Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Умение услышать

Как Вологда становится центром молодого европейского кино
22 июля, 2011 - 00:00
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ КИНОФЕСТИВАЛЯ

В Вологде завершился II Международный фестиваль европейского молодого кино «VOICES». Эмблема фестиваля «VOICES», представляющая собой выходящие лучом из кинопроектора, увеличивающиеся буквы, составляющие собственно его имя, оказалась более чем символичной. Ведь «VOICES» в переводе — «голоса», а голоса, т.е. работы молодых кинематографистов Европы, слились в стройный хор, поющий современное видение мира дебютантами из всех европейских стран.

Команда, сложившаяся в прошлом году, во главе с президентом фестиваля Игорем Лысенко и генеральным продюсером Павлом Морозовым, работала слаженно и четко. Как и во всяком большом деле, наверное, были «подводные течения», но этого не знали и не видели ни гости, ни участники фестиваля, ни многочисленные зрители. А их в этом году было значительно больше, чем в прошлом. Залы двух вологодских и одного череповецкого кинотеатра были полны, как на утренних, так и на вечерних сеансах. А на ночных концертах и показах на площади перед Кремлем негде было яблоку упасть. Все программы фестиваля, по предварительным подсчетам, посмотрело более 20 тысяч зрителей. Если сравнить эту цифру с официальными данными самого «весомого», московского, которая больше лишь в три раза, то проведенная на Вологодчине работа говорит сама за себя. И было бы несправедливо не упомянуть здесь около 100 ребят-волонтеров, которые самозабвенно, забыв о сне и отдыхе, работали на «VOICES».

Вологодская земля, со своими сорока сороками церквей, ладным Кремлем и воспетыми в известной песне «резными палисадами», бережно хранит традиции и, одновременно, является абсолютно современным городом с новыми гостиницами, уютными кафе и ресторанами, музеями, театрами и торговыми центрами. Внутри и вокруг города такое количество истинных памятников, (достаточно вспомнить Кирилло-Белозерский монастырь или Ферапонтовский монастырь — хранитель фресок несравненного Дионисия), что становится жаль тех, кто еще не видел этого. Руководство края — губернатор Вологодчины В. Позгалев, его команда, мэры Вологды и Череповца — активно и заинтересованно поддерживают фестиваль. И не только из любви и уважения к кино. Как хорошие хозяева, они понимают, что представительный европейский кинофорум — отличный PR мирового масштаба для области и стимул для увеличения потока туристов. И поток этот действительно увеличился, что и показал второй фестивальный год.

— Активно интегрируясь в мировое культурное пространство, — сказал на церемонии открытия г-н Позгалев, — кинофестиваль «VOICES» формирует свои традиции и завоевывает авторитет в профессиональном сообществе. Всецело способствуя популяризации европейского кино, он дает возможность молодым режиссерам, сценаристам, актерам представить широкой публике свои новые работы, получить оценку отечественных и зарубежных мастеров кино, а зрителям — быть в курсе последних тенденций мировой киноиндустрии. Мы всегда рады гостям.

Не знаю, удалось ли господину Позгалеву познакомиться с фестивальной программой, так как он уехал в командировку в столицу, но его зам, Иван Поздняков, несмотря на плотный рабочий график, нашел время присутствовать на большом количестве конкурсных и внеконкурсных показов, как рядовой и заинтересованный зритель. Здесь с сожалением остается заметить, что ни на всемирно известном фестивале «Молодость», который проходит в Киеве уже не один десяток лет, ни на проходящем во второй раз Одесском Международном, высоких государственных мужей в кинозалах не замечено. Разве что на протокольных мероприятиях, где по бокам красной дорожки выстроены ряды камер и фоторепортеров.

А посмотреть, право, было что. Это прямая заслуга директора программ Игоря Гуськова, сверставшего интересную и разнообразную программу. Он успевал представлять фильмы и вести пресс-конференции, быть модератором на мастер-классах и просто найти доброе слово буквально для каждого участника и гостя.

В конкурсе было 10 картин: от российской ленты «Безразличие» Олега Флянгольца (обладателя Гран-при «Кинотавра» этого года) до английского «Тиранозавра», получившего главный приз «VOICES-2011». Что жюри в Вологде судит по гамбургскому счету, было понятно еще в прошлом году, когда Гран-при досталось украинскому дебюту «Счастье мое» Сергея Лозницы. Обладатель приза традиционно стал членом жюри. Его коллегами были Стефан Китанов, президент Софийского фестиваля; итальянская актриса, очаровательная Катерина Мурино, известная нашим зрителям по фильмам «Казино «Рояль» и «Корсиканец»; обладатель многих международных наград, сербский режиссер Горан Паскалевич и недавно вновь ставшая мамой, невероятная Ксения Раппопорт, которую в Италии любят ничуть не меньше, чем в Питере или Одессе. Главой жюри был четырежды «оскароносный» (за фильм, «внесший оживление в киноиндустрию Объединенного Королевства», — «Огненные колесницы») Хью Хадсон. Он и сейчас в строю — снимает фильм по произведению Джорджа Оруэлла «В память о Каталонии» — воспоминания автора о войне в Испании. Бескомпромиссность г-на Хадсона в качестве члена жюри известна по его противостоянию давлению небезызвестного г-на Суркова и его столичных апологетов в борьбе за приз фильму «Россия 88» на Ханты-Мансийском фестивале.

— Считаю, — подчеркнул мэтр в приватном разговоре, — что нужно низко поклониться отборщикам фестиваля «VOICES» и программному директору. Я часто выступаю в качестве участника жюри, но программа этого фестиваля составлена очень грамотно и интересно. У нее, как в хорошей драматургии, есть сюжет и его развитие. Мы много общались с коллегами, но были единодушны в принятии решений.

Главный призер — «Тиранозавр» — довольно жесткая история о двух немолодых одиночествах. Кстати, в этом году приз за лучшую женскую роль был поделен между двумя актрисами — Оливией Кольман, — героиней «Тиранозавра» и героиней шведской ленты Лизы Лангсет «К чему-то прекрасному» — Алисией Викандер. Здесь речь идет о том, можно ли, стремясь к прекрасному, сменить среду обитания, используя при этом любые средства. У этой картины тоже несколько призов. Француженка Бриджит Си получила приз за лучший сценарий, дебютировав также как режиссер в очень личной истории «Свободные руки».

Арт-директор фестиваля Карина Даньелу обеспечила не только «итальянский сегмент», который был обусловлен прохождением года Италии в России, пригласив на фестиваль мегазвезду Клаудию Кардинале и живого классика итальянского кинематографа Паоло Тавиани. Под ее «неусыпным оком» очень бурно прошел также круглый стол, посвященный проблемам совместного кинопроизводства.

Яркие пазлы никогда не сложились бы в идиллическую картину набирающего сил фестиваля «VOICES», не сложись там профессиональной команды, поддержанной местными властями, и гиганту «Северсталь», уделяющему большое внимание не только собственному техническому развитию, но и культуре.

P.S. В ближайших номерах «Дня» читайте интервью с Клаудией Кардинале и Ксенией Раппопорт.

Светлана АГРЕСТ-КОРОТКОВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ