Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ваша бедность — ваша проблема

1 сентября, 1999 - 00:00


«День» продолжает дискуссию об ответственности богатства. Как выглядит сегодня в Украине тандем «богатые и бедные»? Что представляет собой реальная социальная структура украинского общества? Какова в треугольнике «богатые — бедные — государство» роль последнего?

Сергей МАКЕЕВ, доктор социологических наук, Институт социологии:

— В сегодняшней Украине особенность социального неравенства состоит в том, что разные группы и категории населения существуют в разных социально-экономических классах. А это значит, что и в укладах с разными и неравными жизненными шансами и возможностями. Первый такой уклад я бы условно назвал укладом натурального хозяйства, в котором сегодня пребывают крестьяне, часть пенсионеров- горожан и т. д. И дело не только в том, что это натуральное хозяйство характеризует растениеводство или разведение мелкой и средней домашней живности. Здесь, как и во всяком натуральном хозяйстве, отсутствуют или изымаются основные блага цивилизации: к примеру, отсутствуют деньги, как универсальное средство обмена, периодически и надолго отключается свет, газ. Здесь отсутствуют основные бытовые удобства. А здравоохранение и образование здесь в таком упадке, что их трудно назвать таковыми. То есть это жизнь наедине со всеми жизненными проблемами. Тип человека этого уклада, условно, — патриархальный земледелец.

Следующий — это уклад, в котором весьма причудливо сочетаются элементы натурального хозяйства и раннего индустриализма. Здесь хоть и ограничено, но обращаются деньги. Здесь видны знаки присутствия основных благ индустриализма: быт с его незатейливыми услугами, радио-, теле- и телефонными коммуникации, нехитрая бытовая техника. Это уклад едва ли не сплошного дефицита. Доступно очень немногое. Главным образом по причине необыкновенной дешевизны рабочей силы. Такой дешевой, что ей вообще можно не платить. Любые шансы на продвижение у молодежи, пребывающей в этом укладе, весьма и весьма ограничены. Здесь доминирующим социальным типом является рабочий. Причем совсем не обязательно индустриальный рабочий. Речь идет о людях, которые живут только за счет собственного труда. Плюс — им часто приходится заниматься натуральным хозяйством, потому что деньги, как и многое другое, в дефиците. В основном, это жители маленьких и средних городов, которые, ко всему, все больше замыкаются в своей среде, потому что контакты между разными укладами очень ограничены.

Третий уклад я условно называю укладом развитого индустриализма с вкраплениями постиндустриализма и значительным элементом теневой экономики. Здесь блага цивилизации наличествуют едва ли не в изобилии. Здесь знают, что такое отдых и развлечения, что такое охрана здоровья и образование по выбору. Доминирующий социальный тип в этом укладе — это энергичный, предприимчивый, образованный, достаточно молодой, склонный к подвижной и активной жизни человек.

Четвертый уклад стоит от остальных на значительном расстоянии. Это уклад капиталистического постиндустриализма, то есть, посредничества и услуг. Здесь уже совершенно неограниченный доступ ко всем современным благам и полное удовлетворение того, что может предоставить современная цивилизация. Отсутствуют границы между государствами, люди чувствуют себя гражданами мира не только в смысле возможности физического пересечения границ — здесь возможно свободное получения других паспортов, другого гражданства, любого образования для своих детей и т. д. В четвертом укладе доминирующий и едва ли не исчерпывающий тип — это тот, кого условно можно назвать бизнесменом. Со скидкой на все те условия, в которых пребывает бизнес сегодня в стране.

Итак, отличительной чертой современной структуры украинского общества является наличие этих четырех укладов, их значительная и, возможно, прогрессирующая со временем автономизация. Люди могут, конечно, перемещаться из одного уклада в другой, но шансы на это перемещение весьма незначительны. Тем более, что со стороны государства, как основного центрального арбитра, не предпринимается ничего, что могло бы облегчать эти движения или компенсировать существующее неравенство. Поэтому люди оставлены наедине с этими проблемами, это будто бы их личное дело. Разумеется, для необыкновенно энергичных, целеустремленных остаются шансы, но нельзя говорить о том, что эти шансы равны для всех.

Вячеслав КРИШТОФОВИЧ, режиссер:

— Социальное неравенство всегда есть, будет и другого не придумано. И единственная его особенность на данный момент в том, что оно недоразвито, как и все остальное. По-другому у нас в такие короткие сроки быть не могло. Все в состоянии эмбриона. И во что он разовьется — непонятно.

У нас нет принципов, согласно которым можно было бы структурировать общество. Возьмем, к примеру, материальный достаток. Есть чистые деньги, а есть деньги ворованные. Это не одно и то же. Да, действительно, сейчас те, у кого есть деньги выделяются в отдельный слой. Но он тоже неоднородный. Я знаю многих из этих людей: одни из них — бандиты, другие — интеллектуалы. С другой стороны, все зависит еще и от того, что подразумевать под понятием деньги — элементарные, чтобы жить, или большие. Есть художники, которые хорошо продаются. Они неплохо зарабатывают: могут купить себе квартиру, машину. Они богаты или нет? Тогда по сравнению с кем? По деньгам они — тот самый средний класс, который должен быть, у которого что-то есть и которому есть что терять.

Наталья ТРОФИМОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ