Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В России и Украине почти одинаковое количество «канонических» православных общин

29 июля, 2003 - 00:00

Министерство юстиции России недавно обнародовало статистические данные о религиозной ситуации в России на конец 2002 года. Это перечень основных церквей, конфессий и деноминаций, которые сегодня официально зарегистрированы на территории нашего соседа, а также данные о численности религиозных организаций. Языком цифр представлена разнообразная религиозная панорама, которая наводит на размышления, ставит вопросы, заставляет пересмотреть некоторые стереотипы.

Общая картина — числа. Всего в Российской Федерации (РФ) зарегистрировано 21448 общин и религиозных организаций, а число различных христианских и нехристианских конфессий и деноминаций приближается к 100.

Безусловно, доминирующей является Русская православная церковь (РПЦ) Московского патриархата. В ее состав входят 11299 общин и религиозных организаций, — это приблизительно 51% от общего количества в стране. Кроме хорошо знакомой нам РПЦ, сегодня на территории России официально зарегистрировано еще пять православных церквей. Это Русская православная автономная церковь, Русская православная церковь за границей (ее общины в РФ), Истинно-православная церковь, Русская православная свободная церковь, а еще — Украинская православная церковь Киевского патриархата. В эти православные церкви входит всего 162 организации; в том числе в УПЦ Киевского патриархата — 9.

Если говорить об ортодоксии, то, кроме упомянутых шести церквей, православными себя считают также старообрядцы различных направлений (согласия) — Русская православная старообрядческая церковь, Древнеправославная церковь, Поморская церковь и другие, — всего 288 общин и организаций. Таким образом, всего в России действует более 10 отдельных зарегистрированных православных церквей. Есть в России верующие Апостольской армянской церкви (61 организация), которые также считают себя православными.

Вторым по численности христианским сообществом (если можно их объединить этим словом) являются в России протестанты различных исповеданий, среди которых больше всего христиан веры Евангельской — пятидесятников (1435 общин и религиозных организаций). На втором месте Евангельские христиане-баптисты (1015), затем идут Адвентисты седьмого дня (643), лютеранские церкви (всего 211), методисты, мормоны и многие другие, включая новейшие харизматические церкви. Всего — почти 5 тысяч общин и организаций. Свидетели Иеговы имеют в РФ 407 общин.

Католическая церковь России относительно небольшая — 268 общин и организаций. Украинцам будет интересно узнать, что в России действует также 4 греко-католических общины, членами которых являются исключительно тамошние украинцы. Напомним, что об основании в России общин этой церкви заботился еще митрополит Андрей Шептицкий.

Ислам представляют в России 3467 общин и религиозных организаций. Это второе по численности религиозное сообщество страны. В наше напряженное время Русская православная церковь предпринимает немалые усилия, чтобы поддерживать с исламом России хорошие отношения, не провоцировать противостояние. Так, ислам признан Законом одной из четырех традиционных религий России (вместе с РПЦ, буддизмом и иудаизмом).

Кроме вышеупомянутых, в России есть множество других религиозных или квазирелигиозных направлений — Сознание Кришны, вера караимов, Армия спасения, «Церкви объединения» (Муна), тантризм, толстовцы, рериховцы («Живая этика»), саентологи, языческие верования (аналоги РУН веры) и др.

Несколько сравнений. По населению Россия более чем в три раза превышает Украину. Несмотря на это, количество зарегистрированных религиозных общин и организаций в Украине заметно больше, чем в России, — 26760 против 21448. Это можно объяснить разными причинами, например, тем, что в РФ существует более жесткий подход к регистрированию общин. Играет роль также исторически присущая украинцам набожность в сочетании с высоким уровнем веротерпимости. А еще — давние контакты Украины с католическим и протестантским Западом. Но наиболее значимой причиной является, безусловно, современный раскол украинского православия — наибольшей конфессии страны — на несколько церквей. Это привело к безосновательному дроблению православных общин, монастырей, духовных учебных заведений и руководящих центров одной веры и конфессии. В селах строят по три православные церкви вместо одной (да еще плюс одна греко-католическая); в Киеве функционирует не один духовный центр (патриархия или митрополия), а четыре. В каждой области не одна епархия, а несколько. А народ Божий должен все это содержать.

Стоит сравнить количество общин и организаций Русской православной церкви и Украинской православной церкви Московского патриархата (в составе РПЦ). На территории Российской федерации в РПЦ входит, напоминаем, 11299 общин и организаций. (Это меньшая часть общей численности этой церкви, имеющей большие митрополии в Украине, Белоруссии, Молдове, много общин в Западной Европе и на других континентах, — на чужих «канонических территориях»). УПЦ МП к концу прошлого года насчитывала 10200 приходов и организаций — только на 10% меньше, чем РПЦ. Как видим, по количеству общин и религиозных организаций «церковь- дочь» почти не уступает «церкви-матери» (Не считая две «неканонические» Украинские церкви). И каждому понятно, что потеря УПЦ МП, предоставление ей автокефалии или только автономии приведет к радикальному уменьшению Русской церкви. Что отразится как на ее статусе во Вселенском православии, так и, безусловно, на сумме церковной десятины, которая идет в кассу церкви. Не говоря уже о потере московского влияния на украинский народ Божий.

Православная страна? Как упоминалось, РПЦ на территории РФ имеет 51% от общего количества общин и организаций. (Кстати, в Украине православные приходы составляют приблизительно такую же часть). Стоит подчеркнуть, что для «классической православной» страны это совсем не много. По сравнению, скажем, с Грецией, где доля православных превышает 90% населения. К тому же, российский 51 процент берется не от всего населения страны, а только от количества религиозных общин. Необходимо сделать скидку еще на чичиковские «мертвые души» среди православных общин или на потемкинские «деревни». Так что получается, что сегодня РПЦ не «тянет» на Третий Рим.

Русское православие не едино , несмотря на расхожее мнение. Общеизвестен раскол ХVII века, приведший к образованию независимых старообрядческих церквей, которые были преданы анафеме Собором 1666 — 1667 годов и запрещены законом как еретические. Собор РПЦ 1971 года снял трехсотлетнюю анафему и обвинение в ереси; РПЦ провозгласила политику примирения и воссоединения, начались переговоры. За тридцать лет, однако, не было достигнуто никакого соглашения или компромисса. Дело осложняется еще тем, что старообрядцы также раздроблены. Но главное в другом — в том, что при царе Алексее Михайловиче раскалывалась одна церковь, а сегодня нужно объединять совсем разные церкви, которые далеко разошлись во многих подробностях, деталях, особенностях церковной жизни. А известно, какое значение придают церкви именно подробностям (вера в общего Бога, исповедование «Верую» здесь далеко не на первом месте).

Позволим себе сделать небольшое отступление. Русский раскол ХVII века показывает нам, украинцам, каким образом это происходит и чем может закончиться. Если украинское православие пробудет в расколе длительное время, то наши церкви незаметно, понемногу так разойдутся в разные стороны, что об объединении не будет и речи. Приведем один пример. УПЦ Московского патриархата имеет уже несколько новых святых, которых никогда не признают украинские православные других церквей. Скажем, они не станут молиться св. Николаю II, императору Российскому. Несмотря на даже тот факт(?), что иконы царя повсеместно мироточат.

В России сегодня зарегистрировано, не считая старообрядческих, шесть православных церквей , враждующих между собой. Одна каноническая (РПЦ) и 5 «сект». «Секты» немногочисленные, но количество их сторонников постоянно растет. Аналитики объясняют это, в частности, порочной политикой Московского патриархата, пассивностью и малым авторитетом духовенства, которое «не оправдало надежд общества в начале 90-х годов». Немалое значение имеет и «молодая» активность альтернативных российских православных церквей.

Так, недавно прошел Объединительный Архиерейский Собор Истинно-православной церкви (Церковь имеет 47 приходов и 4 духовных организации), который принял несколько интересных постановлений. В частности, призвал верующих очистить от «исторической недостоверности жития святых», «признать разнообразие литургических обрядов и даже богословских нововведений», постепенно переходить на богослужения и чтение Священного Писания живым понятным для верующих языком. Немалое значение эта церковь придает социальным проблемам; один из ее митрополитов призвал каждого православного христианина взять на воспитание одного брошенного родителями ребенка, а церковные общины организовывать по образцу трудовых коммун — ради получения средств для социального служения. Предусмотрена и коренная активизация миссионерской православной деятельности — «от дома к дому, от дверей до дверей» по образцу «Свидетелей Иеговы».

На Соборе было осуждено понятие «каноническая территория», которым постоянно оперирует РПЦ, потому что «в своих крайних формах это понятие лишает человека Богом данной ему свободы религиозного выбора». Речь шла также о религиозной нетерпимости: «Когда мы говорим, что только мы одни праведные, а все остальные — еретики, мы совершаем большой грех. Ведь Дух Божий дышит, где хочет. Поэтому мы должны постоянно расширять диалог с другими Церквями».

Как видим, церковь приняла довольно либеральную программу церковной жизни, программу, апеллирующую ко многим россиянам.

Католическая церковь в России по численности сторонников занимает скромное место (268 приходов и организаций). Последние несколько лет католическое духовенство подвергается в России заметным притеснениям, а отношения между Московской патриархией и Ватиканом хронически напряженные, — несмотря на все попытки и старания Ватикана. Московская патриархия постоянно обвиняет Ватикан в том, что католики посягают на каноническую территорию РПЦ (это не только территория России, но и некоторых других стран, в частности, Украины) и «перетягивают» к себе потенциально или традиционно православных людей. Руководство РПЦ считает, что Католическая церковь имеет в России только одно право — «духовное окормление» поляков, немцев, литовцев и других западных «инородцев»-католиков (как это было в царской России). А все остальные граждане страны (за исключением мусульман, буддистов и иудеев) должны принадлежать исключительно к Русской церкви. И не только россияне, но также народы Поволжья, Сибири, Севера и так далее.

Определенная часть русской интеллигенции питает, однако, традиционную слабость к католицизму, «моду» на который ввел еще император Павел I; он, как известно, был Великим магистром католического Мальтийского ордена. Россияне, отдающие предпочтение католицизму, считают его духовенство значительно более образованным и интеллигентным, а церковную жизнь более адаптированной к современности.

Очевидно, что отношение РПЦ к Католической церкви находится в полном противоречии с конституционными свободами Российской Федерации, с правом каждого гражданина на свободу совести, на свободный выбор конфессии и церкви.

«Госкомрелигий» . В украинских церковных и околоцерковных кругах существует легенда, что в Российской Федерации отсутствует властный институт, который так или иначе занимается религиозными делами. Этот факт постоянно используют противники Государственного комитета по делам религий при Кабинете Министров Украины. Их формула приблизительно такова: «Украинский Госкомрелигий — это атавистическая советская структура, которая сегодня упразднена даже в России».

Такое утверждение свидетельствует или о неосведомленности, или о, скажем так, полемической неточности. Система, в которую входит более 21 тысячи российских религиозных общин и организаций, очевидно, не может функционировать сама по себе. Религиозными делами РФ занимаются такие уважаемые институции, как Комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций и Комитет по вопросам религиозных организаций при правительстве РФ. Это однако не все. В аппарате полномочных представителей президента РФ каждого региона работают Отделы взаимодействия с религиозными организациями. В России это добрая традиция — никогда не оставлять церкви без поддержки и совета.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ