Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Уроки полковника

14 июня исполняется 120 лет со дня рождения Евгения Коновальца
9 июня, 2011 - 21:08

Что для нации значит это имя?

Прежде всего, нужно отметить, что Евгений Коновалец появился на общественно-политическом горизонте тогда, когда наш народ сдавал непростые исторические экзамены. Именно Е. Коновалец был одним из немногих национальных лидеров, деятельность которых позволяет сказать: на заре прошлого века мы заложили основы государственности, которую сегодня отстаиваем и утверждаем.

Рассказ о Е. Коновальце принято начинать со времени УНР. Действительно, трудно представить молодую страну без легендарного командира корпуса Сечевых стрельцов, который вопреки руководителям-пацифистам, которые оказались в тогдашнем Проводе, сумел создать боеспособную армию, которая долгое время защищала УНР от внешних врагов и «пятой колонны».

Однако свою миссию полковник Е. Коновалец выполнил после краха УНР. В отличие от большинства тогдашних политиков, которые добровольно пошли на службу к оккупантам или же поддались апатии и разочарованию, он сумел вновь поднять стяг национально-освободительной борьбы. Расчлененная четырьмя агрессорами украинская земля, народ, который, казалось, утратил историческую перспективу, имели все шансы оказаться в цивилизационном тупике. Здесь стоит отметить, что Е. Коновалец был не просто одним из тех, кто сохранил веру в национальную идею, но и сумел организовать вооруженное сопротивление силам, которые считали, что одолеть их уже невозможно.

Он первым понял, что завоевать украинскую государственность невозможно без двух решающих факторов: идеологии и сильной организации. Таким образом, на арене общественно-политической жизни возникли современный украинский национализм и ОУН как его воплощение. Е. Коновалец не просто стал во главе ОУН, он возглавил целый этап освободительной борьбы, которую можно сравнить разве что с движением гетманов Богдана Хмельницкого и Ивана Мазепы. При этом еще никогда в истории Украины не было такого массового идейно-политического движения, которое имело бы четкую цель и владело бы необходимыми методами ее реализации.

Уже в 1929 году произошло то, во что верили немногие. ОУН заставила Европу в который раз вспомнить об Украине и на весь мир заявила о законном праве украинцев жить в своем государстве. Зато враги Украины осознали, что за все приходится расплачиваться. Разумеется, это было нелегко сделать и требовало больших жертв. Но только так нация опять могла почувствовать, что ее судьба находится в руках самих украинцев, а мечта о самостоятельном государстве — уже не иллюзия. Без Е. Коновальца этого бы никогда не произошло.

В 1938 году против Евгения Коновальца был осуществлен террористический акт, в результате которого лидер ОУН погиб. Уже по прошествии лет, оценивая трагическую гибель полковника, можно с уверенностью констатировать, что спецоперация НКВД была акцией отчаяния, которой большевистская Россия пыталась остановить победную поступь ОУН и украинского национализма.

Сохранилось характерное письмо, адресованное генеральному прокурору Швейцарии, в котором Е. Коновалец разъяснял представителю местной власти сущность национально-освободительной борьбы украинцев и своей миссии в ней: «Принимая во внимание эту мою роль во время освободительной борьбы и действительное положение украинцев в текущий момент, я не отрицаю, что в этой затяжной борьбе, в частности, молодое поколение, воспитанное в традициях этой освободительной борьбы, хочет в моем лице видеть символ дальнейшей украинской освободительной борьбы, конечная цель которой — создание украинского государства. Именно эта попытка украинской общественности, в частности украинской молодежи, видеть во мне тот зримый символ непрерывности борьбы украинцев за самостоятельность и является причиной тех атак и ненависти ко мне как со стороны поляков, так и со стороны большевиков. Этим тоже надо объяснить, что как одни, так и другие пытаются меня в первую очередь морально уничтожить и создавать мне всевозможные трудности, в частности, представляя меня как проводника насквозь террористической организации. Затруднять мне пребывание в любой стране. С учетом этого я должен дать объяснение, что украинское освободительное движение в своей основе не террористическое. Его задача — в первую очередь подготовить украинскую общественность к тому, чтобы в случае каких-то международных осложнений украинская нация созрела по отношению к тем событиям и чтобы при развитии тех событий она была подготовлена к созданию своего собственного государства...»

К этим словам полковника добавить нечего.

После смерти Коновальца ОУН не прекратила свою деятельность. Более того, уже в 1939 году ее усилиями была возрождена государственность Карпатской Украины, боевые отряды которой первыми вступили в смертельный бой с немецким нацизмом.

В этот юбилейный год, почитая память Е. Коновальца, важно понять уроки полковника. Главный из них: никто и ничто не может помешать украинцам в отстаивании государственности своей нации. Закрывая работу Конгресса украинских националистов, на котором возникла ОУН, Евгений Коновалец сказал: «Сегодня мы пока еще очертили наши задания и приняли добровольные обязательства. Но это не все. Так как должны еще раз ясно осознать и значение этого нашего обязательства: мобилизуясь и опираясь на широкие народные массы, должны, ведя их, бороться и добиться восстановления Самостоятельного Соборного Украинского Национального Государства на всем пространстве жизни украинского народа». Без сомнения, ему было намного труднее вести борьбу, чем его нынешним последователям. Но он исполнил свой долг с честью. Теперь слово за нами.

Богдан ЧЕРВАК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ