Уже несколько месяцев в скверике на перекрестке житомирских улиц Шевченко и Бородия продолжается строительство. Строится храм. Уже само по себе это событие является заметным в жизни областного центра, ведь за годы независимости это фактически первая храмовая новостройка в Житомире. Знаковым является и тот факт, что будущую церковь возводит греко-католическая община, которая по своей численности является самой маленькой среди традиционных христианских сообществ города.
Исторически сложилось так, что в Житомире издавна существовали две большие (и почти одинаковые по численности) общины — православные и католики. Два с половиной века, когда город находился в составе Речи Посполитой, сделали его «польской столицей Волыни», одним из центров католицизма на Правобережье, резиденцией епископа. А православие, которое играло в те времена роль защитника интересов украинского населения Житомира, получило второе дыхание после присоединения края к России в 1793 году.
В ХVII — ХVIII вв. нашли свое место в религиозной жизни Житомира и греко-католики, или униаты (так их тогда называли). Исторических данных о тогдашней греко-католической общине почти не сохранилось, однако достоверно известно, что нынешний Преображенский собор (УПЦ МП), который является самым большим храмом областного центра, возвели в 1870 — 1880 годах на месте старинной униатской церкви, которая была повреждена во время реконструкции.
В имперские и советские времена об униатах в Житомире не слышали. Запрещение деятельности церкви не могло не привести к переходу большой части верующих в православие, а также к отъезду остальных на Запад. Оставшиеся идентифицировали себя по принадлежности к греко-католической Церкви только в кругу семьи.
Религиозное возрождение начала 90-х годов пробудило и житомирских греко-католиков. Встречаясь на православных богослужениях в Михайловской церкви (УПЦ КП), люди знакомились, обменивались телефонами, договаривались о будущих встречах в храме. Однако отсутствие постоянного настоятеля (изредка наведывались священники из соседних приходов) не могло сцементировать общину, поэтому в 1997 — 1998 годах греко-католики Житомира оказались, как и когда-то, «в подполье» — инициатора объединения прихода не было, каждый жил своей жизнью.
Именно такую ситуацию застал молодой 24-летний священник Виталий Сидорук, назначенный в декабре 1998 года настоятелем общины. Уроженец Каменец-Подольского, Виталий закончил там школу, индустриальный техникум по специальности «электрик», работал на кабельном заводе. Однако, чувствуя в душе тягу к Богу, поступил во Львовскую духовную семинарии УГКЦ, закончив которую, служил дьяконом. Когда предложили возглавить приход в Центральной Украине, он из трех городов избрал именно Житомир, хотя до этого ни разу здесь не бывал.
— Когда я приехал сюда, здесь было пусто, — вспоминает отец Виталий, — люди время от времени наведывались в Михайловскую церковь или костел, однако объединенной общины не было. Я ходил по городу, клеил объявления — собирал вместе прихожан. Постепенно собралось человек 35-40, которые и стали приходом Святого Василия.
Прихожане — преимущественно выходцы из Западной Украины, которых судьба свела с Житомиром. Преимущественно это люди с высшим образованием (инженеры, педагоги), которые еще в советские времена получили направление на работу в Житомир. Например, в семье Конрадов (Ярослав родом из Львовщины, Татьяна — житомирянка) важнейшие семейные события уже связаны с отцом Виталием: он венчал старшую дочь Ярослава и Татьяны, крестил внука. А в прошлом году в один день Конрады получили сразу два подарка: крещение Татьяны и сразу после этого — венчание с мужем — через 25 лет после свадьбы.
Отец Виталий стремится преобразовать свой приход в крепкую и здоровую семью, которая жила бы своими радостями и заботами.
— Мне пришлось побывать в Британии, и там меня приятно поразила жизнь одной из многих церковных общин. Все прихожане знакомы друг с другом, после службы — традиционное неспешное общение за кофе. Каждый церковный праздник отмечается в общем, словно семейном кругу. Поэтому я стремлюсь, чтобы и наш приход жил по образцу дружной семьи.
Самым сильным «магнитом» для любой религиозной общины является храм. Житомирские греко-католики верят, что через несколько лет у них таки будет красавица-церковь. Пока что она существует только в виде макета, который стоит на полке в квартире отца Виталия. По стройным формам византийского стиля легко угадывается знаменитая Пятницкая церковь в Чернигове — шедевр древнерусского зодчества, который стал основой для создания житомирского храма (автор проекта — архитектор Валерий Головатенко). Строительство нижней церкви (над которой через 3 — 4 года будет воздвигнута верхняя), началось в марте на средства дружественных приходов УГКЦ из Западной Украины, Германии и Австралии.
С нетерпением ожидая появления собственной церкви (кстати, первого униатского храма в Житомире за последние 200 лет), греко-католики ныне считают «родным» католический костел Святой Софии, где ежедневно вот уже четыре с лишним года (с разрешения епископа Яна Пурвинского) отец Виталий проводит богослужение.
16 июня 2003 года стало самым долгожданным днем для прихожан — в фундамент будущего храма был торжественно заложен краеугольный камень. Праздничная церемония собрала на строительной площадке всех прихожан, а также уважаемых гостей: Киево- Вышгородского экзарха УГКЦ Василия (Медвита) и Киево-Житомирского епископа-ординария РКЦ Яна Пурвинского. Общая молитва важных представителей двух церквей (достаточно редкое для Житомира явление) — чем не пример единства христианства?
…Каждую неделю они собираются на утреннюю службу — когда двадцать, когда тридцать человек — маленькая община большого города. Их несравнимо мало рядом с сотнями и тысячами прихожан православных и католических храмов Житомира. Однако эти люди, помня мученическую историю своей церкви, возможно, более чем кто иной знают, что вера — это то, что объединяет, а не разделяет. Символом такого единения украинских церквей в Житомире может стать новый храм, куда, бесспорно, ежедневно будут приходить разные люди, и каждый будет ощущать себя там членом большой христианской семьи. Об этом мечтает отец Виталий. Такой ли уж неосуществимой является эта мечта?