Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В поисках содержания информации

Образовательный метод развития критического мышления набирает обороты
14 февраля, 2001 - 00:00

В конце января в Киеве состоялась трехдневная международная научно- практическая конференция «Развитие навыков критического мышления учеников в контексте разработки стандартов образования Украины», которая собрала педагогов из стран Балтии, Болгарии, Молдовы, Грузии, США, Австралии, а главное — из городов и сел Украины. Обсуждать проблемы реформирования образования, необходимого для адаптации школы к требованиям времени, приехали представители Министерства образования Украины, Академии педагогических наук, Посольства США в Украине, преподаватели вузов и школ. Представительский форум был организован Научно-методическим центром развития критического и образного мышления «Интеллект» при поддержке Института Открытого Общества (Нью-Йорк, США), Посольства США в Украине и Международного фонда «Відродження». Метод развития навыков критического мышления учеников, которым занимается центр «Интеллект», базируется на разработках университета Северной Айовы (США). Американские разработки стали основой международного проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ).

Особенность метода состоит в том, что для выработки у учеников навыков и склонности к самостоятельному и критическому мышлению, к самостоятельной работе и собственным оценкам, а также для формирования у учеников гражданского и демократического поведения, предлагаются специальные методики обучения чтению и письму. Обучение, которое вырабатывает у учеников навыки воспринимать и критически осмысливать текст, находить в нем основной, необходимый или даже скрытый смысл. Одновременно формируется умение передавать содержание письменно или устно. А еще — привычка публично обсуждать тексты и помогать другим в этом процессе. Предложенные методики могут быть плодотворно использованы при работе с любыми текстами, т.е. на уроках практически по всем предметам. Кстати, в киевской конференции приняли участие авторы проекта — доктора философии Джинни Стил и Курт Мередит.)

Наталья Кравченко, директор НМЦ «Интеллект», определила главную задачу конференции таким образом: «Это, во-первых, презентация Министерства образования (МО) и Академии педнаук (АПН) результатов работы центра «Интеллект», направленной на развитие и распространение в Украине методик международного проекта ЧПКМ. Вторая цель конференции — предоставить педагогам возможность ознакомиться с международным опытом, с тем, что сделано у наших соседей, со взглядами заграничных авторов и адептов проекта ЧПКМ.

Считаю, что конференция состоялась очень своевременно — еще до окончательного утверждения украинских образовательных стандартов. Напомню, что в общей концепции образования Украины четко отмеченно, что детей нужно учить критическому мышлению. Но что стоит за этими словами? Мы же имеем навыки, имеем специалистов, методики, а также систему подготовки учителей. Надеемся, что, хоть «Интеллект» является общественной организацией и имеет только совещательный голос, мы будем услышаны».

Актуальность обсуждаемой на конференции проблемы подчеркнул г-н. Василий Туташинский (Главное управление содержания образования МО) — ведь именно сейчас завершается процесс формирования просвещенческой законодательной базы, принимаются стандарты образования, в которых гуманизация и демократизация обучения определены среди главных стратегических задач школы. «Метод, являющийся темой конференции, — сказал господин Туташинский, — полностью вписывается в наши концепции, в частности, содействует такому необходимому для общества гражданскому воспитанию учеников. Важным и обнадеживающим фактором есть то, что наши дети воспринимают изменения в школе легко, даже с удовольствием — им нравятся изменения в учебном процессе».

По мнению атташе Посольства США в Украине госпожи Марты Переймы, сегодня каждой стране необходимо культивировать новое отношение к образованию. В частности, методики, развивающие критическое мышление учеников, должны обязательно учитываться в процессах реформирования школы.

Николай Вашуленко, главный ученый секретарь президиума АПН Украины, с удовольствием отметил действительно международный характер конференции — свидетельство того, что украинская школа примкнула к работе, к идеям мировых просвещенческих заведений. По словам господина Вашуленко, международный проект ЧПКМ, которым занимается центр «Интеллект», успел приобрести в Украине широкий резонанс и положительную оценку. Хотя ведущие идеи, заложенные в методике ЧПКМ, не новые — у нас они были сформулированы еще в 20—30-е годы, но так и остались, как это часто у нас бывает, на уровне идей.

Трудно себе представить, сказал ученый секретарь, что еще 3 года назад, когда новая методика только заявляла о себе, она имела немало противников. Находились и такие, например в Харькове, которые подозревали здесь «кодировку мозгов». Сегодня же актуальность методов воспитания навыков критического мышления является абсолютно очевидной. И не только для школ, но также для педагогических вузов, для авторов учебников, в конечном счете — для руководящих просвещенческих кадров.

Между прочим, господин Вашуленко поделился с корреспондентом «Дня» своими рассуждениями относительно возможной причины усиленного внимания американских ученых к методикам чтения и письма. Дело в особенностях английского языка, говорит господин Николай, где, как известно, написание и произношение слов сильно отличаются. Из- за этого в англоязычных странах даже у образованных людей часто фиксируют низкий уровень навыков чтения и письма. Для нас это не типично. (К сожалению, существует и другое мнение — у нас нет проблем с чтением исключительно потому, что, начиная со старших классов, никто не измеряет настоящее умение человека интеллигентно читать. — К.Г. )

Джинни Стил и Курт Мередит (США, авторы проекта ЧПКМ) в своем совместном докладе сделали особый акцент на то, что образование играет ведущую роль в демократизации общества. Обучение — любому предмету — должно также воспитывать у детей навыки демократического поведения. Реформы образования, как и общества, не могут быть реализованы директивами сверху — они делаются (или не делаются) в школьных классах. Там формируются новые взаимоотношения учитель — ученик, ученик — ученик, там ученик учится свободно высказывать свои мысли, работать вместе с другими, брать на себя ответственность за других. Поэтому главное — использовать идеи метода ЧПКМ в формировании новых школьных отношений на всех уровнях. Без воплощения демократии в жизнь класса не может быть надежды на построение открытого демократического общества. Первичной клеткой открытого общества пусть станет каждый класс каждой школы.

Методы критического мышления широко используют в США, хотя, как сказали докладчики, «в нашей стране есть как чрезвычайно хорошие школы, так и абсолютно ужасные. (Кстати, предвыборная программа президента Буша обещала, помимо прочего, также реформирование, улучшение американского образования.)

Говард Мулд (Австралия, один из тренеров центра «Интеллект») начал свой доклад несколько неожиданно — серьезно и торжественно запел какую-то песню. Как выяснилось, это был государственный гимн Австралии, и пел его господин Мулд по поводу Дня Австралии, который отмечался именно в тот день. Возможно, кому-то это показалось странным, но мне стало завидно. В своем докладе австралиец отметил, что главная задача образования — воспитывать социально сознательных учеников, начиная с детского сада. А также заботливо пестовать любовь к обучению. «Наиболее возможное «преступление» школы, — сказал Говард Мулд, — скука».

Людмила Карпец (учительница Великодимерской школы) в течение почти полугода использует методики ЧПКМ в 3-м классе на уроках по всем предметам. По ее наблюдениям, уже через месяц произошли определенные изменения в психологии обучения детей — появилась уверенность, ученики перестали бояться высказывать свои мысли, заметно увеличился их лексикон. На уроке, в отличие от обычной картины, одновременно работает весь класс. И каждый ученик отвечает за успехи других. Вырос также уровень самостоятельности в работе — третьеклассники «не взлезают» из библиотеки. Учительницу, однако, волнует то, что в следующем году ее дети пойдут в старшие классы и там, скорее всего, попадут в старую «солдатскую» атмосферу. Если, конечно, предметные учителя не откажутся от старой методики обучения.

Ирина Гудзик (Институт педагогики АПН) в своем докладе привела пример практического воплощения методов ЧПКМ в схему современного реформирования образования Украины. В ее докладе речь шла о такой сложной, важной и недостаточно разработанной проблеме, как оценивание учебных достижений учеников. И. Гудзик считает, что здесь весьма важно сместить акценты — оценивать не усвоенные учениками фактические знания, а, главным образом, приобретенные ими коммуникативные, социальные, поликультурные компетенции. Особенно когда речь идет о среднем и высоком уровнях оценок (8—12 балов). Вот, например, что значит «12 балов» при оценивании разговорных навыков учеников (диалог): «Ученики составляют диалог на материале предложенной темы, связывают тему с собственным жизненным опытом, подбирают аргументы на защиту своей позиции, сопоставляют различные взгляды, а также могут изменить свое мнение под влиянием убеждений оппонента. Соблюдают этикет диалога, умеют внимательно и доброжелательно выслушать собеседника, кратко формулировать свое мнение, оставляя время для высказываний собеседника». Подобные критерии оценок учитывают идеи и опыт внедрения в Украине программы «Чтение и письмо для развития критического мышления».

Конференция предоставила присутствующим возможность не только выслушивать доклады, знакомиться с теоретическими основами метода ЧПКМ. Значительной и интересной частью стали так называемые презентации — показательные уроки с применением методов развития навыков критического мышления. Проводили презентации как работники НМЦ «Интеллект», так и учителя из различных регионов Украины и Киева, которые прошли подготовку в центре и успешно применяют новые методы в классах. «Учениками» — кстати, очень активными и заинтересованными — стали все участники конференции, включая заграничных гостей и журналистов. Одним из методов, который презентовали ЧПКМ, стала дискуссия между двумя группами «класса» на очень острую тему — права украинского и русского языков в Украине. (Интересно, что все гости конференции из ближнего и дальнего зарубежья стали на защиту прав украинского государственного языка.) Кстати, вопреки существующему мнению, метод критического мышления рекомендует не избегать обсуждения на школьных уроках острых и даже болезненных тем, а наоборот — давать ученикам возможность формировать и отстаивать доказательствами свои собственные мысли относительно таких, например, проблем, как языковые, конфессиональные, социальные и тому подобное.

Общение с гостями конференции стало свидетельством того, что проект ЧПКМ имеет успех не только в Украине. Так Инга Павула (Латвийский университет) рассказала, что в Латвии приходится устраивать всереспубликанский конкурс — так много педагогов желают ознакомиться с методами ЧПКМ. Принимая во внимание популярность и высокие оценки проекта ЧПКМ, начиная с 2001 года, семинары по критическому мышлению будут финансироваться муниципальными правительствами страны (раньше их поддерживал фонд Джорджа Сороса).

В заключение отчета о международной конференции, посвященной проблемам реформирования современной школы, расскажу небольшую историю. В конференции участвовала учительница из Тбилиси Теа Дарсалия — молодая, статная, как царица Тамара, грузинка. Среди прочего, я спросила у нее: «Как живут сегодня грузины?» И вот ее горький ответ: «Плохо, очень плохо. Мы, грузины, веками, даже тысячелетиями боролись за свободу. Сегодня мы ее получили. Жизненные трудности, однако, убили у нас чувство радости и счастья — страшно сказать, но грузины не радуются своему освобождению. А плохо живем, безусловно, потому что разучились отвечать за свою судьбу, не умеем самостоятельно принимать решение. Мы — грузины, стали безответственными людьми, которые поэтому и не принимают свободу. Вот почему я так предана методу развития у детей критического мышления. Кроме немецкого, географии и прочего, дети теперь учатся в школе принимать самостоятельные решения и оценивать их последствия. Инерция, инфантильность — это смерть народа, конец его истории».

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ