Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Урок из будущего

Учителя убеждены, что учеба без использования компьютерных достижений сегодня невозможна
2 сентября, 2010 - 18:48
СЕГОДНЯ МНОГИЕ УЧИТЕЛЯ-НОВАТОРЫ ЭКСПЕРИМЕНТИРУЮТ С ВИРТУАЛЬНЫМИ УРОКАМИ, КОГДА ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ С МАТЕРИАЛОМ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ НЕ УЧЕБНИК, А ГОТОВАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Информационные технологии развиваются с большим ускорением, и нам остается либо успевать за их прогрессом, либо жить, как жили. К сожалению, возможности сети Интернет практически не применяются в украинском образовании. А между тем вряд ли стоит лишний раз упоминать о популярности интернета среди молодежи. Ученики часто благодаря интернету узнают значительно больше того, что способен вместить учебник, и иногда поражают самих учителей. Что же в таком случае остается учителю? Не отставать от развития учеников! Сегодня приоритеты в школах изменяются, и привычный постулат: «я — учитель, а — ты ученик» изменяется на: «мы — друзья». Авторитет учителя завоевывается не только знанием предмета, но и эрудицией, талантом, умением увлечь универсальными знаниями и применить возможности передовых технологий.

Желая заинтересовать своим предметом учеников, один из учителей истории Ивано-Франкивщины Ярослав Бахматюк начал разрабатывать целые компьютерные программы по теме уроков. Его не остановило даже то, что он не имел опыта программиста. В течение двух месяцев он написал свой первый виртуальный урок-проект истории для учеников 7-го класса на тему: «Средневековые замки и их обитатели». Учитель убедился в том, что такие виртуальные уроки могут стать в будущем основой образования. Его урок вызывал восхищение не только у учеников, но и стал лучшим на форуме учителей-новаторов «Партнерство в учебе». По результатам форума, Ярослав Бахматюк впервые будет представлять страну на Европейском конкурсе учителей-новаторов, который пройдет в Кейптауне в октябре этого года. На презентации новаторского урока побывали журналисты «Дня».

УРОК НА НОВЫЙ МАНЕР

Новаторский урок — это смонтированный фильм, разработанный по теме программного образования. Учитель делает тематическую подборку, озвучивает ее и сопровождает соответствующими иллюстрациями. Ярослав Бахматюк, проводя свой урок, продемонстрировал в этом всю свою изобретательность. Он, как настоящий мультипликатор, создал иллюстрации, налагая на фон мультипликационных героев своего рассказа.

Урок записывается на диск и дается для домашнего просмотра как домашнее задание. Материал разработан так, что ученик может полностью самостоятельно выучить изложенную информацию. В классе видео просматривается на полотне экрана. Урок начинается с того, что в сопровождении классической музыки появляется фото-презентация средневекового замка. На переднем плане учитель разместил свою фотографию, одевшись в рыцарские доспехи. Он стоит на колене, держа герб и флаг в руках. На стяге надпись: «Презентация для учеников 7 класса». Учитель убежден, что юмор достаточно действенное средство на уроках, даже двоечник с последней парты захочет посмотреть на экран, чтобы понять, почему все смеются, и так сосредоточивается внимание на последующем уроке.

После объявления темы урока учитель раздает ученикам тестовые задания. Уровень правильных ответов в ходе виртуального рассказа дает возможность учителю оценить знания учеников. Между тем на экране появляется другой слайд: на фоне замка надписи трех тем: «Экскурсия по замкам (строение, оборона, завоевание)», «Жизнь рыцарей», «Отношение к женщине в средневековье». Аудитория останавливает свой выбор на последней. Начинается рассказ. Голос учителя в электронном варианте рассказывает: «Суеверия церкви сделали из женщины главную причину грехопадения». Комментарий сопровождает соответствующая иллюстрация — сцена «Изгнание из Рая», один из фрагментов росписей Микеланджело. «Как источник греха, женщин лишили какого-либо права голоса, — продолжается изложение урока на экране, — а особенно строптивых или просто прекрасных сжигали на костре. В эпоху крестовых походов положение женщин в знатных семьях Европы несколько улучшилось. Время требовало подвигов, и во имя этого женщина выходила на первый план как олицетворение высокой цели, ради которой рыцарству надлежало самоотверженно сражаться».

Урок воспринимается как интересный мультипликационный фильм. Нужно отдать должное автору: иллюстративный ряд изложения материала на экране не перегружен лишними деталями, его наглядность четкая и просто скомпонована. Учитель стремится передать дух эпохи и для этого выбирает иллюстрации каменных интерьеров замка, а героев рассказа он «одевает», учитывая особенности средневековой моды.

— Традиция удлинять элементы одежды доходила до смешного, — комментируется кадр следующего слайда с изображением средневекового «денди». Носочки его обуви настолько удлинены, что их необходимо было привязывать к колену ноги, потому что обувь теряла свою функциональность. Эта экзотика для современных детей воспринимается достаточно живо и стимулирует их воображение создавать соответствующие образы, воображать и рассуждать. Весь урок в целом выстроен так, что в комплексе привлекает к восприятию нового материала не только память, но и зрение, слух, стимулирует к эмоциональному восприятию.

Излагая достаточно объемный материал урока, учитель останавливает внимание на наиболее важных чертах, которыми охарактеризовалась эпоха средневековья в истории. Так в ходе урока на экране дети видят трубадуров, свободных музыкантов. Именно они сыграли важную роль в становлении культа знатной, недосягаемой для рыцаря, Прекрасной Дамы. Трубадуры подхватили и прославили в своих песнях уважение и любовь к ней, сформировав куртуазную культуру.

Фрагмент урока заканчивается размышлениями-сравнениями эпохи средневековья и современности. В тесте поставлен соответствующий вопрос: «Перекликается ли современное уважительное отношение к женщине со средневековым культом Прекрасной Дамы? Каким образом?» И ученикам действительно есть над чем поразмыслить.

СТАТЬ РЫЦАРЕМ

После проведения презентации нового материала Ярослав Бахматюк предлагает закрепить знание интересным способом — сыграть в учебную игру «Ключи от форта Баярд», которая также разработана виртуально. Игра задумана так, что не найдя правильного ответа, дальше не сделаешь и шага. Для этого учитель разделяет аудиторию на две команды. Ученик, который отвечает около экрана, является капитаном. Он советуется с командой, однако самостоятельно принимает решение, какой ответ выбрать. Команда, которая ошиблась, уступает место другой, выигрывает та команда, которая первой достигает финиша игры.

— Чтобы попасть в средневековый замок, нужно настолько хорошо владеть тогдашними терминами и понятиями, чтобы не привлечь к себе внимания и не разоблачить себя как чужестранца, — ставит условия игры учитель.

Опять запускается соответствующая программа на компьютере. Первое из заданий игры — найти вход в замок. На слайде представлена масштабная архитектура замкового укрепления, и сориентироваться с входом совсем не просто. Капитан не без труда находит незаметные на первый взгляд ворота и прикасается к ним на экране. Так он оказывается перед воротами замка. На следующем слайде капитана встречает стража с требованием предъявить пропуск (варианты освещены на экране) — паспорт, рыцарский герб или рекомендательное письмо. Команда задумалась. Паспорт в средневековье? Эта мысль вызывает только улыбку. Предъявить рекомендательное письмо было более реально, однако грамотными в те времена, как известно, были далеко не все. А вот герб имел каждый рыцарь, избираем этот вариант. Так и есть! Командир проникает в замок. На третьем этапе капитан ошибся, потому что не знал, за счет чего поднимались главные ворота замка. Его ошибку на экране сопровождает слайд: на фоне фото с двором замкового укрепления стоит мультимедийный персонаж, привязанный к столбу с массой дров под ногами, — это, так сказать, наш капитан, который словами экранного героя кричит: «Ой, отпустите!!! Я, честное слово, буду учить историю!» С улыбкой одна команда уступает место следующей.

Урок заканчивается постановкой домашнего задания. Учитель дает задание нарисовать рисунок по материалу урока или создать модель увиденного, например, средневековый костюм в миниатюре, или подготовить собственную презентацию о средневековье. Педагог радуется, что находятся смельчаки, которые собираются небольшими группами и разрабатывают целые программы презентации вроде увиденной на уроке. Следующим этапом в изучении темы, по замыслу педагога, является учебная практика, в течение которой он с учениками отправляется в реальное путешествие по замкам Украины. К счастью, их в Западной Украине достаточно много.

БУДУЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ — В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЕДИНЕНИИ

Ярослав Бахматюк считает, что цель педагога — научить ребенка думать. Ради этого учитель предлагает постоянно экспериментировать и видит будущее образования в том, чтобы ученик имел широкий доступ к качественным интересным интернет-урокам. Первым заданием для учителей, по мнению экспериментатора, сегодня должна стать разработка веб-уроков, ведь этого пока еще в Украине нет.

— Из опыта Европейского форума скажу, что наши учителя занимаются не тем, чему посвящают себя европейские учителя. Мы сами должны создавать учебный контент — презентации, учебные программы, тесты, а в Европе педагоги это все просто применяют на своих уроках. Но я прекрасно понимаю, в каком государстве живу, поэтому предлагаю промежуточный вариант — объединить усилия лучших учителей-практиков с талантливыми веб-дизайнерами, чтобы создать действительно сильную учебную новаторскую базу.

Юлия ЛИТВИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ