Исследование состояния культурного развития Херсона — совместный проект Центра молодежных инициатив «Тотем», городского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи и Херсонского городского совета. Одна из основных задач «Культурной карты» — помочь горожанам больше узнать об организациях сферы культуры, а организациям — о потребностях херсонцев. Как отмечено в предисловии к изданию, это не просто справочник, а скорее указатель, который помогает оглянуться вокруг, оценить культурные возможности города и, что важно — увидеть перспективы для их развития.
Работа над картой продолжалась на протяжении года. Многочисленной командой активистов, которые помогали организаторам, были проведены ряд мероприятий для сбора разнообразной информации о культурной жизни в Херсоне. Интересуясь мнением рядовых горожан и экспертов из разных сфер, применялись методы анкетирования, интервью, открытой дискуссии, а также базы данных учреждений, которые работают в сфере культуры. В результате исследования были подготовлены два сборника. Первый — собственно карта, в которую вошли результаты социологических опросов херсонцев из всех районов города, мнения лидеров культурно-художественных организаций и экспертные характеристики деятельности местных библиотек, музеев, театров, кинотеатров, музыкальной палитры, хореографии и литературной жизни. Второй сборник — более «технический», говорят составители. Это — база данных ныне действующих культурных организаций, объединений, кружков, клубов и тому подобное. Здесь представлена информация и описание деятельности как государственных, так и общественных и даже неформальных групп, чья деятельность заметна в Херсоне. Во время подготовки этого сборника была проверена каждая зарегистрированная и неоформленная организация, немало из которых, между прочим, оказались фиктивными. Поэтому в издание вошли только реальные объединения.
По мнению авторов «Культурной карты» и приложения к ней, издания пригодятся широкой аудитории, ведь охватывают весь спектр культурной жизни города. Это и справочник для родителей, которые хотят отдать своих чад во внешкольное заведение, и путеводитель для туриста; и демонстрация развития отраслей культуры для чиновников, которые должны уделять отдельным направлениям больше внимания; и общий срез рынка культурных услуг, на который могут ориентироваться как их производители, так и потребители.
— Данная карта — это, прежде всего, социологическое исследование представлений жителей города о его культурном климате. Это также открытие самим херсонцам тех видов творческой деятельности, о которых они не знают или думают, что у нас этого просто нет, — отметил «Дню» один из составителей представленных изданий Устин ДАНЧУК. — Странно, но такое часто наблюдается. С одной стороны, это неформальные объединения, которые занимаются интересными делами, но не часто себя афишируют. С другой стороны — деятельность государственных учреждений, которые делают масштабную работу, о которой тоже почему-то не говорят. Особенно это касается библиотек, которые благодаря грантовым проектам, и не только им, проводят оригинальные модерные мероприятия для молодежи, разнообразные творческие встречи, литературные кафе и тому подобное. Кроме того, мы обнаружили определенную замкнутость некоторых интересных групп, которые не знают о деятельности других. Например, музыканты не знают о киношниках или не слышали о хореографах. Хотя благодаря подобным исследованиям и круглым столам, которые проводились во время подготовки сборника, люди установили много полезных контактов. Что касается проблем в культурной жизни, которые называли херсонцы во время опросов, значительная часть их — социальные. «Не могу ночью добраться домой из театра, поэтому не хожу», «Высокие цены на билеты»... Пенсионеры говорят, что для них проводится мало мероприятий. Молодежь, кстати, традиционно жалуется на ту же проблему в отношении себя. Впрочем, общие впечатления от развития культуры в городе — позитивные. Наблюдается рост активности общественных культурных организаций, их диалог с властью, заинтересованность и соучастие горожан в этих проектах, широкий спектр услуг, которые удовлетворяют запросы херсонцев разного возраста и социального статуса. Главное, чтобы информация о тех или иных мероприятиях была широко анонсирована и доступна.
«Культурную карту» авторы планируют распространить в школах, некоторых культурно-художественных организациях, а также ее можно загрузить в электронном виде на сайте Херсонского горсовета и «Тотема». В планах составителей — ежегодное обновление содержания карты, ведь это должен быть не застывший аналитический документ, а интерактивный, широкодоступный проект.