Исследования проведены Центром экономической стратегии по заказу Фонда мира и развития в партнерстве с Министерством здравоохранения. Фонд ставит своей целью – способствовать образованию и инновациям в ключевых для общества отраслях (образование, медицина, юриспруденция и др.) в сотрудничестве с государственными институтами и общественными организациями, церквями, поддерживая отечественных профессионалов через привлечение наилучшего международного опыта, экспертов и ресурсов. Особое внимание направлено на развитие медицинских технологий в ответ на биологические угрозы как один из вызовов в системе общественного здоровья. Ученые-вирусологи заявляют, что пандемии, подобные COVID-19, будут учащаться и миру нужно к этому готовиться. Кроме того, опасность представляют и другие болезни, например, в прошлом году от рака в мире умерло 10 млн. человек, а в Украине – 50 тысяч (на сегодняшний день у более 1 млн. украинцев диагностировано онкозаболевание).
«ВЫЖИВАЮТ ТЕ ОБЩЕСТВА, У КОТОРЫХ БОЛЬШЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ»
К слову, некоторые страны, такие как Великобритания, закладывают развитие сети инновационных хабов в национальную оборонную стратегию.
«В этом мире выживут те общества, у которых больше качественных знаний, лучшие технологии, качественное естественное и общественно-гуманитарное образование, большее доверие общества к носителям знаний и компетенций. Чем хуже наука, тем меньше мы знаем о себе самих, о своем обществе, мире и природе. А потому проигрываем тем, у кого наука лучше. Качественное обучение в Украине должно стать основным приоритетом, наука – высшей формой производства, а интеллектуальная работа должна иметь наивысшую стоимость», – отмечается в обращении «Не допустить коллапса украинской науки» авторитетной Инициативной группы «Первого декабря» в марте этого года. На ценности этой Инициативной группы ориентируется Фонд мира и развития, а в перспективе планирует создать Совет добродетели, куда бы вошли моральные авторитеты, профессионалы, чья жизнь и деятельность являются примерами служения обществу.
Вашему вниманию – самое главное, «экстракты» из презентации исследования «Сфера биотехнологий в мире и Украине».
Наталья ВИТЮК, председатель правления Фонда мира и развития отметила: «Мы с Министерством здравоохранения Украины подписали «Меморандум о сотрудничестве», целью которого является внедрение мер по содействию развитию биотехнологической сферы».
Страны мира уже активно включились в развитие биотехнологий. Среди передовых: Великобритания, Германия, Польша, Индия… А те, которые не будут иметь свою эффективную научно-исследовательскую инфраструктуру, обречены стать поставщиками сырья и дешевой рабочей силы. Они будут также получать лекарства по остаточному принципу, что, кстати, продемонстрировала ситуация с вакцинами.
Поэтому Фонд мира и развития заказал Центру экономической стратегии исследования биотехнологий в Украине. В нем проанализированы ключевые компоненты экосистемы, необходимые для динамичного развития сферы. Результаты используют для подготовки Национальной стратегии развития отрасли биотехнологий. Больше об этом – заместитель директора и старший экономист Центра экономической стратегии Мария Репко и Юрий Гайдай.
Мария Репко, заместитель директора Центра экономической стратегии, отметила, что, собственно, опыт стран, преуспевших в развитии биотехнологий указывает на следующие ключевые факторы успеха:
• доступ к высококачественным специалистам;
• доступ к долгосрочному финансированию;
• государственная поддержка, в частности - развитие инфраструктуры, кластеров лабораторий, налоговые льготы на вложения в исследования, разработка и внедрение долгосрочных стратегий развития.
Среди преимуществ Украины – база для развития человеческого капитала и привлечение талантов, территориальная близость к странам ЕС, большое население и разнообразный генофонд, что способствует проведению клинических исследований.
В Украине существуют очаги биохимии мирового уровня. Мы на 46 месте (из 156 стран) по количеству публикаций в Scopus по биохимии, это в 161 раз меньше, чем у лидера США, но больше, чем в ряде стран-соседей.
Однако по части ВВП на финансирование всех исследований Украина проигрывает всем без исключения странам Евросоюза. Десятилетие назад у Украины и Польши были схожие доли затрат на R&D (0,72-0,75%), однако Польша увеличила долю финансирования почти вдвое, в то время как Украина – почти вдвое снизила (до 0,43% ВВП). Лидер в ЕС, Швеция, в 2019 году потратила на исследования и разработки 3,4% ВВП.
Как иллюстрация, почему одним государствам удается отвечать на вызовы времени, а другим нет, Фонд мира и развития ознакомился с исследованием научного сотрудника Экономической комиссии ООН для Африки Виктора Конде. В частности, по его словам, биотехнологические индустрии имели успех в тех странах, где, прежде всего, была государственная поддержка.
Чтобы узнать, какова ситуация с этим в Украине, Центр экономической стратегии провел глубинные интервью с 15 ведущими экспертами в области биотехнологий в Украине, среди них ученые и представители бизнеса.
«Были названы три наиболее существенных барьера развития отрасли биотехнологий: отраслевое регуляторное поле, доступ на экспортные рынки (регуляторные препятствия и отсутствие каналов реализации) и сложности с поиском талантов, – отмечает Юрий Гайдай, старший экономист Центра экономической стратегии. – Так, среди регуляторных барьеров наиболее серьезными являются – зарегулированность импорта и технические препятствия на таможне, неэффективная разрешительная система и чрезмерная бюрократия в целом».
Поэтому представители сферы биотехнологий ожидают от власти в последующие годы действий, направленных, прежде всего, на развитие человеческого капитала, диалог с индустрией по внедрению этических стандартов и упрощение регулирования. А также на налоговые льготы компаниям, занимающимся разработками и исследованиями новых технологий.
«НУЖНА СИСТЕМНАЯ РАБОТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ЧАСТНЫМ БИЗНЕСОМ И НАУЧНЫМИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ»
«Сфера биотехнологий – глобальная. Будем откровенны: ее проблемы невозможно сдвинуть усилиями только Директората высокотехнологичной помощи и инноваций или даже всего Минздрава Украины», – начал директор Директората высокотехнологической помощи и инноваций МЗ Украины Василий СТРИЛКА, которому, кстати, вместе с командой и единомышленниками два года назад удалось сдвинуть трансплантации, что называется, с мертвой точки.
«Нужна системная работа госучреждений с частным бизнесом и научными и образовательными учреждениями. Также нужно создать общественный запрос. То есть, каждый гражданин Украины должен почувствовать потребность в развитии биотехнологий, потому что будет видеть в этом преимущества как для себя, так и для страны в целом, - продолжает он. – Что касается реализации – просто перенять чей-то опыт – не получится, потому что мы находимся в разных условиях. Например, Британия заявила о желании стать лучшим хабом по R&D (Research and Development – исследование и развитие – Н.Т.) по биотеху и уже на полпути к этому. А мы – примерно на дне Марианской впадины. Однако это не значит, что мы не должны двигаться. Это как раз свидетельствует о том, что мы должны двигаться быстрее других. Если говорить о том, с чего начать, то, в первую очередь, по мнению нашего министерства, важно определить те узкие вопросы, которые можно решить на первоочередном этапе без вложений значительных ресурсов – учитывая экономическую ситуацию в стране. Устранение законодательных и регуляторных преград – уже очень важный первый шаг, который даст толчок для развития сферы. И это то, что уже сейчас в наших силах.
Собственно, данное исследование, подчеркивает Василий Стрилка, за которое в Минздраве благодарны Фонду мира и развития и Центру экономической стратегии, дает базовый ориентир продвижения вперед. В проекте программы действий правительства на следующий год намечена разработка стратегий развития биотеха. Государственная политика в этой сфере очень важна.
Арман КАЧАРЯН, государственный эксперт Минздрава Директората высокотехнологичной помощи и инноваций считает, что Фонд мира и развития фактически стал медиатором для взаимодействия между госорганом, представителями профессионального сообщества, бизнесом, общественным сектором. И это уже принесло первый результат – собственно, упомянутое исследование.
И одна из рекомендаций исследования: написание долгосрочной – на десятилетие – стратегии. И это дает преимущества – фундамент, направления движения… Поэтому, по его словам, какие бы изменения не произошли в министерстве, будет гораздо легче использовать информацию и направлять ресурсы. Кроме того, говорит он, следует учитывать, что получение результатов в сфере биотехнологий – «игра в длинную».
«Прозвучало, что доля R&D в Украине низкая. Проведя параллели с реформой по трансформации экономической системы здравоохранения, могу сказать: даже если данный процент низкий, то есть мало средств, важно, как их качественно инвестировать, – добавляет Арман Качарян. – Просто «в стены» – неэффективно. Часто слышны популистские призывы, мол, развитие любой сферы – это увеличение финансирования. Финансирование – это хорошо, конечно. Вопрос – как финансировать. Так, сейчас научно-исследовательские работы в Минздраве финансируются по конкурсной, грантовой основе, то есть не само учреждение, а исследование, его важность, актуальность. Итак, когда мы будем разрабатывать стратегию развития сферы биотехнологий, пригласим стейкхолдеров и сделаем все возможное, чтобы она была максимально эффективной. Беря за основу исследования, будем учитывать ошибки, недостатки других стран, сознательно обходя их. Польша, например, так поступила. Для начала нужно определить слабые места, лимитирующие факторы и максимально быстро и эффективно их исправить. Впереди много работы. Будем собираться этим и более широким кругом».
«ЕСЛИ ПРИОБРЕТЕНИЕ НАУКИ ПРИМЕНЯТЬ В ПРАКТИЧЕСКИХ ОТРАСЛЯХ, ТОГДА ВСЕ БУДЕТ РАБОТАТЬ»
Виктор ДОСЕНКО, профессор, патофизиолог, генетик, научный сотрудник Института физиологии им. А. Богомольца НАНУ тоже убежден, что исследование Центра экономической стратегии – качественная, перспективная работа. Работа, по которой должно сделать правильные выводы не только руководство Минздрава, но и Кабинета министров или Офиса Президента.
Валентина АСМОЛКОВА, научный сотрудник Института биохимии им. А. В. Паладина НАНУ отметила другие болезненные вопросы, которые существуют в отрасли: «Во-первых, у нас фундаментальная наука оторвана от практического применения. Если мы хотим видеть Украину развитой, нужно менять это. Во-вторых, низкий уровень образовательных программ по биологической сфере. Есть отдельные учебные заведения, где преподавание ведется на более продвинутом уровне, если можно так сказать. Однако вообще мы очень отстаем, даже от ближайших соседей. Должна быть связь между тем, что преподают студентам и аспирантам, и тем, с чем они встретятся на практике в биотехнологической отрасли. Нужно поворачиваться лицом к работающим предприятиям, лабораториям, государственному и частному секторам; привлекать бизнес, фармацевтику, биотехнологические кластеры, тот же Минздрав. Одним словом, нам бы достояние науки начать применять в практических отраслях, тогда все будет работать».
Соглашается со своими коллегами по поводу тех мнений и предложений, которые прозвучали во время презентации, Оксана СУЛАЕВА, медицинский директор Медицинской лаборатории СSD. Особенно, считает она, следует обратить внимание на содержание учебных программ: «Это должны быть интегрированы междисциплинарные и международные программы. Как показывает опыт, как только есть сотрудничество с иностранными партнерами, сразу растет качество обучения и исследований. То же касается кооперации с бизнесом. Также обратим внимание, что в Украине слабо развита исследовательская культура как таковая: многие случаи нечестности, «освоенные» грантовые исследования, результаты которых никогда не были представлены в серьезных международных рецензируемых изданиях… В высших учебных заведениях и научных институтах действуют этические комитеты, но их деятельность часто носит чисто формальный характер».
Поэтому, по ее словам, через формирование независимых этических комиссий, распространение знаний по исследовательской этике и формирование нормальной регуляторной базы можно будет достигнуть хотя бы тот минимум, который должен быть для формирования нормальной научной среды и исследовательской культуры.
Может возникнуть вопрос: как относится к этой теме Церковь? Однако речь идет не только об УГКЦ, но и об определенной позиции религиозного сообщества Украины, – отметил отец Андрей НАГИРНЯК, заместитель главы отдела социального служения УГКЦ. Ибо Церковь прежде всего – это люди и ценности.
«Существует мнение, что научные исследования – нравственно нейтральные, а уже хорошей или плохой является их реализация. Но наука – тоже вопрос нравственный. Поэтому здесь говорим о вопросах ценностей, прежде всего, ведь между верой и наукой нет конфликта. Церковь говорит, что вера и наука – два крыла, которые могут возносить человека. Я, например, по первому образованию физик, – отмечал отец Андрей Нагорняк. – Очевидно, мы понимаем, что биотехнологии вызывают у многих недоверие, даже страх, противостояние – наблюдаем это и на примере ситуации с вакцинацией. Поэтому необходим диалог. У Церкви имеется положительный опыт сотрудничества с Минздравом в частности, по трансплантации, где наша позиция сдержанно позитивна – в том плане, что только тогда решение является хорошим, когда оно принято лично».
Отец Андрей Нагорняк обратил внимание на то, что УГКЦ в вопросе вакцинации проявила смелость и взяла на себя ответственность, потому что среди верующих существуют разные взгляды. Церковь и в дальнейшем готова включаться в происходящие процессы и общаться с людьми, поскольку это помогает создать синергию для того, чтобы достичь общего блага.
«ПУТЬ ИЗ ТЫСЯЧИ ШАГОВ НАЧИНАЕТСЯ С ПЕРВОГО». ДИСКУСИЯ
Иван МИХАЛЬЧУК, соучредитель ОО «Украинская ассоциация исследовательских биобанков», поддерживает прозвучавшую позицию Минздрава – нет ресурса, чтобы повлиять на все. Поэтому, по его словам, нужно видеть таргетированные цели, которые мы можем достигать.
«Одна из таких целей – создание экосистемы. Экосистема базируется на общих правилах игры. В исследовании отмечено, что самой большой проблемой деятельности биобанкинга является регуляция. Как это объединить с экосистемой? Если иностранный инвестор хочет зайти сюда, он определяет системные риски, в которые входит и регуляция. Честно говоря, иногда на нее уже не обращают внимания, связывая это с особенностями ведения данного бизнеса в Украине. Но у нас с вами есть запрос на создание здоровой экосистемы и изменение регуляции. Потому что без развития биобанкинга развитие биотехнологий будет неполноценным и будет иметь определенный потолок. А в самой сфере биобанкинга, не скажу, что пробел, но голубой океан, выражаясь экономической терминологией. Иными словами, есть где устанавливать правила игры и куда двигаться. Об этом, собственно, тоже – в исследовании».
Иван Михальчук также напомнил, что в августовском интервью «Укринформу», инициированном Фондом мира и развития, министр Виктор Ляшко обратил внимание на то, что «особенно уязвимы в современном мире те страны, у которых нет площадок собственного производства диагностических средств, медицинских изделий и лекарств, поскольку в условиях пандемии или чрезвычайной ситуации создается их глобальный дефицит».
Хорошо, что мы отдаем себе отчет в технологическом разрыве между нами и развитыми странами, обратил внимание Андрей ГОЙ, технический директор ПАО «Фармак». Однако, чтобы приблизиться к актуальному уровню развития биотехнологий за десять лет, отмечает он, нужны тысячи специалистов, десятки миллиардов долларов инвестиций. Не обязательно государственный, может быть и венчурный капитал.
«Например, в исследовании показана динамика Польши. Так вот, эта динамика при поддержке Евросоюза стоила именно упомянутые цифры! «Фармак» за 20 лет инвестировал около полумиллиарда долларов в новые производства, лаборатории, создание технологий… Несмотря на этот масштаб, мы остаемся фармацевтическим предприятием, современным, европейским, но с небольшой долей биотехнологических продуктов. Если же пойдем по биотехническому направлению системно, то хорошо понимаем цену таким инновациям, которые могут окупиться только при выведении собственных биотехнологических разработок на мировые рынки, - добавляет Андрей Гой. – А сейчас в мире именно технологии становятся главным фактором глобальной конкурентоспособности. Для того чтобы привлекать высокие технологии, государства конкурируют условиями, которые создают для «мозгов», а также инвестиционным климатом. Именно благоприятный инвестиционный климат стимулирует стратегически инвестировать в страну, в частности в размещение технологий на ее пространстве».
Андрей Гой считает, что важен прежде всего выбор приоритетных технологических платформ. Потому что все увлекаются примерами компаний BioNTech, которая в сотрудничестве с Phizer создала вакцину против COVID-19, или той же компанией Moderna – производителя одноименной вакцины, которые за год разработали их. Но такой успех строится на плечах десятилетних усилий и инвестиций именно в технологическую платформу.
«Мы с вами собрались для того, чтобы определить такие перспективные платформы. Путь из тысячи шагов начинается с первого. Следующий шаг – это разработка дорожной карты развития отечественной биотехнологической отрасли. И «Фармак» готов выступить активным участником процесса создания инновационной экосистемы отечественного биомедтеха», - подчеркнул он.
ВКЛАД НАУКИ В ЕВРОПЕЙСКУЮ УКРАИНУ. КЛЮЧЕВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И как итог – цитата из упомянутого обращения «Не допустить коллапса украинской науки» Инициативной группы «Первого декабря»: «…И власть и все мы должны помнить: без современных качественных университетов и без мощной научной системы демократическая европейская Украина с безопасными границами и высоким уровнем жизни граждан невозможна».
Чтобы закрепить это – в 2022 году Фонд мира и развития планирует провести День биотехнологий. Приглашаем всех заинтересованных и небезразличных приобщиться и предоставить свои предложения на эмейл: [email protected]