Чем дальше, тем сложнее разобраться в том, что происходит в противостоянии Министерства здравоохранения и Национального медицинского университета имени Александра Богомольца. Из последних событий — 30 августа в университете прошло заседание ученого совета. Ее председателем в июне этого года была избрана Екатерина Амосова. Напомним, до апреля она возглавляла вуз, пока МЗ не подписало приказ о расторжении с ней контракта из-за срыва лицензионных экзаменов «Шаг 1. Стоматология».
В этот же день, 30 августа, появился приказ и.о. ректора НМУ Юрия Кучина об отстранении Амосовой от должности председателя ученого совета. Хотя принимать такие решения, по закоу о высшем образовании, уполномочен не ректор, а ученый совет или конференция трудового коллектива. Вместе с тем министерское назначение Кучина тоже странное, ведь по закону о высшем образовании обязанности ректора в форс-мажорных ситуациях должен выполнять первый проректор, в случае с НМУ — Ярослав Цехмистер.
Несмотря на это, заседание ученого совета состоялось. Его итоги — высказывание недоверия Юрию Кучину как и.о. ректора, а также поддержка обращения студенческого парламента НМУ относительно его отстранения от должности директора Института последипломного образования НМУ. Сразу же на сайте университета появилось объяснение, что ученый совет не имеет полномочий для вынесения таких решений, он может, например, отозвать ректора с должности, а вот выражать недоверие — нет. Поэтому Юрий Кучин продолжает работать.
Но уже 5 сентября, поздно вечером, на фейсбук-страничке НМУ появилась не менее интересная новость — по решению Окружного административного суда города Киева действие приказа МЗ о возложении обязанностей ректора на Юрия Кучина останавливается, а Минздраву запрещается нарушать закон о высшем образовании и решать, кто будет исполнять обязанности ректора НМУ. Такие исковые требования подготовили проректоры Ярослав Цехмистер, Александр Никитюк, Елена Стеченко, Татьяна Черенько и Олеся Линовицкая.
Вскоре после появления решения суда появились приказы от имени Ярослава Цехмистра об отмене всех документов, заверенных Юрием Кучиним за время работы в ректорате.
Бороться за справедливость коллектив НМУ вдохновила неоднозначная ситуация в Одесском медицинском университете. По крайней мере, ее детально описывают и анализируют, опять же, на фейсбук-страничке НМУ имени Александра Богомольца.
«Попытка незаконной узурпации власти в Одесском медицинском университете получила отпор, — так комментируют в соцсети решение Окружного административного суда города Киева об отмене приказа МЗ об увольнении ректора одесского медвуза Валерия Запорожана. Кстати, суд тоже запретил Минздраву назначать там и.о. ректора. — В ситуации безвластия и хаоса, которая возникла в Одессе по вине МЗ, коллектив срочно самоорганизовался и взял на себя ответственность за организацию надлежащей работы заведения и дал отпор давлению на трудовой коллектив и студентов. Следовательно, превышение МЗ своих полномочий получило правовую оценку именем Украины».
Такая позиция университета и очень похожие судебные решения возмутили Министерство здравоохранения. «Этот суд уже в который раз принимает решения, которые фактически блокируют работу двух крупнейших медицинских заведений высшего образования в Украине, — прокомментировали в министерской пресс-службе. — Сотрудники ректората НМУ в очередной раз демонстрируют свое нежелание конструктивного решения рабочих вопросов и совершают откровенный саботаж, который негативно отражается на работе университета. Это ставит под угрозу нормальное функционирование университетов со всеми соответствующими последствиями (проблемы с учебным процессом, хозяйственной деятельностью, выплатами работникам и студентам). МЗ готовит апелляционную жалобу на постановление Окружного административного суда».
Но спасет ли это ситуацию? Как отмечал ранее исполнительный директор аналитического центра CEDOS Егор СТАДНИЙ, МЗ должно сосредоточивать внимание на внешнем тестировании студентов и финансировании университетов. Это два действенных инструмента в руках министерства относительно высшего образования. Остальное его, мягко говоря, не касается.
Потому и не удивительно, что такое чрезмерное вмешательство в работу вуза некоторые называют рейдерством, в частности, об этом уже несколько раз говорил «Дню» председатель наблюдательного совета НМУ имени Александра Богомольца Юрий ЩЕРБАК. «Это очень похоже на рейдерство, причем организованное чиновниками МЗ, — считает он. — Началось все с травли ректора Екатерины Амосовой. Я понимаю, что есть недостатки, но на должности ректора она сделала много позитивного, мы, как наблюдательный совет, отслеживаем это тщательным образом. Мы видим, что что-то меняется к лучшему. Конечно, университет является отражением общества, где не все идеально. Но нет оснований, по моему мнению, травить и отбрасывать ректора. Екатерину Амосову вполне легально избрали председателем ученого совета. Это решение коллектива. Но университет до сих пор лихорадит. Пришли какие-то временные люди, которые начинают мутить воду. Нужно дать людям возможность работать, потому что есть же университетское самоуправление».
Как ни крути, университет нужно спасать от лихорадки, которую каждая сторона конфликта диагностирует по-своему. «Это будет продолжаться, пока не сменится руководство МЗ, — рассуждает Егор Стадний. — Руководство НМУ, как мы и прогнозировали, не будет покорно принимать действия министерства. Будут суды, апелляции, возможно, даже кассации. Само качество образования в НМУ не будет от этого ни улучшаться, ни ухудшаться».