых являются члены ЕС, или де-факто применяемые в них согласно соответствующим положениям этих конвенций. В соответствии с положениями Дополнения III, к отмеченным конвенциям относятся: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Парижский акт, 1971 г.), Международная конвенция об охране прав авторов-исполнителей, производителей фонограмм и органов радиовещания (Рим, 1961 г.), Немецкое соглашение о международной классификации изделий и услуг для целей регистрации знаков (Женева, 1977 г., с поправками, внесенными в 1979 г.), Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентных процедур (1977 г. С изменениями, внесенными в 1980 г.), Международная конвенция о защите новых сортов растений (Женевский акт, 1978 г.). К некоторым этим конвенциям Украина уже присоединилась (Бернская конвенция. Будапештский договор. Международная конвенция о защите новых сортов растений), другие же ожидают соответствующих решений нашего государства.
Положение о необходимости сближения законодательства, применение Украиной ЕС имеют место и в ряде других статей СПС: о сотрудничестве в области стандартизации, оценках соответствия (пп. 1,2 ст. 56), экологии (п. 3 ст. 63), сельского хозяйства (ст. 60), таможенной деятельности (пп. 1, 2 ст. 76) и т.д..
С целью осуществления указанных изменений в законодательстве Украины планом мер по обеспечению реализации стратегии интеграции Украины в Европейский Союз и приоритетам общей рабочей программы имплементации СПС на 1998-1999 годы, утвержденным на первом заседании украинской части Совета по вопросам сотрудничества между Украиной и ЕС, предусмотрено подготовить проекты нормативно-правовых актов Украины, адаптированных к соответствующим нормам ЕС (Перечень приведен в Дополнении 1).
Следует отметить, что согласно рекомендациям ЕС, изменения законодательства, направленные на сближение его норм с нормами действующими в ЕС, являются не единственным направлением осуществления адаптации национального законодательства Украины с правовой системой ЕС. Не менее важную роль в достижении этой цели играет формирование административных структур и юридических механизмов, необходимых для реализации обновленного законодательства. Частично на выполнение этой задачи направлен список мероприятий по адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС и по правовому обеспечению интеграционного процесса (Дополнения 2, 3), подготовленный в соответствии с положениями Стратегии интеграции Украины в Европейский Союз. Олег БЕРЕЗЮК, юрист, заместитель председателя партии «Вперед, Украина!»: — Вслед за изменением политической системы в Украине начали меняться общественные отношения. Соответственно, необходимо менять и законодательство. Учитывая то, что право — это регулятор общественных отношений, оно должно соответствовать социальным требованиям, ныне сложившимся в Украине. По этому поводу сегодня существуют два диаметрально противоположных мнения. Первое — никакие изменения не нужны; пусть законодательство останется таким, каким оно было при социалистической системе. Другая точка зрения заключается в необходимости проведения законодательной реформы и максимального приближения отечественного права к европейскому.
По моему мнению, реформу законодательства необходимо проводить взвешенно и постепенно. Следует менять только те юридические нормы, которые устарели и не отвечают требованиям сегодняшнего дня. Например, в области экономики состоялся переход от административно-командной системы к рыночной. Появились новые формы ведения хозяйства, новые экономические отношения, отсутствовавшие в старой системе. Эти отношения нужно регулировать. Естественно, у нас мало собственного опыта и потому необходимо учитывать опыт стран с развитой рыночной экономикой. Но ни в коем случае нельзя слепо копировать юридические нормы зарубежных стран. Во-первых, потому, что в каждой стране существует своя, отработанная веками система права. И если вырвать из этой системы какую-то отдельную юридическую норму и слепо перенести ее на нашу почву, то нет никакой гарантии, что она приживется и будет нормально работать. Это связано, в первую очередь, с ментальностью народа и с теми социально-политическими условиями, в которых происходит становление и развитие правовой системы нашей страны. Реформу законодательства необходимо проводить постепенно, путем проведения эксперимента сначала на небольшой территории страны. И, в случае его успешного завершения, переносить позитивный опыт на все государство. Интеграция Украины в европейское правовое пространство возможна только тогда, когда в Украине будет построена собственная, четкая и справедливая правовая система, в которой будут простые и понятные законы и будет гарантироваться обеспечение их выполнения. Тамара ЛЮБИНСКАЯ, судья Высшего арбитражного суда Украины, член президиума ВАСУ, заслуженный юрист Украины: — Отечественное законодательство имеет настолько основательную и фундаментальную разработку, что нам нечего заимствовать у других стран. Это мое глубокое убеждение. Наоборот, другим странам есть что позаимствовать в украинском законодательстве, ведь у нас практически все самые основательные области охвачены законом. Существует большое количество кодексов и кодифицированных актов, охватывающих почти все области права. Единственное, что нам требуется — это воспитать уважение к законам, искоренить нигилистическое отношение к ним со стороны всех граждан Украины. Но на это нужно время. Даниил КУРДЕЛЬЧУК, адвокат, президент Украинской иностранной юридической коллегии: — Для успешной интеграции Украины в европейское экономическое пространство необходимо, в первую очередь, стабилизировать экономику нашей страны. Каждому известно, что экономика Украины не будет мощной, а ее граждане — зажиточными, пока в законодательстве Украины царят хаос и беспорядки. Внутренние правила игры всегда диктуются государством, поэтому первоочередной задачей в современных условиях должна быть замена существующего и зачастую непригодного законодательства новым законодательством. Но не просто его замена, а создание принципиально новых схем и механизмов. Еще Солон в свое время сказал, что если вам не нравятся старые законы — отмените их и примите новые.
После принятия Конституции самой важной и неотложной задачей наших законодателей является разработка и принятие нового Гражданского кодекса — основного регулятора имущественных отношений в обществе. Новый Гражданский кодекс, без сомнения, будет стержнем и одновременно катализатором законотворческого процесса в государстве.
Все говорят о необходимости проведения фискальной реформы, но, к сожалению, практических результатов нет. Путем принятия налогового кодекса необходимо упростить и систематизировать налоговое законодательство. Этот кодекс должен быть не просто сведением существующих налоговых законов, он должен реформировать всю фискальную систему. Ведь не секрет, что больше всего бюджет государства наполняется там и тогда, где налоговая система упрощена, ставки основных налогов уменьшены, а многочисленные льготы упразднены. Бенджамин Франклин когда-то писал, что есть две вещи, которых человек не может избежать, это — смерть и налоги. Таким образом, налоги должны платить все, но другой вопрос — как и сколько платить. Только рациональная и в то же время гуманная налоговая система сможет вывести украинскую экономику из тени и, обогащая Украину, приблизить и к членству в Европейском Союзе. Проблема иностранных инвестиций, о которой так много говорят все, и особенно политики, в определенном смысле производная от проблемы налоговой. Поэтому решение ее — это и принципиально новый подход к проблеме иностранных инвестиций.
Можно и нужно говорить в контексте вопроса и о правовом обеспечении аграрной и административной реформы, и о ряде других сфер экономики и общественной жизни, нуждающихся в адекватной правовой регламентации. Но не этот список, который может быть длинным, тут имеет значение. Главное — политическая воля тех, кому народ доверил свою судьбу. И вот в этом плане я, по-видимому, пессимист: нынешнее поколение еще не будет жить в условиях интегрированной Европы — слишком полярны интересы у тех, от кого зависит решение кардинальных вопросов развития общества и государства. Наталья КУЗНЕЦОВА, доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент АПрН Украины, вице-президент юридической фирмы «САЛКОМ»: — Основные изменения, которые необходимы для успешного сотрудничества Украины с ЕС, можно определить следующим образом: следует незамедлительно приступить к осуществлению реформ частного права в Украине. Пора наконец-то от безмерного количества слов о значимости принятия Гражданского кодекса перейти к реальным процедурам второго чтения этого законопроекта.
И, безусловно, важнейшей задачей продолжает оставаться проведение полноценной административной судебной реформы.
Думается, что реализация этих задач может обеспечить в Украине формирование демократического правопорядка европейского образца. Материал подготовлен совместно с газетой «Юридическая практика»
Ряду ведущих юристов Украины был задан один вопрос: «Какие изменения необходимы отечественному законодательству для успешной интеграции Украины в европейское правовое пространство?». Предлагаем вашему вниманию видение этой проблемы известными украинскими служителями Фемиды.
Если у вас есть свое, особое мнение о проблемах, затронутых экспертами-правоведами, вы можете высказать его, прислав обычной почтой, по факсу 414-49-20 или по электронной почте (адрес: socium@day.kiev.ua)