Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В церкви не может и не должно быть однообразия

Архиепископ Григорис БУНИАТЯН об армянской общине, Киевской Руси и христианском единстве
2 апреля, 2003 - 00:00


Сегодня «День» знакомит своего читателя с Главой Армянской Апостольской Православной Кафолической (Вселенской) Святой церкви Его высокопреосвященством архиепископом Григорисом Буниатяном. По сравнению с численностью православных, греко-католиков или баптистов прихожан Армянской Апостольской церкви в Украине немного. Но все они — представители одной из наиболее древних церквей мирового христианства, которые пронесли через тяжелые, временами кровавые столетия свою веру, не были поглощены более могущественными церквями. Это наши сограждане, потомки многих поколений армян, с древних времен живших на землях Украины и никогда не участвовавших в тех или иных межнациональных конфликтах.

— Ваше Высокопреосвященство, расскажите нашим читателям хотя бы вкратце историю Армянской церкви.

— Начнем с того, что Армянская Апостольская Православная Кафолическая Святая церковь (это полное название Армянской Апостольской церкви) — одна из старейших христианских церквей, а Армения — первая страна, где христианство стало государственной религией. Церковь была основана св. Григорием Просветителем еще в 301 году и сразу начала свое существование в качестве независимой — автокефальной — церкви. Сегодня к нашей Святой церкви принадлежит подавляющее большинство (95%) армян мира, во главе ее стоит католикос Всех армян Гарегин II. Духовной столицей армян является Эчмиадзин — монастырь в бывшей столице Армении Вагаршапате. (В переводе с древнеармянского «Эчмиадзин» означает — «Здесь сошел единородный Сын Бога».) По преданию, первый армянский епископ Григорий увидел здесь Иисуса Христа, который приказал ему построить первый в Армении христианский храм. Храм был построен еще в 303 году. Теперь это главный кафедральный собор армян мира.

Армянская церковь, как и все другие церкви, пережила свои трагедии ересей, расколов, сектантства. Так, в ХVIII столетии образовалась Армяно-католическая церковь, подчиненная Римской кафедре Католической церкви, а в ХIХ ст. армяне диаспоры образовали немногочисленные протестантские общины. Появилась также «параллельная» структура — во времена советской власти антисоветски настроенные армяне диаспоры создали в Ливане церковную структуру, которая противопоставила себя Эчмиадзину. Сегодня отношения с этой частью церкви находятся на стадии урегулирования, и все питают надежду, что разделение временное.

— Каким образом и когда армяне начали селиться на территории Украины, основывать здесь армянские общины, строить церкви?

— Армянская церковь везде и всегда — также и в Украине — неотделима от армянской диаспоры. Каждый раз, когда по тем или иным причинам, чаще всего — трагическим, армяне оказываются за пределами своей страны, они обязательно формируют общину и основывают церковь. Со своей стороны, церковь всегда участвовала и участвует в жизни общины, помогает ее членам. На территории Украины армяне впервые появились в Х веке, сразу после крещения Киевской Руси. При дворе Византийского императора всегда было немало армянских сановников; более того, некоторые из императоров имели армянское происхождение. В средневековье при дворе были армянский приход и армянская церковь. Поэтому армяне иногда выполняли дипломатические миссии, поддерживали связь между Византией и новообращенными в христианство славянскими государствами. Есть данные, что княгиня Анна, византийская жена князя Владимира, была армянкой и что в ее свите в Киев приехало немало армян, в том числе — церковнослужителей. Это и стало ядром армянской общины в Киевской Руси, впоследствии — на землях Украины.

Вторым путем армян в Украине стал Крым, где в портовых городах еще с ХI ст. поселялись армяне — купцы и ремесленники. В ХIII веке были многочисленные, сильные армянские общины в Кафе (Феодосии), Старом Крыму, Судаке и др. Представители различных слоев общества переселялись в Крым под давлением кочевников, разорявших страну, или после утраты Арменией независимости; иногда политические катастрофы совпадали с природными катастрофами, как, например, землетрясения в ХII-ХIII веках. Крымские общины всегда были хорошо организованными, жили по своим законам, имели привилегии от власти, строили церкви, а также поддерживали постоянные связи с земляками на других землях Причерноморья.

Особенно расцвела армянская община Крыма и ее церковная жизнь в ХIХ веке, только в Феодосии было 34 церкви. Среди них выделяется и сегодня действующая церковь Св. Саркиса, построенная еще в ХII ст. В Крыму вообще много старинных армянских памятников, таких, в частности, как уцелевшая церковь ХIII века Сурпхач (Святой Крест) возле Старого Крыма. Из Крыма вышло много известных в царской России людей, например, художник Айвазовский (он похоронен в Феодосии во дворе армянской церкви).

С давних пор армяне начали распространяться из Крыма на другие территории — поселялись во Львове, в бывшей Трансильвании, в Одессе, Аккермане. Их всегда сопровождала церковь. На территории Украины сохранилось более 60 старинных религиозных архитектурных памятников. Последний из них был построен в конце прошлого века в Ялте — это прекрасная церковь в армянском стиле.

При советской власти Армянская церковь в Украине была полностью ликвидирована — с 30-х годов не осталось ни одной действующей церкви или церковной общины. А церковные сооружения, даже самые древние, безжалостно уничтожались. В 1990 году в Украину впервые за много десятилетий прибыл первый армянский церковнослужитель — Натан Оганесян, позже ставший епископом и главой нашей церкви в Украине. В 1993 году здесь была создана епархия Армянской апостольской церкви. В те же годы, после страшного Спитакского землетрясения, политических пертурбаций начала десятилетия и военных действий в Нагорном Карабахе, в Украину переселилось значительное количество армян, которые поселились в Киеве, Харькове, Херсоне, Одессе, Симферополе и других городах.

Сегодня в Украине, по данным последней переписи, проживает приблизительно 100 тысяч армян. Но фактически их намного больше за счет армян без постоянной прописки. Армянские общины есть во многих городах страны (они зарегистрированы в 20). В соответствии с постановлениями власти общинам передают церкви, идет ремонт, реставрация и строительство церковных сооружений. К сожалению, до сих пор нет здесь семинарии и не хватает священников. Их пока всего 12 — каждый обслуживает храмы в нескольких городах.

— Армяне присутствуют в Украине уже более тысячи лет. Как им здесь живется? Страдали ли они от преследований, от нетерпимости, вражды? Что вы можете сказать о нашей толерантности?

— Никогда — начиная с Х века — армяне не ощущали в Украине недоброжелательного к ним отношения, не были жертвами дискриминации или насилия. Для характеристики украинцев я даже не употреблял бы слово «толерантность», потому что это слово связывается в воображении с такими явлениями в отношениях между двумя народами, как вражда, противостояние, конфликты, неравенство. А всего этого просто не было. Единственное, о чем можно сказать, так это о немногочисленных проявлениях советской психологии в чиновничьих подходах к решению тех или иных вопросов..

— Древняя Армянская церковь очень уважаема в мире. Однако она не является членом Вселенского православия, потому что ее вера имеет определенные особенности. Ведь Церковь не признала постановлений IV Вселенского собора (451 год) и после него не участвовала в церковной жизни Вселенского православия. Известно, что на IV Халкидонском соборе произошло разделение христианства на две ветви — халкидонцев и монофизитов. Последние, к которым принадлежит Армянская церковь, признают у Иисуса Христа не две (божественную и человеческую), а только одну — божественную природу («монофизит» — «одна природа»). Между тем армяне считают себя православными. Прошу объяснить для наших читателей этот факт из истории церкви.

— Армяне считают свою церковь православной, и таковой она, безусловно, и является. Ведь мы признаем решения первых трех Вселенских соборов, на которых, как известно, был утвержден Символ веры, которого мы свято придерживаемся. В заседаниях IV Халкидонского собора Армянская церковь участия не принимала — у наших святых отцов было мнение, что на то время все церковные догматы были уже приняты на первых трех соборах. А дальнейшие дискуссии и решения носили скорее политический, чем богословский характер. Хочу подчеркнуть, что в то самое время, когда на IV соборе бурлили политические страсти, армяне с оружием в руках защищали христианский мир от иранских язычников-огнепоклонников. Это исторический факт. Главное же то, что Армянская Апостольская Православная Кафолическая церковь уже почти два тысячелетия живет по апостольским и соборным догматам, определениям, правилами. Что касается натуры или природы Христа, Армянская церковь признает в одной личности Иисуса Христа два естества — божественное и человеческое. И считает, что в каждый момент Его пребывания на земле оба естества проявлялись одновременно.

— Каковы сейчас отношения Армянской церкви с «халкидонцами» — современными католической и православными церквами?

— Армянская церковь всегда стремится к хорошим отношениям с другими церквами христианского мира и поддерживает нормальные связи со Вселенским патриархатом, с Русской православной и Католической церквами, с другими традиционными церквами. Мы верим также в то, что может и должно быть достигнуто согласие между христианами. Под единством, однако, понимаем отнюдь не унификацию церковных структур, обрядов и тому подобное. Ведь даже епархии и общины одной церкви могут отличаться между собой в тех или иных деталях церковной жизни. В таком большом организме, как церковь, не может не быть разнообразия и не должно быть однообразия. Ведь на формы церковной жизни — на архитектуру храмов, например, — может влиять даже география.

Один пример. Сложно не заметить, что архитекторы армянских храмов черпали вдохновение в величии и красоте гор, окружающих человека в Армении. С горами связаны также многие обряды. Так, на праздник Вознесения Господня принято идти в горы и подниматься как можно выше. Люди одеваются в свои лучшие одежды, идут по горным тропинкам, собирают цветы, плетут венки, поют величественные религиозные хоралы. Часто это сочетается с паломничеством в храмы или монастыри, расположенные высоко в горах. Должны ли мы от этого отказываться? Это часть культуры народа.

Но отличия, особенности одних не должны вызывать негативной реакции других. И при всех отличиях в культуре, обряде, языке возможен и желателен дух единства. Ведь разнообразие обогащает всех, и каждая церковь делает свой вклад в культуру. А евхаристия, причастие едино для всех христиан. Поэтому в историческом плане можно предвидеть высшую форму единства христианских церквей — евхаристическое единство. Это неминуемо сбудется.

— В позапрошлом году Украину посетил Папа Римский Иоанн Павел II; побывал он и во Львове. Встречались ли вы, Ваше Высокопреосвященство, с Главой мировой Католической церкви?

— Да, мы с большим уважением и радостью принимали в нашей церкви Папу Иоанна Павла II во время его визита во Львов. Он приехал в армянскую церковь прямо из аэропорта, после кратковременного пребывания в католическом костеле, и пробыл целых 40 минут — молился, общался с верующими и духовенством. Мы приветствовали его речью, окружили уважением и почетом — как главу великой Христианской церкви и как государственного гостя Украины.

— Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о некоторых обрядовых особенностях Армянской церкви.

— Наши богослужения и обряды имеют ту же структуру (например, Божественной литургии) и то же содержание, которое они имеют в других традиционных церквях. Богослужения проводятся на старинном армянском языке, который называется грабарь («классический язык»). Человек, знающий современный армянский, не испытывает каких-то сложностей в понимании текстов на староармянском. Здесь еще такая проблема: язык грабарь является нашим культурным, и не только церковным, наследием. Мы не хотели бы его утратить. А это, безусловно, случится, если его перестанет употреблять церковь.

Церковь имеет, как и Украинская православная, 7 таинств. А что касается старого и нового стиля, то мы, конечно, пользуемся стилем, принятым в той стране, где находится наша община. Так, в Украине армяне празднуют Пасху по старому стилю. Что же касается Рождества Христова, то мы сохранили традиции Апостольских времен (отмененные в IV ст.) — 6 января отмечаем одновременно Рождество, Богоявление и Крещение. В Армении церковь еще в 1924 году приняла новый стиль. Вообще, мы не считаем календарную проблему слишком уж важной. Это дело обычая, обряда, а не основополагающих догматов христианского учения.

Несколько другое отношение у нас и к иконам. Конечно, в наших храмах есть иконы, мы обращаемся перед ними к Богу с молитвами. Но все это носит более спокойный характер, чем в некоторых других церквях. В наших храмах может быть орган; кстати, до нас дошло богослужебное многоголосное пение еще с V ст. По желанию общины могут быть (еще с ХVIII ст.) скамьи для прихожан — во время определенных частей богослужения они могут сидеть. Это необходимо, особенно старым и больным людям. Из отличий еще можно вспомнить такую деталь — в нашей церкви вино для причастия не разбавляется водой, как делается в других церквях. Употребляют, конечно, красное сладкое вино, которое готовится в некоторых монастырях.

— Как вы относитесь к ситуации, сложившейся сегодня в украинском православии, — потеря единства, различные юрисдикции. Две церкви независимых, одна в составе Русской православной церкви.

— У меня относительно этого особое мнение. Во-первых, единство, мир, покой безусловно, должны быть достигнуты. Считаю также, что дух православия не противоречит тому, чтобы образовывались независимые православные церкви. И уверен, что против этого никто не может возражать. Но все должно проходить в духе братской христианской любви. В конструктивном подходе.

— Вы уже несколько лет проживаете в Украине. Есть ли большие отличия в культуре жизни, отношений украинского и армянского народов

— Думаю, что советские люди, каковыми мы еще остаемся, имеют очень много общего. В результате нивелировки потеряно много самобытности, обрядов, национальных обычаев. Выработался какой-то единый тип психологии, мировоззрения, реакций на внешние стимулы, общий для всех граждан Союза.

P.S. Архиепископ Армянской Православной Кафолической Святой церкви Григорис Буниатян родился в 1946 году в Эчмиадзине. С восьми лет, несмотря на все запреты и преграды, ходил в церковь, участвовал в богослужениях. В 1966 году закончил Эчмиадзинскую духовную академию, а в 1969 принял сан иеромонаха. Архиепископ Григорис Буниатян — очень образованный, и не только в богословии своей церкви, человек. После Эчмиадзина он учился также в Католическом богословском Институте Парижа и в Духовной академии Русской православной церкви Троице-Сергивой лавры. Знает несколько иностранных языков. Руководил армянскими церковными общинами в Аргентине, Армении, Франции и других местах; работал ректором Духовной академии Эчмиадзина. С 2001 года, после перехода епископа Натана в английскую армянскую епархию, является главой епархии Армянской церкви в Украине.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ