12 января 1907 года родился академик Сергей Павлович Королев. Через 59 лет, 14 января 1966 года его сердце перестало биться. Поэтому не удивительно, что в эти январские дни мы снова и снова отдаем дань уважения тому, кому человечество обязано прорывом в космос.
С именем Сергея Королева связаны действительно эпохальные события человеческой цивилизации: запуск первого искусственного спутника Земли, достижение Луны и Венеры, наконец, полет в космос первого космонавта планеты Земля — Юрия Гагарина.
Нередко Королева сравнивают с полководцем — за способность сплотить, повести за собой людей, выбрать стратегическое направление, предвидеть последствия, взять на себя ответственность, наконец, пойти на риск.
Королев был наделен поразительной способностью принимать верные решения. Нередко он в нужный момент принимал волевое решение, которое, как это не удивительно, обычно оказывалось правильным. Иногда правильность этих решений проявлялась через несколько месяцев или даже лет.
А еще — это был удивительной силы духа человек, безгранично преданный своей мечте, своему делу. Тернистым, очень нелегким был жизненный путь Главного конструктора. Трудности нового дела, непонимание со стороны руководства, конфликты и неудобства из-за того отстаивал свою линию, арест в зловещем 1938 году, тюрьмы и лагеря ГУЛАГа. Судьба как будто испытывала его на прочность. Выдержал. Письма заключенного «врага народа» Королева поражают силой духа, которой проникнута каждая их строка. Долгожданное освобождение пришло в 1944 году, однако еще долгие годы его преследовало клеймо «врага народа», хотя и прощенного за особые заслуги, но ведь врага. Апрель 1957 года принес такую долгожданную реабилитацию. В это время уже стояли на вооружении баллистические ракеты, созданные под его руководством, в разгаре была работа над межконтинентальной, а до начала космической эры человечества оставалось менее полугода...
С течением времени забылись некоторые из тех прославленных свершений, репортажи о которых когда-то не сходили со страниц мировой прессы. Другие, наоборот, приобрели особое значение. Но есть и такие, которые были надежно спрятаны под грифом «Секретно» на долгие десятилетия. Рассекреченные, они все равно так и не становились достоянием широкой общественности. Вот об одной из таких малоизвестных страниц истории отечественной космонавтики и пойдет далее речь: о недопетой песне Сергея Королева — нереализованной миссии на Луну.
Долгое время советская пропаганда тщательно замалчивала тот факт, что в Советском Союзе намного раньше, чем в США, началась подготовка пилотируемого полета на Луну. Пионером и здесь оказался Сергей Королев со своей научно-конструкторской школой. Именно в Особом конструкторском бюро-1 (ОКБ-1) под его руководством еще во второй половине 50-х годов были начаты исследования, направленные на определение основных параметров мощной ракеты-носителя, которая способна выводить на орбиту искусственного спутника Земли космические аппараты массой в десятки тонн, а в перспективе — была бы способной осуществить пилотируемую экспедицию на Луну. Проект получил название Н1.
В начале 60-х годов две другие конкурирующие научно-конструкторские школы Владимира Челомея (Москва) и Михаила Янгеля (Днепропетровск) начали разрабатывать конкурирующие проекты, что распыляло усилия разработчиков в самом начале пути. Позже здравый смысл и обстоятельства все же заставили их объединить усилия на различных этапах работы. Так, в ОКБ-586 Михаила Янгеля, в Днепропетровске, позже известном как КБ «Южное», был создан супернадежный двигатель для посадочного модуля лунной экспедиции, причем с ресурсом надежности, который на несколько порядков превышал заданный. Однако драгоценное время было потеряно, и это, наконец, погубило советскую лунную миссию. Но эта страница истории отечественной ракетно-космической техники, так долго замалчиваемая, заслуживает более детального рассказа.
Итак, все началось в ОКБ-1 Сергея Королева. Разработки Н1 велись с учетом возможностей научно-технического потенциала страны и существенных ресурсно-финансовых ограничений. Наконец, после всестороннего рассмотрения и сравнения многих факторов, таких, например, как особенности эксплуатации, наличие стендовой и производственной базы, стоимость и многих других, — преимущество было отдано нетоксической паре керосин-кислород. Этот вывод поддержали все Главные конструкторы-разработчики систем, за исключением Главного конструктора двигателей — Валентина Глушко. По причине его категорической позиции неприятия «кислородного» варианта к разработке двигателей был привлечен коллектив КБ авиационных двигателей под руководством Николая Кузнецова ( ОКБ-276, Куйбышев).
Результаты первых проработок королёвской школы, воплощенных в эскизный проект ракеты Н1, стали базой для выхода в июне 1960 года постановления правительства СССР о создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоения космического пространства в 1960 — 1967 годах. В постановлении предусматривалось провести в 1960 — 1962 годах проектно-конструкторские разработки и исследования с целью создания новых космических систем со стартовой массой 1000 — 2 000 тонн для решения ряда оборонных и народнохозяйственных задач в околоземном пространстве, а также научных проблем исследования и освоения Луны и ближайших к Земле планет Солнечной системы и ряда других задач.
Это постановление стимулировало проведение подобных исследований еще в двух научно-конструкторских школах: Владимира Челомея и Михаила Янгеля. Вот здесь и появляются конкурирующие проекты.
Так, в начале 60-х годов ОКБ-52 Владимира Челомея предложило проект создания семейства унифицированных ракет-носителей УР-200, УР 500 иУР-700 с грузоподъемностью от 3 — 4 до 150 — 230 тонн. Топливной парой, то есть горючим и окислителем, двигателей производства ОКБ 456 Валентина Глушко, в отличие от королёвского «кислородного» варианта, были несимметричные диметилгидразин и азотный тетроксид.
В 1964 году УР-500 была избрана как носитель для осуществления пилотируемого облета Луны, однако в 1965 году программы облета и высадки были объединены, и доведение облетной ракеты-носителя было поставлено под контроль корол ё вского ОКБ 1. Конечный вариант УР-500включал в качестве 4-й степени так называемый блок «Д» из состава лунного экспедиционного комплекса, который создавался в ОКБ-1. Ракета, отмеченная как УР 500К, начала впервые применяться в 1967 году для запусков лунных облетных кораблей, позже известных как «Зонды».
В ОКБ-586 Михаила Янгеля рассматривался проект использования ракет-носителей, созданных на базе тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты Р-36, разработанной в первой половине 60-х годов, для вывода больших грузов на орбиту искусственного спутника Земли и в дальнейшем — для осуществления полета на Луну.
Но в мае 1961 года, за декаду до постановки президентом США Джоном Кеннеди национальной сверхзадачи — осуществить до 1970 года посадку американских астронавтов на Луну — вышло еще одно постановление советского правительства, в котором были пересмотрены приоритеты в освоении космоса и создание ракеты для полета человека на Луну отодвигалось на второй план. Несмотря на это, в сентябре 1962 года школа Королева завершила разработку проекта трехступенчатой ракеты, способной вывести на орбиту 75 тонн. Проект получил высокую оценку экспертной комиссии. В нем было представлено экономическое обоснование, а также организационные и технические мероприятия, которые обеспечивали начало летных испытаний в 1965 году, то есть создавались реальные предпосылки для полета советского космонавта на Луну. В 1964 году этот носитель был избран для запуска лунного посадочного корабля Л3.
В январе 1966 года после смерти Сергея Королева коллектив ОКБ возглавил Василий Мишин — Главный конструктор Центрального конструкторского бюро электронного машиностроения (такое название получило ОКБ 1). Под его руководством продолжались работы над созданием Н1. Летные испытания Н1 с макетами лунных кораблей Л3 начались в 1969 году. До 1972 года с космодрома Байконур были осуществлены четыре запуска. К сожалению, все они закончились авариями на различных этапах работы первой ступени.
Несмотря на аварийность первых пусков, они дали возможность в натурных условиях отработать наиболее сложную ступень ракеты и преодолеть атмосферный участок полета.
Полные расходы на освоение Луны по программе Н1-Л3 на январь 1973 года составили 3,6 млрд. руб., из них на создание Н1 — 2,4 млрд. руб. Для сравнения: ассигнование американской лунной программы предусматривало затраты 25 миллиардов долларов. Кстати, все эти затраты были компенсированы в процессе выполнения программы за счет внедрения новых технологий. Советская же система засекречивания лишала народный бюджет таких возможностей.
Тем более досадно, что расходуемые средства, как оказалось, не приблизили осуществления мечты Сергея Королева, чтобы именно советский космонавт первым оставил свои следы на лунных нехоженых тропинках.
Очередной запуск ракеты планировался на четвертый квартал 1974 года. До мая были реализованы все проектные и конструкторские меры по обеспечению живучести ракеты, которые вытекали из анализа предыдущих полетов и дополнительных исследований.
Однако назначенный в мае 1974 года вместо Василия Мишина новый руководитель ЦКБЭМ, реорганизованного в НПО «Энергия», академик Валентин Глушко работы по теме Н1-Л3 прекратил.
Постановление правительства о прекращении работ по этой теме вышло только в феврале 1976 года. Уже произведенные ракетные блоки, практически все оборудование технического, стартового и измерительного комплексов были списаны и уничтожены. С тех пор на территории бывшего СССР больше никто к проблеме полета человека на Луну не возвращался.
И все же, несмотря на такой грустный конец ракеты-носителя Н1, опыт проектно-конструкторских разработок, производства, эксплуатации и обеспечения надежности мощной ракетной системы был в полной мере использован при создании ракеты-носителя «Энергия».