Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В шлепанцах на Эверест

Как украинка с двумя малолетними детьми проехала 20 стран и стала экологической активисткой
29 мая, 2020 - 09:44

Восходить на Эверест в шлепанцах, жить в рыбацкой хижине на берегу моря или сажать лес в Бразилии. Пожалуй, мало кто именно так представляет себе отдых с детьми. Но история экоактивистка Юлии Бонд разрушает эти стереотипы. Когда дочери Юли Джессике было 3,5 года, а сыну Роланду — всего два месяца, вместе с ними женщина начала путешествовать по миру. В течение трех лет они посетили 20 стран, жили преимущественно в отдаленных районах Азии и Южной Америки. Это путешествие не только изменило их самих, но и позволило по-новому взглянуть на мир, убедиться, как быстро и непоправимо он меняется. До путешествия Юлия мало внимания обращала на климатические изменения. А вот после — начала активно изучать отчеты международных организаций и заниматься просветительской работой, вместе с детьми участвовать в глобальном протестном движении Fridays for Future. О «жизни в путешествиях» и пути ее семьи к экологической ответственности женщина впервые рассказывает только для «Дня».

— Юля, как лично вы увлеклись путешествиями, это было спонтанное решение или, может, мечта детства?

— Путешествия сопровождают меня с раннего возраста. Я росла на Чукотке, на крайнем севере. Это такой край, где только снега, там даже не было деревьев. С детства мне хотелось увидеть мир, исследовать и изучать новое. Когда мне было четыре года, я решила организовать себе «путешествие» и убежать из детского сада. Мы вышли на прогулку, а когда всех детей уже заводили назад, я спряталась и пошла гулять по горам. Еще до вечера я вернулась, но в моих четыре года это казалось огромным путешествием. И если честно, я не раскаивалась в том, что это сделала (смеется). С детства я очень не любила рамки и ограничения. В путешествиях же меня привлекало то, что можно расширить границы. Например, в Индии, где мы жили, принято есть руками. В Таиланде в помещениях практически не было мебели и всего, от сна к домашним заданий, делается на полу. Мы с детьми подхватывали местные привычки, это очень интересный опыт.

Водопады во Вьетнаме вблизи города Далат

 

— Не страшно было брать с собой детей в длительные путешествия?

— Наш путь начался с того, что мы поехали в Египет на отдых. Это был пакетный тур на три недели. Но тогда ехать куда-то с двухмесячным сыном еще не было для меня чем-то обыденным. Конечно, я волновалась, продумала детали: собрала огромную сумку, взяла коляску, много вещей. Но все прошло замечательно. Мой сын перенес перелет очень легко, ежедневно купался в море, лежал вместе со мной на пляже. Через три недели мы вернулись домой и решили, что не хотим жить на одном месте, нам это не интересно, поэтому поехали дальше в Турцию, а оттуда и в другие страны. Надо понимать, что с детьми не всегда просто. Бывают разные ситуации. В Турции, например, случилось так, что Джессика, которой было почти 4 года, полностью сломала ключицу. К тому же, у меня на руках был пятимесячный Роланд. Но такие вещи могут случаться везде: ты живешь ты на одном месте или путешествуешь. Поэтому я была готова к тому, что дети могут заболеть. Каждый раз мы отправлялись в дорогу примерно на год, пока не заканчивались паспорта. Затем возвращались домой на некоторое время, оформляли документы и ехали дальше. Всего в путешествиях мы провели чуть больше трех лет. Что касается моего сына, то могу сказать, что он путешествует большую часть своей жизни.

«ПОДНИМАЛИСЬ С КОЛЯСКОЙ НА ГОРУ И СПАЛИ В КАМИНЯХ»

— На слова «путешествие с детьми» у многих возникнет такая картина: хороший отель, «все включено», аниматоры и релакс на берегу моря. Как в основном выглядели ваши путешествия?

— Мы были необычные туристами, ведь изначально не сидели на месте, пытались увидеть как можно больше. В Турции мы жили в Аланье и однажды решили взойти на гору на окраине. Всю ночь поднимались с коляской, а потом спали прямо на камнях. Обычная подстилка, и я с детьми на ней, укутанные в какую-то одежду, встречаем рассвет. Также у нас был интересный подъем в Гималаях. Кстати, в то время моему младшему сыну было 3 года. Мы вышли на высоту в половину Эвереста. Дальше не смогли идти, потому что у нас просто не было с собой теплой одежды, обуви и всех необходимых принадлежностей. Мы пошли на Эверест в шлепанцах, с обычным рюкзаком, в джинсах и футболках. Туристы, которые профессионально занимаются подъемами, идут в специальной обуви, берут с собой инструктора-гида, который их ведет, носильщика, который несет вещи. При себе также имеют большие рюкзаки. Когда такие туристы поднимались и на пути встречали нас, в шлепанцах и обычной одежде, при этом еще и с двумя детьми трех и шести лет, они просто не понимали, что происходит (смеется). К нам подходили, расспрашивали, я объясняла, что мы тоже поднимаемся, но они не понимали, как это возможно делать без инвентаря, да еще и ребенку трех лет. Но на самом деле, в этом не было ничего удивительного. До подъема мы долгое время жили в одном из поселков в Гималаях. Там познакомились с местной культурой и уже на все смотрели глазами жителей этих краев. Местные не ходят в горы с инвентарем, они просто идут. Многих удивляло то, что именно дети восходили на Эверест, но для них это восхождение не было таким сложным, как может показаться. После целого дня в походе, когда мы приходили в село на ночлег, они еще бегали и игрались в прятки. Взрослые часто недооценивают детей, думают, что те не справятся, но у них очень много энергии. К тому же, дети на тот момент были уже подготовлены. Когда путешествовали, мы ходили примерно по 15-20 километров в день.

Джессика на Бали на фоне плантацій

 

«ЦЕНА ВОПРОСА: 500 ДОЛЛАРОВ В МЕСЯЦ»

— Расскажите немного подробнее об организации быта: что брали с собой, где жили?

— С самого начала мы брали с собой много вещей, но от путешествия к путешествию наши чемоданы становились все меньше. Дошло до того, что мы поехали в год в Южную Америку, имея при себе только ручную кладь. Взяли только базовые вещи, и этого хватало, даже ничего не докупали. Что касается жилья, мы часто посещали нетуристические места, поэтому отелями не пользовались. Например, в Таиланде мы жили через каучсерфинг в местной семье учителей, к слову, мусульманской семье. Ежедневно они вставали очень рано и молились все вместе. Мы ели их традиционную пищу, я готовила им наши блюда. Мы могли везде ходить с ними, посещать их школу, познавать культуру изнутри.

— А если не секрет, во сколько обходятся путешествия?

— В среднем выходило по 500 долларов в месяц со всеми расходами. Страны, по которым мы путешествовали, в основном были недорогие. Очень часто мы пользовались волонтерским сервисом Wokraway. Он доступен каждому. Там путешественник в обмен на 4-5 часов работы, в моем случае это было преподавание английского, может получить бесплатное жилье и питание. Нужны были только деньги на проезд. Поэтому я могу сказать, что такие путешествия доступны для многих.

Джессика и Роланд в индийском ашраме, духовном центре, где люди придерживаются аскетического образа жизни и проходят духовные практики

 

— Вы преподавали для детей из разных стран и разных культур, что дал вам этот опыт?

— Я работала учителем-волонтером в Аргентине, Индии и Камбодже. В Камбодже, например, это была школа для бедных детей, не имеющих возможности оплачивать занятия. Учеников было достаточно много и они действительно сильно на меня повлияли. Эти дети еще в раннем возрасте очень сознательны. Понимают, что их жизнь зависит от того, насколько они смогут выучить английский или другие дисциплины. Дети чувствуют искреннюю благодарность за то, что ты их учишь. Они совсем другие, у них нет проблем с дисциплиной, к обучению они подходят очень серьезно. Для них это действительно важно.

— А как учились ваши собственные дети все это время? Как я понимаю, за время путешествия Джессика достигла школьного возраста. Как удалось обеспечить ее обучение и каким было их с Роландом дошкольное образование?

— Мы находились на дистанционном обучении в Международной украинской школе. Она дает образование тем детям, родители которых живут или работают за рубежом. Последний год нашего путешествия Джессика училась дистанционно и получила табель за второй класс. Иногда мои дети ходили и в местные заведения. Например, в Южной Америке Джессика полгода посещала испаноязычную школу, а Роланд — испаноязычный детсад. После этого они неплохо говорят по-испански.

Джессика приземлилась после первого полета на параплане в Турции. На тот момент девочке было всего 4 года. Она одна из самых маленьких детей, кто совершал такие полеты

 

«ВЫШЛИ НА ПРОТЕСТ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬ ПАСПОРТА»

— Что вам давалось сложнее всего в путешествиях?

— Переезжать из одного места в другое. Например, в Индии, в Гималаях, мы жили в селе, где практически не видели белых людей. Мы для них были как инопланетяне. Возможно из-за этого, но они к нам очень хорошо относились. А когда мы уезжали оттуда, все село с нами прощался. Слезы расставания — это было очень сложно ... Вообще, у нас часто случались сложные отъезды, люди проникали глубоко в сердце ...

— А попадали ли вы в опасные ситуации? Как удавалось найти выход?

— С нами такие ситуации случались постоянно. Например, в Камбодже, в городе Сием Рип, мы едва не остались без паспортов. Чтобы продлить визы, мы отдали документы в частное агентство. Его офис был в центре города, поэтому ничто не вызывало опасений, что нас могут обмануть. В результате, у нас забрали деньги, паспорта и ничего не возвращали. Мы уже должны были ехать дальше, а документов все не было. Следует понимать, что в таких странах, как Камбоджа, полиция — это бесполезный вариант. Нужно что-то придумывать самостоятельно, чтобы решить проблему. Поэтому у нас не осталось другого выхода, как выйти на главную улицу с плакатами и придать ситуации огласку. Кстати, дети тоже были со мной и держали плакаты. У нас не было такого, что дети живут своей детской жизнью, а я, как взрослый, решаю все проблемы. Мы всегда были вместе. Несмотря на то, что они были еще маленькие, всегда помогали мне во всех делах и были в курсе того, что происходит. Тогда во время акции к нам подходили люди, со временем их собралось достаточно много. Представители агентства все же среагировали, приехали и вернули нам паспорта и деньги. Это не единичный случай. С разного рода трудностями мы сталкивались в каждой стране: проблемы со здоровьем, деньгами, документами, — все, что случается с путешественниками. Но благодаря этим трудностям сейчас мы можем адаптироваться практически к любым условиям, любой среде. Я знаю, что моя семья сможет пережить даже «армагеддон».

Школа для малообеспеченных в городе Сием Рип (Камбоджа), где Юлия преподает английский и живет вместе с детьми

 

«ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ЧТО-ТО СДЕЛАТЬ — ДЕЛАЙ СРАЗУ»

— Последний год вы провели в Украине, наверное, нашлось время «выдохнуть», переосмыслить все, что с вами происходило. Думали ли вы о том, как опыт путешествий изменил ваших детей? Что это им дало?

— Еще во время путешествия я обращала внимание на то, что мои дети отличаются от сверстников. Приведу вам такой пример. Джессика и Роланд часто спрашивали у меня: «Зачем люди поделили планету на какие-то части и дали им разные названия?» Мои дети везде чувствуют себя комфортно, как дома. У них нет деления, что это их страна или не их. Поэтому для них было непонятно, зачем стоят границы. Вот такая разница в мировоззрении. Они очень легко находят общий язык со всеми, ведь привыкли общаться с людьми любого возраста и любой культуры, их ничто не смущает. К тому же, дети, которые растут в путешествиях, имеют другие ценности, у них меньший интерес к материальным вещам. Мы не возили с собой кучу игрушек, и это не было им нужно. Мои дети видят деревья, слышат птиц, разговаривают с животными, все время что-то изучают. Для нас было привычным, что вот здесь мы едим, а на столе, к примеру, лежит змея или коробка с муравьями. Это неотъемлемая часть их исследований природы.

— А как путешествия повлияли лично на вас?

— Прежде всего, они научили меня: если хочешь что-то сделать — делай сразу. В путешествиях ежедневно появляются возможности, которые можно использовать только сейчас, завтра их уже не будет. Это выработалось у меня в привычку, если появилась какая-то идея, я реализую ее сразу же, в тот же день, никогда не оставляю это на потом. Не всегда, конечно, удается воплощать все, ведь время ограничено, а идей очень много. Но на ключевые вещи я нахожу время и силы. Это действительно отличает людей, которые много путешествуют, от тех, кто живет на одном месте. Ведь когда ты дома, кажется, что все можно отложить на завтра, а путешественники живут в моменте. Отдельное значение имеют путешествия с детьми. Они позволяют посмотреть на мир еще шире, ибо то, что замечают дети, не замечаю я. Мы как бы дополняем друг друга. Вообще, для меня путешествия — это своеобразное духовное развитие, это шанс научиться открываться и доверять вселенной. Для нас, европейцев, — это сложно. Мы привыкли, что все должно быть под контролем. Надо точно знать, где мы будем спать, что будем есть, в каких условиях находиться. А путешествие этого не дает, поэтому путешествия повлияли на меня духовно. Я почувствовала доверие к жизни, как бы ни складывалась ситуация, я верю, что все будет хорошо.

Юлия с детьми во время первой поездки в Египет

 

«КАНИСТРА ВОДЫ В ДЕНЬ»

— После путешествий вы стали намного больше внимания уделять экологическим проблемам. Что вас так поразило?

— Действительно, до путешествий я не очень углублялась в проблему изменений климата. Знала о них примерно столько же, как и все люди. Но когда путешествовала, то начала замечать климатические изменения практически везде. В каждой стране, где мы жили у побережья, я общалась с местными пожилыми людьми. В каждом городке они рассказывали мне одну и ту же историю: «20-30 лет назад здесь пляж был большой, сейчас вода поднялась, и он уменьшился». В это время я стала больше внимания обращать на такие вещи. Потом мы поехали в Индию. Жили в семье в городе Чинай. Там все было замечательно, но после нашего отъезда я узнала, что озеро, из которого город получал воду, полностью пересохло за один год. Просто не было дождей, и озера не стало. А Чинай, чтобы вы понимали, это крупный город, примерно как наш Днипро. А озеро было такое, как наши водохранилища. Тогда я поняла, что стабильность, которая заложена у нас в голове, — иллюзорна. Нам кажется, что все будет хорошо, если климат начнет меняться, то это будет долгий процесс и нас это не коснется. Но такие вещи могут произойти очень быстро. Например, в той же Индии, кроме Чиная, мы жили в полупустынных районах. Каждый день я вставала в 5 утра и шла набирать канистру воды на целый день, чтобы иметь возможность приготовить поесть, постирать одежду, помыться или убрать в доме. Все это — одна канистра воды. И что интересно, люди жили в таких условиях не всегда. Они рассказывали, что их река пересохла только два года назад и теперь они вынуждены покупать воду за большие деньги. В Таиланде, на том месте, где мы жили, в прошлом январе эвакуировали 38 тыс. человек, затопило все это поселение. В каждом из этих мест остались люди, которые для нас больше, чем друзья. Многие становились просто родными. Все они уже сейчас страдают от изменений климата. Поэтому для меня эта тема очень личная. При этом большинство стран, которые испытывают на себе последствия климатических изменений, сами не вносили лепту в загрязнение атмосферы. Украина же много лет входила в десятку стран -лидеров по выбросу парниковых газов, но при этом применяет меньше всего мер, чтобы компенсировать свое влияние. И мы сами сейчас можем пострадать, если не обратим внимания на проблему. Мы все очень зависим от воды и других ресурсов. Изменения климата и повышение температуры на планете, ненадлежащее количество осадков, бесснежные зимы, все это не только позволяет ходить зимой в легком одежде, но и может привести к тому, что за 25-30 лет в Украине 2/3 территории станут непригодными для жизни, там просто не будет воды. Это все очень серьезно. Я хочу, чтобы люди обратили на это внимание. Я жила в местах, где ощутимы изменения климата, и знаю, насколько быстро это происходит. Это не 100-200 лет, как многие думают. Проблемы нас ждут уже сейчас, и все эти процессы постоянно ускоряются.

***

Опыт семьи Бонд — практически уникальный, как для Украины, так и для мира. Ранее Юлия мало рассказывала о своих поездках, потому что считала их довольно обыденным делом. Во время путешествий только снимала видео и делала короткие ролики для своего ютуб-канала The World as Julie Bond. Но сейчас решила описать приключения своей семьи в книге, а 20 ноября этого года вместе с детьми планирует начать установление рекорда Гиннесса. Они отправятся в первое семейное кругосветное путешествие и уже подают соответствующую заявку в Книгу рекордов.

Елена Бережнюк. Фото из архива Юлии Бонд
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ