Принцип «деньги следуют за пациентом», который был заложен в основу медицинской реформы, дал возможность семейным врачам стать свободными предпринимателями, а не наемными работниками. Заключив соглашение с Национальной службой здоровья Украины, они ежемесячно получают столько денег, сколько пациентов обслуживают — согласно декларациям. Если умело спланировать бюджет и привлечь качественными услугами как можно больше пациентов, то государственных средств хватает не только на заработную плату, но и на укрепление материально-технической базы учреждения. Раньше сложно было представить, чтобы в маленьком поселке действовала современная клиника семейной медицины — с ремонтом, новой мебелью, оборудованием и даже кондиционером или кофеваркой. Зато сейчас все это реальность. Приходите по предварительной записи — и вам предлагают полный all inclusive: осмотр, анализы, кардиограмма, УЗИ — именно так должна работать семейная медицина, которая наконец-то становится конкурентной. Правда, пока не везде, но лучшие практики уже заметны.
«КОЛЛЕКТИВ ИЗ ПЯТИ МЕДИКОВ ОБСЛУЖИВАЕТ 3,5 ТЫСЯЧИ ПАЦИЕНТОВ»
Алена Григоришена пришла работать в Крыжопольскую амбулаторию в 2014 году. Когда началась медицинская реформа первичного звена и заведение начало работать как коммунальное, получая финансирование от НСЗУ, она вместе с коллегами решили попробовать перейти на собственные хлеба. В процессе оформления документов, поиска помещения и оборудования одна коллега сошла с дистанции. Поэтому Клинику семейной медицины Алена Григоришена открывала вместе со своей коллегой Еленой Экштейн. Сейчас они уже работают врозь, но как врачи-ФОПы. Каждая обслуживает минимум по три тысячи пациентов. Полученных средств от НСЗУ хватает не только на зарплаты, но и на развитие учреждений и наемных работников.
«На вольных хлебах работаю уже больше года. Помещение арендую, ремонт, мебель, оборудование — все за свой счет. В клинике, кроме меня, работают врач-педиатр, семейный врач, манипуляционная медсестра и семейная медсестра. Коллектив из пяти медиков обслуживает 3,5 тысячи пациентов. Часть из них перешли вместе со мной из коммунальной амбулатории, но были и такие, которые боялись, что в частном медицинском учреждении услуги станут платными. Впрочем, когда люди увидели, что все работает безвозмездно и большинство услуг можно получить на месте, да еще и с комфортом, начали возвращаться», — рассказывает Алена Григоришена.
Наибольшим риском для частных «семейников» оказалось то, что реформа свернется и вложенные средства потеряются, а врачи останутся без работы. Сейчас заведение работает стабильно. Средства поступают ежемесячно, и их, как уверяет заведующая клиникой, хватает с головой — и на зарплаты, и развитие, и на оснащение. На осень планируют арендовать новое помещение и открывать гинекологический кабинет. Единственный вопрос в том, что семейная медицина имеет ограниченный спектр услуг, в частности анализов, стоимость которых возмещает НСЗУ.
«Наши пациенты уже привыкли, что все медицинские услуги можно получить на месте и бесплатно. Но в перечень не вошел ряд анализов, в том числе печеночные пробы, на мочевину, на гельминты и пр. Это заставляет наших пациентов обращаться в другие заведения и платить деньги, что не всем нравится, — признает врач. — На местном уровне проблемный момент состоит в том, что районная администрация не возмещает клинике средства на лекарства для участников боевых действий, прооперированных пациентов или с синдромами. По соответствующему постановлению все они имеют право на бесплатное получение лекарств за счет местных бюджетов. Но сколько мы не обращались к районной власти, нас не слышат. Средства адресуют только коммунальным заведениям, хотя и у нас есть пациенты таких категорий. Согласно закону не имеет значения, где человек задекларирован, средства должны идти за пациентом — как из государственного, так и из местных бюджетов».
«В МЕСЯЦ БЮДЖЕТ — ПРИМЕРНО 90 ТЫСЯЧ ГРИВЕН»
Рискнул, взял кредит и заключил договор с Национальной службой здоровья... Роман Дяченко — врач семейной медицины, практикующий в небольшом городке Христиновка, а вот зарабатывает за месяц даже больше, чем столичные врачи или даже юристы. После окончания Днепровского медицинского университета по распределению попал на Черкасчину. Здесь успел поработать в государственной амбулатории. Но медицинская реформа дала толчок к созданию собственной практики. Роман стал частным предпринимателем — но все медицинские услуги своим пациентам предоставляет бесплатно. Люди просто должны подписать с ним декларацию. За все платит НСЗУ — так в месяц врач-ФЛП получает до 90 000 гривен. За эти деньги Роман безвозмездно предоставляет все лабораторные услуги, закупает расходные материалы, лекарства, платит налоги и имеет деньги на содержание семьи.
РОМАН ДЬЯЧЕНКО, ПРАКТИКУЮЩИЙ В НЕБОЛЬШОМ ГОРОДКЕ ХРИСТИНОВКА, ЗАРАБАТЫВАЕТ В МЕСЯЦ ДАЖЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ СТОЛИЧНЫЕ ВРАЧИ ИЛИ ДАЖЕ ЮРИСТЫ
«Уйти в частную медицину побудила реформа. Я посчитал, что средства, которые распределялись на все заведение, — можно получать самому, и качество услуг при этом не будет хуже, — говорит 28-летний врач. — О своем решении не пожалел. Заведение зарабатывает в зависимости от подписанных деклараций. В месяц бюджет примерно 90000 гривен — это заработная плата, оплата лабораторных услуг, предусмотренных в соответствии с договором, расходные материалы, закупка дезрастворов и тому подобное. Если сначала пациенты с определенным страхом воспринимали название «частный семейный врач», то сейчас график забит до отказа. Но преимущество частной практики в том, что я самостоятельно могу ее корректировать. Да, работать приходится много, пациентов консультирую иногда до позднего вечера. Позволю себе один выходной — в воскресенье, но если случай экстренный, то приходится выходить на работу».
Обращаются пациенты к Роману по разным причинам. Это заставляет врача практиковать телемедицину и консультироваться с узкопрофильными специалистами. Львиная доля запросов — к кардиологам. Роман консультируется со столичными коллегами. Проводит первичное обследование пациента у себя в кабинете и пересылает всю информацию кардиологу. Тогда тот решает, какой должна быть дальнейшая терапия. Это экономит и деньги, и время пациента, ему не придется ехать на консультацию в Черкассы или Киев. А главное — бережет здоровье. Ведь есть такие пациенты, которые, услышав сложный диагноз, требующий дополнительного обследования, просто отказываются лечиться.
«Люди боятся выйти из зоны комфорта, особенно пожилого возраста. Им удобно иметь врача на месте, который готов проконсультировать в случае необходимости. Количество пациентов постоянно растет, а найти врача, который хотел бы работать в таком режиме, даже с хорошей зарплатой, — сложно, — признает Роман. — Предлагал коллегам заработную плату 15 — 17000 грн, в зависимости от количества задекларированных пациентов. На первое время даже готов им снимать жилье. Плюс премиальные и обеспечение учебной литературой. Желающих не нашел. Видел предложения по сельским амбулаториях на базе коммунальных учреждений. Так там и зарплату от 10 до 18 000 предлагают. Обещают предоставить жилье и служебный автомобиль, а еще подъемные — шесть минимальных заработных плат (это где-то 30 000). Если бы я был интерном и мне такое предложили, то я поехал бы хоть в самое отдаленное село, потому что это бесценная практика и большая благодарность от людей».
«ЕСЛИ В СЕЛЕ РАБОТАЕТ БИЗНЕС — ОН ДОЛЖЕН ЗАБОТИТЬСЯ О ГРОМАДЕ»
В Ольгополе на Винничине сельскую амбулаторию взялся восстанавливать местный хозяйственник Павел КАЛЕНИЧ. До недавнего времени там действовала участковая больница. Ее построили еще в 1913 году на средства местного земства. Заведение пережило все войны — Первую мировую, Гражданскую, Вторую мировую, периоды восстановлений и перестроек, но нынешняя медицинская реформа решила его закрыть. Причина: слишком большое помещение площадью в 200 кв. м, которое нецелесообразно было содержать. Поскольку в селе проживает более трех тысяч человек, Павел Каленич решил взять больницу на баланс хозяйства и отремонтировать ее для людей.
Сейчас ремонтные работы близятся к завершению. Все кабинеты укомплектованы мебелью и необходимым оборудованием, в помещении новая котельная, восемь туалетов, душевые, современное оборудование, собственная лаборатория и даже стоматологический кабинет. На одно оборудование для него меценат потратил 450 000 гривен, а работает там молодой специалист — врач-стоматолог Виталий Ярославский. Он предоставляет услуги на частных условиях.
В ОЛЬГОПОЛЕ НА ВИННИТЧИНЕ СЕЛЬСКУЮ АМБУЛАТОРИЮ ВЗЯЛСЯ ВОССТАНАВЛИВАТЬ МЕСТНЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННИК ПАВЕЛ КАЛЕНИЧ. ЗДЕСЬ ЕСТЬ ДАЖЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ. ТОЛЬКО НА ЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ МЕЦЕНАТ ПОТРАТИЛ 450 ТЫСЯЧ ГРИВЕН, А РАБОТАЕТ ТАМ МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ — ВРАЧ-СТОМАТОЛОГ ВИТАЛИЙ ЯРОСЛАВСКИЙ
«Не каждая клиника областного центра имеет такой кабинет и оборудование, как у нас. Новое стоматологическое кресло, рентгендиагностика без облучения ротовой полости, внутриротовая камера — все это приобрела агрофирма «Ольгополь». Это как некий старт для развития собственного дела, — отмечает Виталий. — Таким образом заинтересовывают молодых специалистов возможностью начать работать в деревне. Я согласился, ведь условия здесь на порядок выше, чем в стоматологических клиниках Винницы. Предоставляем все услуги, кроме ортодонтических. Пациенты довольны, а это — главный результат для врача».
В планах Павла Каленича — оборудовать реанимацию, детское отделение и найти квалифицированные кадры. Заинтересовывать таких специалистов агрофирма планирует комфортными условиями труда и готовой квартирой в 80 кв. м. Жилье расположено в помещении больницы с отдельным входом. Перед тем, как за дело взялись строители, работали дизайнеры. Все комнаты будут меблированы. То есть готовая квартира под ключ — вселяйся, живи и работай.
«Когда полностью завершим ремонт учреждения и проведем благоустройство — с местами для парковки, ландшафтным дизайном, зонами отдыха, будем решать вопрос расширения спектра медицинских услуг и обеспечения специалистами, — делится мыслям и Павел Каленич. — Сейчас есть врачи лишь нескольких профилей — терапевт, педиатр, стоматолог, работает лаборатория. Почему бы не создать реанимационное отделение? Это же спасение жизни человека. В критической ситуации, пока довезут больного в больницу, теряют драгоценное время для его спасения. А здесь все под боком. Ситуация с пандемией коронавируса заставляет всех нас по-другому смотреть на медицину. И если в селе работает бизнес — он должен заботиться о громаде».
...На самом деле стать врачом-ФОП с юридической точки зрения — не проблема. Сложнее — обеспечить материальную базу, которая должна соответствовать обязательным требованиям к осуществлению такой практики. То есть оборудование лаборатории, регистратуры, учитывая взрослых пациентов, прием маленьких детей, проведение ЭКГ-обследования, определенного вида манипуляций, прививок — на все это нужны немалые средства. Если начинать с нуля, то, как говорят врачи, это по меньшей мере 300 000 гривен. Такая сумма несколько отпугивает медиков, желающих попробовать себя в частной практике. И успешные кейсы тех, кто рискнул и смог за полгода или год выйти на прибыль, свидетельствуют, что количество врачей-ФЛП в Украине будет расти. А это соответственно создавать конкуренцию на рынке медицинских услуг. Главное теперь, чтобы медицинская реформа не изменила действующие правила игры.