«Несмотря ни на что, жизнь прекрасна...» — такими словами Михаила Василевского заканчивается его интервью в рубрике «Звонок имениннику» своей родной газете «День» в январе 2007 года. Эти слова были его девизом. Так он жил. Так писал. О сложной и в то же время прекрасной жизни. О своих героях — людях непростой судьбы, которые, как и он, никогда не теряли оптимизма.
На 58-ом году оборвалась жизнь нашего коллеги, одного из самых любимых авторов наших читателей, искреннего и преданного друга редакции, собственного корреспондента «Дня» в Хмельницкой области Михаила Василевского. С первого выхода газеты он был неизменным членом редакционного коллектива. Более того, он жил «Днем», а «День» оживал от его материалов. Как-то Михаил Иосифович сказал, что «школа «Дня» — это великая школа». Трудно представить «школу «Дня» без Михаила Василевского. Во время прошлогодней Летней школы журналистики газеты «День» статья Михаила Иосифовича «Ровесница Октября из села Голенищево» («День», 6 июля 2001 года — /63542/) о женщине, которая, пережив кровавый ХХ век, родом из раскулаченной семьи, потеряв родных и всю собственность, не утратила достоинство — стала «наглядным пособием» для журналистов-новичков. Главный редактор предложила участникам Школы вернуться к публикации и проанализировать ее. В циничном, перенасыщенном информацией мире мы начали с того, что всегда излучали материалы Михаила Иосифовича, — искренности и теплоты. Он имел незатухающий интерес к людям и к жизни — это первое, что отличает настоящего журналиста.
У Василевского учились — стилю, широте взгляда, нестандартному мышлению. «Как мало осталось тех «ровесников Октября», которые увидели в своей жизни, наверное, все кары египетские, пережили голод и войну... Я всегда пытаюсь поймать их взгляд... Он многое способен рассказать, в нем читаешь мудрость и знание. Но разгадать этот взгляд не можешь, как загадку сфинкса, потому что, встретив, понимаешь — не под силу тебе, мало жил и мало знаешь. А вот Михаил Василевский может. Чрезвычайная история, чрезвычайный автор», — писала участница Летней школы журналистики «Дня» Анна Слесарева после ознакомления с «Ровесницей Октября...» Таких журналистов, как он, — единицы. Но именно они делают настоящую, «некабинетную» журналистику.
Искренний, жизнерадостный... Он работал на расстоянии сотен километров от нас, однако впечатление было такое, что он постоянно рядом. Он умел поддержать и вдохновить, понять и подсказать. Редакция редко начинала день без пожелания хорошего настроения от Михаила Василевского. Мы сохраним это настроение. В память о нем...
Искреннее соболезнование семье — жене Энесе, детям Ольге и Сергею, родным и близким. Пусть земля будет пухом...
Лариса ИВШИНА, главный редактор газеты «День»:
— Украине нужны мужские голоса в журналистике. Мужской — не значит грубый. Мужской голос в журналистике — это очень ответственный, мужественный, благородный и добрый почерк. Такой, какой был у Михаила Василевского. Поэтому мне было особенно больно, когда вчера я получила смс-сообщение от дочери нашего коллеги Михаила Василевского: «Отец умер. Оля Василевская». Конечно, я знала, что он болеет. Но когда после первого этапа лечения ему стало лучше, мы все надеялись на его выздоровление. Мы часто общались по телефону, ведь Михаил Василевский был для меня тем особенным человеком, который, несмотря на расстояние, мог духовно поддерживать. Понятно, что и редакторам она нужна. Среди наших читателей есть люди, на которых я ориентируюсь, которых вижу перед собой, принимая то или иное решение. Были, есть и будут, к счастью, такие и среди журналистов. Таким был наш собкор в Хмельницком Михаил Василевский. Его совестливость — драгоценная черта, приумножавшая веру читателей в правду, добро, справедливость. Вчера я написала родным Михаила, что мы будем помнить и приумножать это. Как делал это наш дорогой коллега — Михаил Василевский. Земля пухом Михаилу Иосифовичу, светлая память.
Евгения СОХАЦКАЯ, профессор Каменец-Подольского национального университета имени Ивана Огиенко, глава Всеукраинского общества Ивана Огиенко:
— Человек уходит в мир иной, но остается его Слово... Михаил Василевский служил ему самоотверженно и вдохновенно. Он писал о наболевшем и драматичном, светлом и оптимистичном. Его репортажи с Хмельнитчины читались интересно, они дышали любовью к родному Подолью, к его людям. В моей памяти он будет жить вечно как своего рода мостик между мной и газетой «День». Именно он ввел меня на ее страницы, попросив дать комментарий к тем или иным резонансным событиям в стране. Первое мое знакомство с ним состоялось во время празднования 85-летия нашей alma mater. Он был в составе группы, объединившейся вокруг главного редактора Ларисы Ившиной, приглашенной на праздник. Он был представлен как корреспондент «Дня» из Хмельницкой области. До того в «Дне» был напечатан его репортаж «Университеты Ивана Огиенко» («День» от 18 октября 2003 г.) о проведении на базе университета Международного конгресса украинских историков. Ключевым в репортаже было утверждение о роли Ивана Огиенко в создании заведения (1918г.), о желании руководителей ВШ продолжать начатую Всеукраинским обществом Ивана Огиенко борьбу за присвоение университету имени Ивана Огиенко. Это и выдало в нем родственного мне человека, человека государственно настроенного, человека чувствительного к запросам сегодняшнего дня... Как к родному обратилась я к нему 21 августа прошлого года, спешила поделиться с ним большой радостью, ведь 20 августа Юлия Тимошенко подписала распоряжение на предложение Министерства образования и науки о присвоении Каменец-Подольскому национальному университету имени Ивана Огиенко. Он действительно искренне обрадовался и попросил, чтобы я написала в «День» развернутую информацию. Так появилась важная для нас всех публикация в «Дне» под названием «Имя обязывает» (2008, №158). Меня удивляло, почему он не приехал на наше торжество — празднование 90-летия университета и присвоения университету имени Ивана Огиенко, которое состоялось 22 октября 2008г. Появилось немало публикаций об этом событии в хмельницкой прессе — газете «Подольские вести», журнале «Украинец». А он молчал... А я молча обижалась... Но теперь искренне каюсь. Он молчал, потому что ему было не до того. Он готовился в путь, из которого нет возврата. Прости, товарищ! Твое умение быть услышанными, должным образом воспринятым будет продолжено молодыми журналистами, которых мы готовим. В нашей памяти Ты останешься человеком чести, образцом самоотверженности делу. Твой любимый «День» стал нашим «Днем». Он, как и ты, будет учить нас кропотливо трудиться и достойно служить Украине, быть всегда на пульсе времени.
Валерий СТЕПАНКОВ, доктор исторических наук, профессор Каменец-Подольского национального университета имени Ивана Огиенко:
— Известие тяжелое. Я, к сожалению, не имел чести принадлежать к близким людям Михаила Иосифовича, но наши первые встречи в Каменец-Подольском во время презентации газеты «День» и его публикации, с которыми я был знаком раньше, позволили мне создать целостный образ этого, безусловно, талантливого и преданного своему делу человека. Как профессионал Михаил Василевский умел и знал, как подать будничные проблемы людей. Он их не избегал. И подавал их без фальши. Запомнились (и из личного общения, и из публикаций) его доброта, откровенность, объективность. Он имел Богом данный талант вникать в суть дела и помогать другим. Жизнь — сложная штука. И по собственному, и по чужому опыту знаю, что в этой жизни быть честным человеком непросто. А он был честным. Имел свое мнение и в то же время слышал других. Мое искреннее соболезнование близким и родным. Это большая утрата для коллектива газеты. Это большая утрата для журналистского круга Украины. Утрата целого мира Михаила Василевского...
Вадим РЫЖКОВ, собственный корреспондент газеты «День», Днепропетровская область:
— Умер Михаил Василевский, коллега-собкор, один из тех, кто многие годы рядом с нами работал в газете «День». Это известие даже для людей, чья работа «делать» новости, звучит оглушительно. Не секрет, что талантливые журналисты живут и работают не только в столице, но и в провинциальной глубинке. Они обладают особым даром видеть и писать о том, чего в обыденной жизни не замечают другие. Этим качеством, без всякого сомнения, был щедро одарен Михаил Василевский, чьи сообщения и репортажи из Хмельницкой области не раз вызывали большой резонанс не только в украинских, но и в зарубежных СМИ. Тем не менее трудно было найти более скромного человека, который бы столь спокойно и даже философски относился к заслуженным лаврам на журналистском поприще. Вспоминаю, как на собкоровских встречах в редакции газеты «День» он неспешно и тихим голосом вел беседу, прищуриваясь сквозь сигаретный дым. В запасе у него всегда была занимательная житейская история с родной Хмельнитчины. Запомнилась и редкая в наше время доброжелательность по отношению к людям вообще и к своим собратьям по перу, в частности. Михаил был из тех, кто мог выслушать и дать дельный совет, за которым стоял немалый жизненный опыт. В последнее время вести от него поступали невеселые, однако, в худшее не хотелось верить. Теперь, вспоминая о прошлом, думается о том, что работа в газете «День» подарила мне редкую возможность познакомиться с хорошим человеком, каким и был Михаил Василевский. Светлая память о нем надолго сохранится в наших сердцах.
Наталья МАЛИМОН, собственный корреспондент газеты «День», Волынская область:
— «Какая же это печаль — говорить в прошедшем времени. Что жил да был...». Эти два предложения взяты мной из материала Михаила Василевского «Смерть... на рассвете», напечатанного в газете «День» в прошлом году в марте. Прошел почти год, а материал помнится не только потому, что коллега рассказывал о чрезвычайном событии — гибели подростка, но рассказывал так, как всегда: ярко и талантливо. В одном из интервью к его 55-летию (и это тоже было недавно, в январе позапрошлого года) Василевского метко назвали «мастером необычных историй». Суть не только в том, что он то находил деда, просидевшего на чердаке 57 лет (удивительно, но именно столько лет было дано Господом и самому Михаилу), то писал о бабке Химке, ровеснице Октября, которая «не хотела быть бедной и имела классовую неприязнь к лентяям». Необыкновенность журналистского пера Михаила в том, что он имел всегда душу. Что был честным и порядочным с героями своих публикаций и читателями. Что у него были совесть, сочувствие, поэтому он писал так, как сегодня в украинской журналистике умеет мало кто писать: человечно. Он имел собственный стиль, также столь редкий среди унифицированного, усредненного ныне стиля. Мог бы и не подписывать собственные материалы, его все равно узнали бы. Наша первая встреча произошла в далеком уже 2000 году. С тех пор ряды собкоров газеты не только поредели: через редакцию прошло столько людей! А Михаила знали и мои друзья, и мои родные, я знакомила с ним, имея его в качестве жизненного примера, и своих детей. Последний раз мы разговаривали с ним в прошлогодний День журналиста. Уже болел... Поговорили о празднике, детях и внуках. О его большой надежде вернуться на работу... И хотя придется признать, что Василевского уже нет, но со мной остаются его слова, его журналистское кредо: «Я никогда не буду писать лишь бы что!»
Валерий КОСТЮКЕВИЧ, собственный корреспондент газеты «День», Житомирская область:
— В памяти моего мобильника есть строка — Михаил Василевский. Знал я его с первого года существования «Дня». Встречались в основном в Киеве, когда собкоры приезжали на встречи и дни рождения газеты, иногда звонили по телефону друг другу. В пане Михаиле меня всегда привлекала искренность и доброжелательность в разговоре, откровенно говоря, не представлял и не могу представить его злым и рассерженным. Причем как в общении с коллегами, так и в том, что он писал, всегда присутствовала особая, присущая лишь ему интонация, а именно — отсутствие категоричности в суждениях, глубинная мудрость в понимании людей — и тех, с кем он разговаривал, и тех, о ком писал. В беседах с ним мне казалось, что он насквозь видит мои потайные мысли, и я поневоле внутренне подтягивался. Стиль его материалов и сейчас считаю неповторимым, а язык — удивительно богатым, украшенной жемчужинами слов, фраз, сравнений, метафор, которые я больше ни у кого не встречал. Исходя из глубин народного творения языка и украинской литературы, они становились одновременно образцами высокой журналистики и, очевидно, могли претендовать на достойное место как литературное явление. Хотя некоторые и считали такой язык старомодным. Действительно, приходят другие времена, а с ними меняется и журналистика, часто и литература. Однако самобытность стиля, интонации, языка должна оставаться ценностью, чтобы не были все пишущие похожи на инкубаторских цыплят. Как-то я позвонил Михаилу и выразил восхищение тем, как он написал один из материалов о Каменец-Подольском, — это действительно был праздник красивого, оригинального языка и в то же время насыщенности интересными фактами. Не буду вспоминать о некоторых его статьях, которым место в журналистских хрестоматиях, — им отдали должное коллеги, использовавшие найденные и обнародованные им оригинальные жизнеописания. Последний раз я видел его, наверное, в сентябре 2007 года (возможно, я ошибаюсь со временем, но не намного) на традиционной фотовыставке «Дня». Мы с ним поговорили о наших делах, и не было похоже на то, что скоро со страниц «Дня» практически исчезнут его материалы. Тем более мне в голову не приходило, что видимся мы в последний раз...