Оказывается — далеко не всегда, утверждает старший научный сотрудник лаборатории психологии политического образования Научно-исследовательского института социальной и политической психологии Академии наук Украины Татьяна БЕЛАВИНА.
ЖИЗНЬ НА «ЗОНЕ»
— Можно ли научиться быть свободным человеком в зрелом возрасте и возможно ли не зависеть от мнения окружающих людей?
— Научиться быть свободным довольно трудно. Свобода после длительной регламентации жизни, а 70 лет у нас была все-таки очень регламентированная жизнь, ставит общество перед вопросом «А что нам делать с этой свободой? Как нам пользоваться этой свободой, когда мы привыкли, что нам должны все давать и предоставлять?» Уже сегодня существует много законов, которые продекларированы, закреплены конституционно в кодексах, но мы не пользуемся ими, не пользуемся своими правами и объясняем это тем, что закон якобы не работает. Но закон-то не может работать без нашего участия, без нашего обращения к нему.
Длительное время режима моноидеологии сформировало определенную систему норм и общественных ожиданий. Сейчас мы отходим от моноидеологии культуры, каждый из возрастных слоев несет свои идеалы и ценности, которые порой бывают прямо противоположны. Старшее поколение переживает жесточайший когнитивный диссонанс — разрушение привычных ценностей и значимости поступков, которые совершаются во имя этих ценностей. Психотравмирующая ситуация на перестроечной волне была довольно растянута во времени. Это привело к депрессии поколения людей старшего и среднего возраста, у которых на момент смены социально-экономического контекста уже были выстроены какие-то определенные жизненные сценарии и которые вдруг неожиданно оборвались. Установка на реализацию потребностей в стабильности была программой их жизни. Когда-то о свободном дипломе только мечтали, не имели понятия о безработице, на службе получали повышения, связанные с выслугой лет, а не с особыми заслугами. Я и сама в свое время получила медаль «За десять лет безупречной службы». Так вот эта стабильность и была программой жизни, а вот умения пользоваться свободой, которую можно теперь брать сколько хочешь, не развивалось. Аналогичные проблемы возникают и у людей, которые длительное время отбывали наказание в местах лишения свободы. Предписанность определенного порядка — время сна и время пробуждения, посещения туалета и приема пищи, прогулки и работы. При этом еще и ограниченная территория, где люди лишены экономической свободы и лишены возможности выбирать круг общения. И при всей этой территориальной замкнутости — постоянная публичность, где человек ни минуты не может побыть наедине сам с собой. Как это ни забавно звучит, но кабинки в наших общественных туалетах не имели дверей и были тоже своеобразным отражением публичности нашей жизни. Личная жизнь была предметом обсуждения в партийных организациях и профкомах, она не была интимным достоянием человека.
— Однако сегодня у нас есть такая возможность. Некуда теперь жаловаться относительно сугубо личных неурядиц, и люди вынуждены свои личные проблемы решать самостоятельно.
— Мы и сегодня еще очень далеки от понимания, что имеем право на частную жизнь, личностную свободу, на интимность. В круг нашей частной жизни мы готовы внести огромное количество «мы», по инерции продолжая влияние того предыдущего этапа развития нашего общества. К собственно выбору поведения, выбору средств достижения цели мы и сегодня подключаем огромное количество «мы», в которое входят наши близкие и все те люди, мнение которых значимо для нас. Мы еще очень зависим от доброжелательности других, от оценочного отношения к нам. И сегодня, приходя в школу, человек получает в лице учителя человека, способного оценить и разрушить его базовое представление о себе как о хорошем. Вопрос о безусловной любви, безусловном уважении в школах чаще всего просто не поднимается. Школьная отметка и сегодня является свидетельством благополучия не только с точки зрения академических знаний, а и разделяет людей на «хороших» и «плохих», личностные характеристики учащихся определяются оценками классного журнала, и это вызывает какие-то деформированные представления человека о себе самом. Таким образом право человека быть хорошим независимо от этой академической успеваемости нарушается. Эта ситуация переносится и в нашу взрослую жизнь, и мы начинаем социально зависеть от доброжелательности к нам окружающих. Так ли это важно?
МОЛОДЕЖЬ НУЖДАЕТСЯ В КРЕПКОМ КУЛАКЕ
— Проводились ли какие- либо эксперименты по изучению зависимости мировосприятия нашей молодежи от внешних факторов?
— Сотрудники нашей лаборатории в 1999 году провели всеукраинское исследование по проблемам отношения молодежи с властью и государством. Оказалось, что молодые люди предполагают, что не сами по себе законы могут что-то изменить в государстве, а только усилия президента держать вопрос под особым контролем ведут к поставленной цели. Ощущалось ожидание крепкого кулака, вера в то, что что- либо в государстве можно изменить только методами насилия. На первый взгляд, это может показаться довольно странным. Когда молодые пришли делать свой бизнес, все основы предыдущего тоталитарного общества были разрушены, и они в новом мире стали устанавливать свои собственные правила. Однако опыт старших поколений все же отразился в их собственных представлениях. Этот опыт вошел в их «я» в виде того «мы», которое они впустили в себя через воспоминания и модели поступков людей из своего близкого окружения, в котором они росли. Сегодня взаимодействие поколений бывает малоконструктивным из-за жесткой позиции старших и возрастной эмансипации младших. Молодежь сегодня декларирует свободу как важную для них человеческую ценность, но ставит на первые места среди жизненных ценностей — здоровье и карьеру, то есть то, что обеспечивает материальное благополучие, а не само содержание труда, как было у предыдущего поколения. В одном из моих собственных исследований жизнь как ценность занимает у молодежи 11 место. Для среднего поколения на первом месте — жизнь, здоровье, любовь, содержание работы. Декларируя свободу как высшую человеческую ценность, по результатам нашего опроса больше половины старшеклассников и студентов считают, что спасти экономику может только президент, который не остановится для этого и перед репрессивно-карательными мерами, а ведь 80% этих же ребят отметили, что свобода для них — одна из важнейших ценностей. Эта ценность оказалась только продекларированной.
— Если свободу молодые люди сегодня только декларируют, то как объяснить поведение тех, кто пытается взять от жизни все и вовсе не считается с общественным мнением?
— Это уже другая крайность, когда взятие всего от жизни реализуется в безнравственные поступки, нарушение социально одобряемых норм. Такой поиск выражается в употреблении большого количества алкоголя, каких-то наркотических или психотропных средств, в большом количестве сексуальных побед. Действительно, человек, овладевший собственной свободой, способен сказать «нет», может отстоять свое право независимо от того, как к этому отнесутся другие, но истинно свободный человек не стучит кулаком по столу и не швыряет камни на демонстрации протеста, а открыто заявляет о своих ожиданиях.
ЗАБЛУЖДАТЬСЯ ИЛИ НЕТ — РЕШАЙТЕ САМИ
— Что толку высказывать свои пожелания, когда, как правило, люди стремятся отстаивать собственные интересы?
— Обычно нами манипулируют наши же собственные заблуждения, среди которых можно выделить наиболее типичные. Заблуждение № 1 — мы не имеем право оценивать сами себя, а тем более положительно. Мы думаем, что оценивать нас имеет право только личность более мудрая. Этому заблуждению можно противопоставить такую позицию — я имею право ставить собственную оценку своему поведению, своим мыслям и эмоциям и быть в ответе за последствия своей оценки.
Заблуждение № 2 — я несу ответственность за свое поведение перед другими людьми и должен при этом свои поступки объяснять. Когда нам нужно отказать близким или друзьям, мы стараемся придумать «уважительные» причины, объясняющие наше нежелание удовлетворить просьбу. А ведь можно просто сказать: «Я имею права не извиняться и не объяснять свое решение и свой поступок».
Заблуждение № 3 — у меня обязательства перед учреждением и людьми большие, чем перед самим собой, и я должен пожертвовать своим собственным достоинством и приспособиться к тому, что от меня ожидают. На одном из тренингов у меня проигрывалась такая ситуация, когда парень, употребляющий наркотики, заявил своей девочке, что она не может с ним расстаться, потому что он иначе погибнет. Почти все участники решили, что бросить парня в такой ситуации никак нельзя. Но ведь свой путь человек выбрал сам, и он сам должен отвечать за последствия своего выбора. Можно, безусловно, принять дружеское участие, но зачем же принуждать себя растворять свою собственную жизнь в чужой? Нужно только определиться, в какой мере я готов отвечать и отвечаю ли вообще за решение проблемы другого человека.
Заблуждение № 4 — если я высказал какую-то точку зрения, то я не имею право ее изменить, а уж если я это делаю, то признаю, что был некомпетентен и должен понести наказание. Трансформируем — я имею право менять свое мнение.
Заблуждение № 5 — мне не положено ошибаться, и если я делаю ошибку, то должен чувствовать себя виноватым, я нуждаюсь в контроле со стороны и оценивании своей правоты. Люди с таким заблуждением часто приходят на консультацию к психологу за разрешением поступать в соответствии с уже давно принятым решением. А достаточно было бы сказать самому себе: «Я имею право на ошибки и право за них отвечать».
Заблуждение № 6 — желательно, чтобы я мог ответить на все вопросы, которые касаются последствий моего поведения, в противном случае я безответственный человек. «Хочу попробовать — и увидеть. Имею право сказать — не знаю», — говорит свободный от манипуляций человек.
Заблуждение № 7 — желательно, чтобы люди ко мне хорошо относились, любили меня, я нуждаюсь в этом доброжелательном отношении, поэтому я постараюсь поступать так, как они от меня ожидают. Свободный человек имеет право быть независимым от доброжелательности других и от их хорошего отношения к нему. Не обязательно всем должно нравиться ваше мнение, вы имеете на это право.
Заблуждение № 8 — желательно быть логичным и поступать рационально, разумно только то, что логично, в противном случае я буду дурно оценен. Вы имеете право принимать нелогичные решения, следовать им, но и отвечать за последствия своих действий.
Заблуждение № 9 — я должен быть внимательным и чувствительным к потребностям окружающих, я должен угадывать их мысли, иначе я — безжалостный человек, меня не за что будет полюбить. У вас есть право не зависеть от того, полюбят вас или нет, и вы можете говорить о том, что не понимаете другого человека.
Заблуждение № 10 — я должен стараться постоянно самосовершенствоваться, если мне это не удастся, я ленивый, ничтожный, не заслуживаю уважения. А есть ведь и право сказать — мне это безразлично.
Все эти рекомендации вовсе не следует воспринимать как прямое руководство к действию, ведь, в конечном счете, каждый имеет право выбрать, заблуждаться ему или нет.