Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В «Охматдете» – чрезвычайное положение

Несогласные с изменениями врачи увольняются. Что будет с маленькими пациентами?
7 сентября, 2018 - 12:03
КИЕВ, 4 СЕНТЯБРЯ 2018 ГОДА. ПОД ЗДАНИЕМ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ ПРОШЛА АКЦИЯ ПРОТИВ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРА ОНКОГЕМАТОЛОГИИ И ТРАНСПЛАНТАЦИИ КОСТНОГО МОЗГА «ОХМАТДЕТА». ПРОТЕСТУЮЩИЕ ТРЕБОВАЛИ ВОССТАНОВИТЬ В ДОЛЖНОСТЯХ СВЕТЛАНУ ДОНСКУЮ И ОЛЕГА РЫЖАКА, ВЕРНУТЬ В УЧРЕЖДЕНИЕ ВСЕХ УВОЛЕННЫХ ВРАЧЕЙ, А ТАКЖЕ — УВОЛИТЬ ИРИНУ САДОВЬЯК / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Ежегодно в Центре онкогематологии и трансплантации костного мозга, который работает в структуре Национальной детской специализированной больницы «Охматдет», проводится приблизительно 25 операций по пересадке костного мозга. По данным волонтеров, сейчас в отделении находится пятеро деток. Их мамы не понимают, кто долечит детей, если часть врачей центра пишет заявления на увольнение, а также распространяются слухи, что новых пациентов сюда не будут принимать.

Таково чрезвычайное положение  в «Охматдете» от 20 августа, когда набрал силу приказ о реорганизации больницы. О запланированных изменениях главный врач «Охматдета» Ирина САДОВЯК рассказывала еще весной. Речь шла о ликвидации руководящих должностей в центрах неонатологии, офтальмологии, токсикологии и онкогематологии. Руководители могли перейти на другие должности и лечить детей дальше.

По мнению Ирины Садовяк, реорганизация — большой шаг вперед для развития больницы. Еще во время конкурса на должность главного врача «Охматдета» (а такой открытый отбор проходил впервые) она отмечала, что планирует изменить принципы управления и финансирования. Недавно в больницу приезжали эксперты канадской детской клиники SickKids, которые советовали, как улучшить управление заведением и оптимизировать его работу. Поэтому структурные изменения больницы полностью вписываются в эти планы.

КТО БУДЕТ ЛЕЧИТЬ ДЕТЕЙ

Почему-то сопротивление возникло лишь в онкогематологическом центре. Заведующая центром Светлана Донская и руководитель отделения трансплантации костного мозга Олег Рыжак категорически не согласны с реорганизацией и не хотят переходить на другие должности. Они получили приказы об увольнении, которые подписали, отметив, что такие действия противоречат профсоюзному законодательству, и потому будут оспариваться в суде. Поскольку персонал центра не хочет работать без своего руководства, люди несут в отдел кадров заявления об увольнении.

А на днях под парламентом прошла акция против реорганизации центра трансплантологии. Один из организаторов — благотворительный фонд «Помоги онкобольным детям». Требовали, конечно, восстановления на должности Донской и Рыжака, возвращения в центр всех уволенных врачей, а заодно — увольнения Ирины Садовяк. Аргументировали это тем, что больных деток некому лечить, потому Минздрав будет направлять их за границу, а это стоит дороже, чем подобные операции в Украине.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО  ЛИ НЕЗАМЕНИМЫЕ?

Волонтеры, которые давно сотрудничают с онкоцентром, говорят, что Донская и Рыжак — незаменимые. «Остается работать один врач, который все время был на больничных, поэтому не имеет ни опыта, ни практики, — объясняет Лариса ЛАВРЕНЮК, глава благотворительного фонда помощи онкобольным детям «Краб». — На моей памяти еще не было такого, что отделение реорганизуют, и из-за этого увольняется весь коллектив. Есть красивые заверения, что предлагаются другие должности, что все остается, как есть. Но такого уровня специалистов в Украине нет. Уже пишут обращение врачи онкоотделений из областных больниц, спрашивают, что им делать, потому что всегда могли проконсультироваться относительно диагноза или лечения ребенка с центром, а теперь не с кем».

Об этой же проблеме говорит Валентина МАРКЕВИЧ, президент уже упомянутого фонда «Помоги онкобольным детям». На своей странице в «Фейсбуке» она объясняет, что Донская играет ключевую роль в установлении диагноза для детей со всей Украины, определяет, где маленький пациент должен проходить лечение и по какому протоколу.

Кстати, Светлане Донской предлагали должность врача-гематолога первого педиатрического отделения консультативно-диагностической поликлиники «Охматдета», где она должна была бы отвечать за консультирование региональных онкологических центров и их пациентов. Странное предложение, учитывая ее профессию и опыт. С другой стороны, если речь идет об обвинении в коррупции (об этом — ниже), почему человека не увольняют вообще, а предлагают другую, более низкую должность?

«УРОВЕНЬ ЛЕЧЕНИЯ МОЖЕТ СНИЗИТЬСЯ»

Уволенные врачи активно комментируют ситуацию, которая возникла в онкогематологическом центре. В частности, Олег Рыжак объяснил свою точку зрения порталу «Голос UA» в программе «Право голоса».

«Мы видим, что здесь сошлись интересы двух групп. Одна лоббирует интересы международных закупок, а это то, что медикаменты поставляются с полуторагодовой задержкой, хотя мы выступали за то, чтобы получать безопасные и качественные лекарства своевременно, — рассказывал Олег Рыжак в программе «Право голоса». — С другой стороны, мы подошли вплотную к пересадке костного мозга от несемейного донора. Это обрывало каналы для незаинтересованных в этом людей. И сошлись интересы этих двух групп. К сожалению, негативные последствия от расформирования центра будут. В первую очередь это коснется детей, которые нуждаются в трансплантации, потому что отделение уничтожено, на восстановление его работы понадобится минимум пять лет. Также не будет качественной диагностики, а без этого не будет своевременного и качественного лечения. Прогнозирую, что уровень лечения может снизиться с 70% до 50%, а может и до 30%, как было в середине 1990-х (речь идет о проценте пациентов, которые выживают после трансплантации костного мозга. — Ред.)».

Также уволенный врач считает, что, реорганизовывая отделение «Охматдета», Минздрав экономит средства и вытесняет в никуда профессионалов своего дела. Врач-гематолог центра София МАЦИБОХ на своей странице в «Фейсбуке» описала последние дни работы в отделении перед увольнением: «У главного врача паника! После того как команда уволилась, Садовяк решила создать рабочую группу из заведующих других отделений расформированного центра, начмеда и врача Лисицы. Группа этих людей теперь будет следить за работой отделения. Только вопрос в другом. Кто из них сделал хоть одну аутологическую трансплантацию? К этому имеет отношение только Лисица. Под руководством Рыжака он провел целых четыре семейных и 11 аутотрансплантаций. Но фактически ни одного пациента он не вел от начала до конца».

«ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПАНИКИ НЕТ»

Ирина Садовяк успокаивает родителей, что в Украине есть другие врачи, которые смогут лечить онкобольных детей, в частности проводить операции по пересадке костного мозга. В телефонном разговоре с «Днем» она заверила, что оснований для паники нет. Центр онкогематологии и трансплантации костного мозга работает, дети под надзором. Сейчас «Охматдет» объявил конкурс на замещение вакантных должностей, проводятся собеседования с кандидатами. А в октябре в больницу приедут специалисты из Италии для обучения персонала Центра онкогематологии и трансплантации костного мозга. Также согласились на дистанционные и выездные консультации клиники Литвы, США и Канады.

Поведение уволенных врачей — это отдельный вопрос, отмечает пани Ирина. Здесь напомним результаты внутреннего аудита «Охматдета» в апреле. Он показал, что врачи скандального центра просили родителей покупать 12 препаратов, имеющихся на складах. Кроме того, руководство центра не заказало десять препаратов из Национального перечня основных лекарственных средств. В целом в 2017 году центр недозаказал лекарств на 19 миллионов гривен. Отвечали за это Светлана Донская и Олег Рыжак. К тому же в Минздраве считали существующую структуру неэффективной, например, одни и те же функции дублировались между несколькими должностями, а это создавало лазейки для злоупотреблений.

ИСКУССТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ

Глава наблюдательного совета «Охматдета», первый заместитель главы парламентского комитета по вопросам здравоохранения Оксана КОРЧИНСКАЯ говорит, что уволенные врачи шантажируют весь коллектив, потому что любой ценой хотят удержаться на должностях.

«Из того, что нам объясняют их коллеги, понятно, что каким-то образом Рыжак и Донская обещают тем, кто уволится, в течение трех месяцев платить зарплату в конвертах. А затем или вернутся в отделение или пойдут работать в частную медицину. Четыре врача из отделения трансплантации костного мозга, где в целом работает девять врачей, написали заявления о желании уволиться. В референс-лаборатории из 21 сотрудника такие заявления написали пятеро», — комментирует Оксана Корчинская.

«Это беспрецедентная ситуация, когда два руководителя саботируют работу всего центра, — убеждена заместитель главы профильного комитета ВР. — Их коррупционные действия в настоящий момент расследует НАБУ, Национальная полиция и Генеральная прокуратура, в частности, вымогание у родителей взяток и злоупотребления с заказом лекарств. Кроме того, бухгалтерия «Охматдета» провела аудит, и оказалось, что одна трансплантация обходилась в свыше трех миллионов гривен, а это дороже, чем в клиниках Италии и Польши. Хотя официально озвучивались меньшие цифры».

Ситуация в «Охматдете», в сущности, является обострением давнего конфликта с Минздравом.  Так, когда Министерство здравоохранения перешло на закупку лекарств через международные организации, именно Донская и Рыжак обвиняли ведомство, что компания Crown Agents приобрела для «Охматдета» лекарства с коротким сроком пригодности. Хотя, как сообщали в Минздраве, именно эти врачи были членами рабочих групп, которые формируют номенклатуру и государственный заказ на препараты для онкобольных. И, как выяснили впоследствии в министерстве, именно они подписали в 2015 году документы о поставке для «Охматдета» препаратов с ограниченным сроком пригодности — менее года.

«Еще в 2013 году из госбюджета выделялись средства для закупки оборудования для аутотрансплантации в четыре области, но Донская и Рыжак не дали провести такие закупки. А затем еще и убеждали, что некоторые области просто отказались от такого оборудования. Они создали искусственную монополию в «Охматдете», чтобы были очереди на операции, — убеждена Корчинская. — Представьте, еще с 2014 года мы бы имели четыре дополнительных центра по трансплантации. А теперь они хотят показать всей Украине, что бороться с коррупцией в медицине невозможно».

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ